Плацдарм для экспансии

Польское правительство планирует использовать географическое положение Казахстана и его роль транзитного узла региона, чтобы выйти на рынки Центральной Азии и Китая

Казахстанско-польские отношения, которым в этом году исполняется 25 лет и которые все это время были «ровными», возможно, перейдут в активную фазу. Местное правительство понимает, что источник польского экономического чуда — дешевый и квалифицированный труд — на исходе, поэтому стимулирует своих предпринимателей к более энергичной экспортной экспансии. Казахстану в этой стратегии отводится место плацдарма, с которого польский бизнес начнет атаковать рынки Центральной Азии и Китая.

Польская растишка

Польша — рекордсмен среди европейских стран по росту экономики, который продолжается 24 года подряд. Благодаря довольно высокому для Европы среднему приросту ВВП за этот период — 4,1%, реальный ВВП увеличился вдвое. А поскольку за это время количество населения существенно не изменилось, то следует говорить о двукратном увеличении реальных доходов поляков. Жесткие реформы в начале 1990‑х позволили создать ключевые институты, необходимые для функционирования рынка, а правильная приватизация не допустила олигархизации и монополизации экономики — вот обычное объяснение польского экономического чуда.

В действительности главный козырь экономического роста Польши — дешевый и квалифицированный труд. Именно это позволило сегодня польским компаниям встроиться в производственную цепочку крупных европейских и мировых компаний. Причем эта тенденция усилилась после вступления республики в Евросоюз в мае 2004 года, о чем свидетельствует троекратный рост прямых иностранных инвестиций в том же году, а также высокий уровень зарубежных вложений в следующие годы.

Впрочем, республике удается привлекать иностранные инвестиции до сих пор, ведь производительность по-прежнему растет быстрее, чем зарплата. Портфель проектов Польского агентства по инвестициям и торговле (ПАИТ) показывает, какие направления больше всего интересуют зарубежных инвесторов в Польше. Сегодня агентство сопровождает 181 инвестиционный проект на сумму 4,8 млрд евро. Среди них преобладают инвестиции в сектор услуг (68 проекта), в автомобилестроение (28 проекта), а также в производство продуктов питания (13 проектов). «Кроме того, в нашем портфеле много инвестиционных проектов, связанных с IT-услугами и финансовым консалтингом. Следом идут проекты в области машиностроения — в Польше продолжают открываться компании-поставщики крупных ТНК», — рассказывает главный аналитик ПАИТ Лукаш Лесневски.

История перехода экономики Польши на капиталистические рельсы, когда одной из целей приватизации было не допустить монополизацию и олигархизацию экономики, привела к такой ее структуре, в которой преобладают маленькие и средние компании. «В Польше работают 1,7 тысячи микрокомпаний, что составляет 95,8 процента всех компаний. Фирмы, в которых количество сотрудников не превышает десяти человек, дают более половины польского ВВП», — отмечает директор департамента международного развития Польского агентства развития предпринимательства Михал Поланьски.

В 2015 году ВВП Польши составил 477 млрд долларов, что делает ее восьмой экономикой в Европе. Ключевым торговым партнером является Германия, которая покупает четверть польского экспорта. Помимо Германии в первый эшелон стран — потребителей польского экспорта входят Великобритания (6,9%), Чехия (6,1%), Франция (5,4%) и Италия (5,1%).

«На долю Германии приходится четверть нашего импорта и экспорта. Польское автомобилестроение завязано на Германии: мы покупаем там комплектующие и продаем им готовые автозапчасти и автомобили. Если вы купили в Казахстане новый Mercedes-Benz, то, знайте, двигатель для него произвели в, Польше», — отмечает г-н Лесневски.

«Активное сотрудничество польских и немецких компаний сыграло положительную роль, — объясняет Михал Поланьски. — Наши фирмы модернизировали производство, чтобы соответствовать требованиям немецких партнеров. Но сильная зависимость от Германии делает нашу экономику уязвимой».

Машиностроительная отрасль выпускает главную экспортную продукцию: в 2015 году автозапчастей было продано на 10,8 млрд долларов, что составило 5,7% от всего экспорта, следом идут автомобили — 6 млрд долларов (3,2%). Пятерку основных экспортных товаров замыкают стулья (2,6%), прочая мебель (2,1%), а также пассажирские и грузовые суда (1,8%).

Настройка драйвера

Польские чиновники откровенно говорят, что скоро труд перестанет быть дешевым, а экономика рискует попасть в ловушку среднего дохода. Поэтому президент страны Анджей Дуда, пришедший к власти два года назад, выдвинул План ответственного развития. Программа предполагает развитие в пяти направлениях: реиндустриализация экономики, стимулирование инновационных компаний, увеличение расходов на развитие, торговая экспансия, социальное и региональное развитие.

Для инновационного скачка — второго пункта в стратегии — создан Национальный центр исследований и развития. Его бюджет составляет 7 млрд евро за счет дотаций Евросоюза. Деньги до 2020 года будут распределены среди польских компаний, которые занимаются научной работой. В планах польского правительства довести расходы на НИОКР до 2% от ВВП.

Что касается четвертого пункта в стратегии, торговой экспансии, то ПАИТ планирует открыть 70 зарубежных представительств и актуализировать существующие инструменты поддержки экспорта. «Первое, планируем создать банк, схожий по своим функциям с экспортно-импортным, он будет выдавать крупные кредиты и страховать экспортные операции, — рассказывает Мачей Фалковски, заместитель директора департамента экономического сотрудничества Министерства иностранных дел Польши. — Второе, польские министерства отказались от традиционных инструментов поддержки экспорта, которые приносят пользу крупным фирмам: торговые миссии, участие в выставках и конференциях».

Как говорит собеседник, поскольку в Польше почти 99% экономики представлены маленькими и средними предприятиями, то им нужен инструмент, заточенный под нужды определенной компании. «Мы запустили инструменты поддержки экспорта, суть которых — маркетинг и консалтинг, — продолжает г-н Фалковски. — У небольших компаний трудности с аналитикой. Поэтому польские госорганы предлагают подробную аналитику, не доступную в открытых источниках. Например, если производитель кондитерских изделий хочет выйти на рынок какой-то страны, то наши госорганы могут сделать анализ рынка и конкуренции, дать расклад всех санитарных норм, просчитать расходы для выхода на рынок, более того, мы поможем в поиске деловых партнеров на месте».

Газ в обмен на печи и грейдеры

Польша не стоит на первых позициях в списке ключевых торговых партнеров Казахстана. Товарооборот между нашими странами в лучшие годы едва превышал 2 млрд долларов. С тех пор показатель сократился вдвое и по итогам 2016 года составил 759 млн долларов. По размеру товарооборота Польша в списке внешнеэкономических партнеров РК занимает 16‑е место, после Узбекистана и Мальты.

Но и Казахстан для Польши — внешнеэкономический партнер второго эшелона: его доля в польском экспорте составляет 0,4%.

Начиная с 2008 года сальдо взаимной торговли стабильно положительное. Казахстанский экспорт в Польшу на 95% состоит из минерального сырья и продуктов низших переделов — это нефтяные газы, сырая нефть и продукты неорганической химии. А вот поляки поставляют нам в основном готовые изделия — промышленные печи, сельхозтехнику и комплектующие для нее, лекарственные средства, косметику и звукозаписывающее оборудование.

Вот как объясняет падение товарооборота между Казахстаном и Польшей президент Польско-Казахстанской торгово-промышленной палаты Петр Гузовски: «Что касается польского экспорта в Казахстан, то сейчас, когда Европа применила антироссийские санкции, сложно перевозить товары транзитом через Россию. Сейчас многие польские товары едут в Казахстан через Турцию, Иран и Грузию, а это дополнительные временные и денежные издержки, что делает польскую продукцию дорогой. Поэтому казахстанские партнеры отказываются от тех товаров, которые можно заменить».

По словам собеседника, польские яблоки попадают в Казахстан под брендом «Сделано в Беларуси». «Не стоит забывать, что в ЕАЭС выгоднее покупать российские и белорусские товары. Также в Казахстане наблюдаются экономические проблемы из-за падения цен на нефть, что влияет на вашу платежеспособность», — замечает г-н Гузовски.

Впрочем, польский экспорт в Казахстан в 2016 году упал в абсолютных значениях не намного — всего на 86 млн долларов. Поэтому не стоит беспокоиться об этом, ситуацию изменят 2–3 крупных контракта, считает Мачей Фалковски.

Для увеличения казахстанского экспорта в Польшу не хватает активности нашего бизнеса. Отечественные сельхозтовары здесь востребованы: например, популярную люблинскую вермишель производят из казахстанской муки, а наши семена используют для посыпки хлебобулочных и кондитерских изделий. Г-н Гузовски считает, что нужно использовать репутацию хорошо зарекомендовавших себя казахстанских сельхозтоваров в Польше, чтобы наращивать объемы поставок.

«Мы продаем конину в Италию и Францию, так что не остается для себя. Казахстанскую конину можно было бы успешно продавать в Польше. Скоро нам не будет хватать фуражного зерна, потребность в котором могла бы закрыть ваша страна», — перечисляет Петр Гузовски.

Что касается падения казахстанского экспорта в Польшу, то, по мнению г-на Гузовского, в РК трудно купить многие товары. «Два года вели переговоры о покупке алюминия. Сначала нам сказали, что нельзя его покупать в сыром виде, что нужно переработать перед тем, как вывезти. Нашли людей, готовых переработать, но нам так и не продали сырье», — вспоминает он свой опыт столкновения с казахстанскими реалиями.

Польша среди стран, инвестирующих в экономику РК, занимает скромное место. За последние десять лет самое крупное польское вложение зафиксировано в 2014 году и составило 42,8 млн долларов. Пик инвестиционной активности связан с фармацевтической компанией Polpharma SA, которая с 2011 года на юге Казахстана реализует крупный инвестиционный проект стоимостью 100 млн долларов. Всего действующих компаний с участием польского капитала — 115, что сравнимо с количеством компаний с сингапурским участием и в четыре раза меньше, чем корейских фирм. Из 115 компаний лишь одна крупная, три средние, все остальные можно отнести к малому бизнесу.

По словам г-на Лесневского, польский капитал стремится в такие страны, как Канада, США, Франция и ЮАР. «Да и в самой Польше достаточно сфер, куда можно инвестировать, — замечает Петр Гузовски. — Наши предприниматели неактивны в казахстанском направлении, потому что географически ближе и институционально легче инвестировать в европейские страны». По его словам, бизнесмены из Восточной Польши более или менее представляют себе правила игры, существующие в Казахстане, поскольку они ведут дела в России и Беларуси. Предприниматели из Западной Польши выбирают европейские страны, поскольку не очень хорошо понимают тонкости ведения бизнеса на постсоветском пространстве. «Изменение условий достигнутых договоренностей для них станет шоком», — отмечает г-н Лесневски.

Казахстан — точка сбора польского бизнеса

«Казахстан — одна из немногих для нас приоритетных стран. И могу заверить, что список приоритетных стран у нас недлинный», — подчеркивает представитель МИД Польши Мачей Фалковски.

Отношение к Казахстану изменилось после официального визита Нурсултана Назарбаева в Польшу в августе прошлого года. До этого Казахстан поляками воспринимался ближайшим союзником России и одним из главных конструкторов Евразийской интеграции. А это уже повод к настороженному отношению, тем более что электорат стоящей у власти партии «Право и справедливость», известной своей антисоветской и антироссийской риторикой, составляет треть избирателей.

С учетом этих настроений г-ну Назарбаеву пришлось повторить свой тезис, что ЕАЭС — это всего лишь экономический союз. «Я знаю, что Польше не нравится Евразийский экономический союз. Я инициатор этого дела. Я слышу, как говорят, что Россия снова собирает Советский Союз. Может быть, кто-то и переживает развал Советского Союза, но у того, кто хочет его восстановить, нет головы, потому что это невозможно. Поэтому я не думаю, что в Европе правильно об этом рассуждают», — заявил президент РК во время официального визита в Варшаве.

Исключительная убедительность Нурсултана Назарбаева, а еще больше желание польского правительства найти новые рынки для экспорта постепенно меняют отношение к нашей стране. «У Казахстана влиятельная позиция в регионе, — говорит Мачей Фалковски. — Мы стараемся смотреть на наше сотрудничество с точки зрения предпринимателей и воспринимать Казахстан как плацдарм для выхода польского бизнеса на рынки Центральной Азии и Китая». По его словам, в Польше прекрасно осознают и ценят тесные связи казахстанского бизнеса с китайскими, российскими и иранскими партнерами.

В Польше запущена программа Go to China, которая будет стимулировать более активный выход местных фирм на рынок Поднебесной. «У нашего правительства сегодня новый подход: оно считает, что у польских фирм достаточно опыта и технологий для экспансии на международные рынки», — заключает Лукаш Лесневски.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня