Лизинг на первой скорости

Лизинговый механизм, идеально подходящий для обновления основных средств, в РК работает слабо. Двигателем рынка остается господдержка

Лизинг на первой скорости

Совокупные показатели лизингового рынка показывают заметный рост, и он по-прежнему в немалой степени обеспечен присутствием лизингового финансирования в государственных программах поддержки бизнеса. Частные лизингодатели в минувшем году, однако, тоже начали себя чувствовать несколько лучше после трудного 2015 года с переходом на свободный плавающий курс национальной валюты. При этом основные проблемы развития рынка остаются нерешенными.

По данным комитета по статистике Министерства национальной экономики (КС МНЭ) РК, в 2016 году общая стоимость договоров финансового лизинга составила 166,7 млрд тенге, что на 32% выше показателя за 2015 год — 126,6 млрд тенге. На сельское хозяйство при этом в минувшем году пришлось 46,7% от общей стоимости договоров финансового и операционного лизинга, на транспорт и складирование — 41,1%, горнодобывающую промышленность и разработку карьеров — 6,3%.

По тем данным, которые приводит КС МНЭ, на 33% вырос в номинальном выражении объем полученных лизинговых платежей. А совокупный лизинговый портфель на конец 2016 года увеличился на 15% и составил 369,7 млрд тенге.

Лизинг остается инструментом для длинного финансирования основных средств: 77% объема сделок (в денежном выражении) приходится на договоры с периодом действия свыше 6 лет. Что касается процентных ставок, то договоры, составляющие примерно половину объема всех договоров, были заключены со ставкой выше 14%. Еще примерно 28% от объема всех договоров имеют ставку 10–14%. Договоры, по которым ставка составила менее 10%, достаточно многочисленны — примерно 40% в числе сделок в 2016 году, однако их общий объем составил менее 19% всех договоров. Вероятно, это как раз часть сделок с представителями малого и среднего бизнеса.

Источники финансирования лизинговых компаний в ходе сделок в 2016 году были сформированы на 52% из собственных средств. Заемные средства составили 37%. Еще 11% были обеспечены республиканским бюджетом или Нацфондом РК. При этом из собственных средств лизингодателя финансируются преимущественно сделки в сфере сельхозтехники, которые на 90% финансируются за счет собственных средств лизинговых компаний. В то время как при финансировании сделок в сфере транспортных средств и оборудования доля собственных средств — только 7%. На 70% источники финансирования по данным сделкам сформированы из заемных средств, еще на 22% — из республиканского бюджета. Источники фондирования лизинговых сделок и их стоимость играют крайне важную роль для удовлетворения спроса на лизинг — это один из определяющих факторов для роста рынка.

Лизинговые компании, принявшие участие в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»), занимают примерно 80% рынка по портфелю и почти 70% в структуре новых сделок за год. Показатели этих компаний, лидеров рынка, позволяют лучше изучить структуру рынка и объяснить причины изменения ключевых рыночных показателей.

Правильная специализация

Большую часть объема нового бизнеса лизинговых компаний, участников исследования, формируют два лидера ренкинга.

«КазАгроФинанс» занимается поддержкой аграриев, и основу его портфеля составляют сделки по лизингу сельхозтехники и племенного скота. В 2016 году объем новых сделок компании несколько снизился — на 2%, однако все еще остается очень значительным для казахстанской лизинговой отрасли — 57,5 млрд тенге. Портфель при этом вырос на 9%, до более чем 202,4 млрд тенге. Количество сделок составило 2409 — недосягаемый уровень для других участников рынка. Как итог — высокая доля сельхозтехники в совокупном портфеле всех лизинговых компаний. Остальные участники рынка в секторе лизинга сельхозтехники практически никак не представлены.

«В 2016 году наблюдался рост лизингового портфеля нашей компании, — рассказывает заместитель председателя правления “КазАгроФинанс” (КАФ) Рустам Карагойшин. — Заключались новые договоры финансового лизинга, увеличилось количество новых клиентов. Рост во многом обусловлен государственным стимулированием сельхозтоваропроизводителей через субсидирование ставки вознаграждения при лизинге сельхозтехники и возмещение части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях. КАФ в 2016 году было закуплено и передано в лизинг аграриям 3 119 единиц сельхозтехники и оборудования, что составило около половины от общего числа приобретенной сельхозтехники и оборудования по стране. При этом спрос на рынке остается высоким, и необходимая потребность должным образом не покрывается операторами лизинговых услуг».

Почему эта модель оказалась успешной в аграрном секторе? Во-первых, лизинговая схема достаточно гибка, а лизинговая компания берет на себя часть забот лизингополучателя. Лизингодатель занимается процедурой регистрации и страхованием предмета лизинга, обеспечивает поставку техники и техническое сопровождение в течение определенного периода времени. Лизингом также предусмотрена покупка подержанной техники — формат, пользующийся спросом, поскольку цены на новую технику достаточно высоки.

При оформлении лизинга не требуется дополнительный залог, так как залогом выступает сам предмет лизинга, что очень важно для малого бизнеса, у которого по определению туго с залогами. Еще одним аргументом в пользу выбора лизинговой схемы финансирования является наличие налоговых преимуществ. Лизинговыми компаниями для аграриев может быть предусмотрен гибкий график погашения основного долга с учетом сезонности (оплата один раз в год после сбора урожая). Вместе с тем сроки финансирования лизинга являются длинными, что тоже немаловажно для аграриев, так как сама отрасль предполагает долгосрочную окупаемость вложений.

Еще один фактор — банки неохотно идут на финансирование сельскохозяйственной отрасли, считая ее высокорискованной. Ряд частных лизинговых компаний также осторожны в этом сегменте. Урожайность в высокой степени зависит от погоды. Кроме возможного неурожая, нужно учитывать переменчивое качество продукции, риск снижения мировых и внутренних цен на продукцию, возможные проблемы с рынками сбыта и логистикой. Каждый из этих факторов и все вместе могут отрицательно сказаться на заемщике и повлиять на его способность обслуживать кредиты. Кроме того, уже упомянутый длительный производственный цикл часто оказывается неприемлем для классических кредиторов.

Второй крупный участник рынка — «БРК-Лизинг» — еще одна компания с госучастием в капитале (БРКЛ — «дочка» государственного Банка развития Казахстана). Компания ориентирована на инвестирование в крупномасштабные проекты, соответствующие стратегии индустриально-инновационного развития республики. Приоритетными для «БРК-Лизинг» секторами экономики стали обрабатывающая промышленность, производственная и транспортная инфраструктура. Количество сделок компании нельзя назвать слишком большим — 82 в 2016 году, однако в их числе крупные проекты. Объем нового бизнеса компании в 2016 году вырос на 25% и составил 49,4 млрд тенге. Портфель на конец минувшего года также показал значительный рост — 48% и достиг 87,7 млрд тенге.

«БРК-Лизинг» участвует в таких государственных программах, как Единая программа поддержки и развития «Дорожная карта бизнеса — 2020» и программа инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015 — 2019 годы. Последняя предполагает использование схемы лизингового финансирования для поддержки представителей отечественного машиностроения, в том числе автопроизводителей и производителей подвижного железнодорожного состава. Финансирование предоставляется покупателям казахстанской техники (в том числе зарубежным) для стимулирования экспорта. Программа появилась в 2015 году, и последние два года БРКЛ стал заметным игроком в транспортном сегменте лизинговой отрасли.

«КазМедТех» (КМТ) также является государственной компанией и специализируется на уникальном для казахстанского лизингового рынка сегменте — поставках по лизинговой схеме медицинского оборудования. Пока в списке клиентов превалируют государственные организации здравоохранения. В 2016 году компания заняла второе место по числу сделок — 88 новых сделок за год. Однако по объему нового бизнеса — за 2016-й 1,8 млрд тенге — лизингодатель на четвертом месте. Хотя этот показатель к 2015 году вырос сразу на 40%.

Компании ниже первых двух позиций в своем развитии показывают скачкообразную динамику. Количество сделок у них невелико, и отдельные удачные сделки (или их отсутствие) могут привести к значительному изменению объема нового бизнеса в отчетном периоде. За исключением указанных трех компаний, основные игроки представляют частный сектор.

Второй год подряд довольно впечатляющий результат показывает компания «Лизинг Групп». По итогам 2016 года объем нового бизнеса вырос на 66%, до 1,8 млрд тенге, а количество сделок за год достигло 44. Еще одна лизинговая компания «Аль Сакр Финанс» также является одной из старейших на рынке. Минувший год для нее складывался несколько менее удачно (см. таблицу 1).  

В ренкинге практически не представлены лизинговые компании, аффилированные с банками. Создаваемые при выделении банками данной деятельности в отдельный бизнес (нерегулируемые лизинговые компании имеют несколько больше свободы), эти компании обладали важным преимуществом — наличием доступа к источникам фондирования, хотя лизинг иногда вступал в конкуренцию с традиционным кредитным банковским бизнесом. Долгое время данная категория лизинговых компаний играла достаточно заметную роль на рынке. В частности, активно стартовал «Сбербанк Лизинг». Однако сегодня эти лизингодатели ушли на задний план и предпочитают не открывать итоги своей деятельности.

Часть банков при этом оставила лизинг у себя, не выводя его в дочерние структуры, например, крупным лизинговым портфелем обладал «БТА Банк». В последние годы лизинговый портфель банков неуклонно снижается и приближается к нулю. По данным Нацбанка РК, объем лизинга на балансе банков за 2016 год составил 5,8 млрд тенге — это на 22% ниже показателя на конец 2015 года. Доходы банков, связанные с получением лизингового вознаграждения, снизились на 63%, до 0,3 млрд тенге.

Местные диспропорции

Структура новых сделок по предметам лизинга несколько искажена, поскольку в исследовании не принимает участия ряд частных компаний, мало пересекающихся в своей работе с деятельностью крупных государственных лизингодателей. Очевидно, что доля сельского хозяйства в целом по рынку несколько ниже, примерно на 10–15 п.п., с соответствующим перераспределением этой доли на другие сектора. Так, доля грузового автотранспорта в портфеле лизинговых компаний, вероятно, несколько выше и достигает 3–6%. Однако в целом ранжирование предметов лизинга в новом бизнесе и в портфеле корректно отражает рыночную ситуацию, и диспропорции в структуре рынка очевидны.

Значительная доля сельскохозяйственной техники в структуре новых сделок — заслуга «КазАгроФинанса». Когда-то здесь был представлен еще один крупный игрок — лизинговая компания «Астана-Финанс», однако она уже давно не заключает новых сделок, и ее портфель сокращается год от года. Остальные компании в этом сегменте рынка почти не представлены.

Рост доли железнодорожной техники во многом обеспечен деятельностью «БРК-Лизинг» по развитию отечественной инфраструктуры. ЖД-сегмент крайне популярен в России, однако в Казахстане его развитие носит переменный характер, вероятно, в силу ограниченности круга потенциальных клиентов.

Автотранспорт, прежде всего грузовой, является одним из приоритетных секторов для частных лизинговых компаний. Здесь наблюдается наиболее значительная конкуренция и, похоже, в этом сегменте в первую очередь лизинговые компании оказываются способны сделать привлекательные предложения.

Эта ситуация является в целом стандартной и для мировых лизинговых рынков. В Европе и США приобретение автомобиля в лизинг успешно опережает покупки транспортных средств в кредит и является важной частью лизинговой отрасли. В Германии, одном из крупнейших лизинговых рынков Европы, сегмент пассажирского и коммерческого автомобильного транспорта в 2016 году занял 75% лизингового рынка. На Западе лизинг очень часто заканчивается возвратом транспортного средства, а не его покупкой, клиент просто меняет автомобиль на более современную модель. В некоторых странах понятие лизинга фактически идентично нашему пониманию обычной аренды. Поэтому по сравнению с кредитом лизинг является гораздо более гибким и простым инструментом. В Казахстане, правда, на практике лизингополучатель обычно оставляет транспорт и не возвращает его.

Немаловажно здесь и то, что автомобильный рынок достаточно крупный и динамичный — не в пример другим видам основных средств, вызывающим эпизодический интерес у бизнеса. В ренкинге не представлены лизинговые компании, аффилированные с автодилерами, такие как «Вираж-лизинг» или Astana Motors Leasing, которые также предпочитают не распространяться об итогах своей деятельности. Крупные автодилеры обратили внимание на преимущества реализации транспортных средств по лизинговой схеме и вносят это предложение в структуру каналов продаж.

Этот сегмент рынка, возможно, мог бы развиваться более динамично при доступности в Казахстане лизинга для физических лиц. Пока же казахстанское законодательство дает возможность воспользоваться лизинговым финансированием только юридическим лицам. Для лизинговой компании подвижной железнодорожный состав и коммерческий автотранспорт обладают важным преимуществом — это наиболее ликвидные активы, что значительно снижает риски.

«Уровень спроса на лизинговые услуги обусловлен экономической ситуацией и, соответственно, платежеспособностью клиентов, — говорит г-н Карагойшин. — Помимо этого, в настоящее время на рынке лизинга наблюдается нехватка у лизингодателей финансирования, прежде всего заемного, в достаточном объеме. Не хватает финансирования с длительными сроками, и надо учитывать фактор высокого процента коммерческого кредита для лизинговых компаний». В частности, негативную роль играет чрезмерно консервативный подход в риск-менеджменте банков. Следствием этого являются повышенные требования к заемщикам — как к лизингодателю, так и к лизингополучателю.

К остальным факторам, сдерживающим сегодня развитие лизинговой отрасли и лизинговых компаний, по мнению г-на Карагойшина, относятся нехватка платежеспособных клиентов, низкий спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов, недостаток квалифицированных специалистов, недостаточный спрос на предметы лизинга.

Эти факторы, оказывающие негативное влияние на развитие лизинговой отрасли, с большей или меньшей частотой упоминаются участниками наших исследований на протяжении долгого периода времени. И, очевидно, пока нет оснований считать, что даже при оживлении экономики ситуация сильно изменится. Вопросы фондирования и популяризации услуг останутся главным вызовом для частных лизингодателей. Обсуждаемая отмена налоговых льгот по финансовому лизингу также не добавляет участникам рынка оптимизма. Интерес государства к поддержке предпринимателей через лизинговое финансирование, который с каждым годом только растет, продолжит определять динамику и структуру отрасли в среднесрочной перспективе.

* Эксперт отдела рейтингов рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»).

Интерес к инвестициям

Объем инвестиций в основной капитал в 2016 году вырос на 5,1%, составив 7,7 трлн тенге. Этот фактор оказался одним из немногих, способствующих в минувшем году росту ВВП. В 2015 году рост был немного скромнее — 3,7%. Порядка 40% объема инвестиций приходится на малые предприятия. Рост объема к 2015 году — 5,1%. На крупные предприятия приходится примерно 51% инвестиций в основные средства. Если в 2015 году они практически не показывали роста (1,3%), то в 2016-м результат был более явным — рост на 6,1%.

По видам затрат основная часть (57% инвестиций) приходится на работы по строительству и капитальному ремонту зданий — рост объема вложений к 2015 году составил 6,6%. На машины и оборудование в 2016 году пришлось 28% инвестиций, при этом данные затраты увеличились на 9,2%.

Особенно с учетом не самого выдающегося года для экономики рост инвестиций в основные средства, на наш взгляд, составлял умеренно позитивный фон для лизинговой деятельности.

Методология

RAEX («Эксперт РА Казахстан») проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года и полугодия.

В проекте «Казахстанский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РК, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями — участниками исследования.

В исследовании по итогам 2016 года приняли участие 6 лизинговых компаний. К компаниям, которые, по нашим оценкам, могли бы попасть в топ-20 крупнейших по итогам 2016 года, но не предоставили свои данные, относятся Astana Motors Leasing, «ТехноЛизинг», «Сбербанк Лизинг Казахстан» и «Нур Лизинг».

Хотим обратить внимание на то, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее:

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) — сумма заключенных за год сделок финансового лизинга и оперативного лизинга (по которым передано в лизинг вновь купленное оборудование).

В новые сделки финансового лизинга включаются сделки, по которым более раннее из двух событий — (а) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (б) получение ненулевого аванса от лизингополучателя — наступило не ранее первого дня рассматриваемого периода и не позднее его последнего дня.

Объем полученных платежей — это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) — объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Прорваться к полимерам

Потенциал индустрии производства и переработки полимеров в РК неплохой, но без выпуска собственного сырья реализовать его не получится

Тема недели

Узбекистан пореформенный

Ташкент приступил к экономическим реформам, призванным усилить частный бизнес. Казахстан от этого пока выигрывает, однако выигрыш не следует переоценивать

Спецвыпуск

В ожидании перемен

Точками роста для страховых компаний, скорее всего, станут инициативы регулятора

Наука и технологии

Точная копия

“Электромарганец” из Текели применяет технологию 3D-сканирования при изготовлении литейной оснастки