Бизнес с пользой

Казахстанские компании выражают заинтересованность в развитии политики корпоративной социальной ответственности

Бизнес с пользой

Отечественный бизнес сегодня преследует не только цели по минимизации издержек и максимизации прибыли, но, что действительно примечательно, он также активно вовлечен в решение различных общественных проблем и реализацию проектов в Казахстане. Вопросам развития, продвижения и поддержки идей корпоративной социальной ответственности (КСО) была посвящена работа панельной сессии «Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность энергетических корпораций», прошедшей в Астане в рамках Восьмого международного форума по энергетике для устойчивого развития.

По мнению организаторов мероприятия, в настоящее время все большее количество казахстанских компаний обращает внимание на развитие политики своей социальной ответственности перед обществом. «Корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Мы надеемся, что такие площадки помогут бизнесу делиться лучшими практиками и стимулировать осознанность казахстанских компаний», — заявила официальный представитель Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» Лима Диас.

Выгодный тренд

Состоявшееся мероприятие вызвало значительный и вместе с тем неподдельный интерес его участников, собрав большое число гостей. Выступая перед участниками мероприятия, координатор Программы добровольцев ООН по Центральной Азии Дмитрий Фрищин напомнил о том, что в Республике Казахстан в прошлом году был принят закон о волонтерской деятельности, что является для страны существенным шагом вперед в развитии. «Позвольте открыть вам небольшой секрет: большинство мировых и, может быть, местных корпораций, большая доля частного бизнеса вовлечены в волонтерскую деятельность. Они вовлечены в корпоративное волонтерство», — отметил он.

Согласно мировым трендам вовлечение сотрудников компаний в волонтерскую деятельность является одним из центральных элементов КСО. «Почему? Укрепление корпоративного духа — раз. Когда вы работаете в команде, представьте, насколько сильнее становятся взаимоотношения в коллективе, насколько сильнее вы начинаете понимать друг друга. Уменьшение текучести кадров. И установление новых контактов», — уточнил представитель ООН. Вдобавок к этому компания может продвинуться на новые рынки, расширить спектр своих услуг. 90% российского бизнеса занимается корпоративным волонтерством. Заместитель генерального директора по стратегическому развитию ТОО «Управляющая компания KazMedia орталыгы» Ерлик Каражан считает, что устойчивое развитие корпоративного сектора является вопросом серьезных вложений и рисков, которыми необходимо управлять и которые могут принести много выгоды. «Оказалось, что компании с хорошим, взвешенным подходом к управлению рисками, в том числе по направлению социальной ответственности, имели более высокую рыночную стоимость», — подчеркнул он. Необходимо заниматься долгосрочной перспективой устойчивого развития, потому что КСО — это нечто большее, чем благотворительность, заметил руководитель Офиса программы трансформации АО «Самрук-Энерго» Марат Калменов: «Это все-таки та деятельность, которая приносит выгоду самому бизнесу, то есть бизнесу выгодно этим заниматься. Корпоративная социальная ответственность — это осознанные инвестиции в бизнес».

Без социалки никуда

Однако у каждой компании свое определение КСО, полагает генеральный менеджер отдела по связям с правительством и общественностью ТОО «Тенгизшевройл» Рзабек Артыгалиев: «Сколько компаний — столько определений». При этом более крупные компании имеют специальные структуры, отвечающие за реализацию политики КСО. «Раньше, в 90‑е годы, были разовые акции. Поможешь пенсионеру, а через два дня раздается телефонный звонок, и уже другой пенсионер говорит: “Почему мне не помогаешь?” Поэтому произошел переход от концепции благотворительности к реализации долгосрочных устойчивых проектов, — сказал он. — В таких ситуациях мы привлекаем НПО и работаем. Поэтому сейчас используем модель общественно-частного партнерства». Именно в подобных партнерских взаимоотношениях все участники проекта работают ради общей цели, и существует уверенность в том, что сам проект будет реализован. «И потому мы хотим установить связь между потребностью общества и бизнес-целями компании, чтобы они совпадали. И, как любая компания, мы хотим инвестировать в значимые проекты, которые оставляли бы след», — отметил г-н Артыгалиев.

Если не уделять должного внимания вопросу управления взаимоотношениями с местным населением, существующей обеспокоенности в обществе, это может привести к конфликтным ситуациям и срыву операционной деятельности, утверждает директор департамента внешних связей и взаимодействия с правительственными органами «Shell Казахстан» Зарина Бакенова: «Вот что показывает мировая практика: стоимость конфликтной ситуации в добывающей отрасли — 10 тысяч долларов в день на этапе начальной разведки и до 50 тысяч в день в ходе расширенной разведки».

«Если вы не займетесь социалкой, социалка займется вами. И обычно занимается она очень круто. И для бизнеса это, бывает, заканчивается не всегда, скажем так, хорошо», — озвучил схожую позицию Марат Калменов. По его словам, существует три уровня развития социальной ответственности как на уровне государства, так и отдельно взятой компании: «Три уровня зрелости, как я это называю. Первый — когда вам достаточно соответствовать законодательству той страны, в которой вы работаете. Второй — когда вы начинаете превышать требуемое, это уже лидеры. И третий — когда ваши практики настолько превосходят ожидаемое в обществе, что, благодаря вашим инициативам, они могут стать нормами либо на отраслевом, либо на страновом уровне».

В будущее — с оптимизмом

Уже непосредственно в разговоре с журналистами Дмитрий Фрищин отметил развитость Казахстана в вопросе корпоративной волонтерской деятельности, но, тем не менее, путь предстоит еще далекий. «Если взглянуть на такие города, как Кызылорда, Павлодар, можно понять, что корпоративное волонтерство развивается и набирает обороты. Главное сейчас — чтобы все имели пространство для диалога, где они могли бы обсуждать и договариваться о своих инициативах», — сказал он.

«Лично я уверена в том, что тема корпоративной социальной ответственности и социальной устойчивости бизнеса должна быть на повестке дня также и малого, и среднего бизнеса», — заявила Лима Диас. В качестве примера она привела группу компаний АО «Самрук-Казына», которая вышла на новый уровень реализации социальных проектов, создав для этих целей специальный фонд. «За четыре-пять лет мы проделали путь от “выписывания чеков” до системной реализации социальных инвестиций по всей территории Казахстана. Чем крупнее становится компания, тем комплекснее становится подход к политике КСО», — подчеркнула г-жа Диас.

Зарина Бакенова видит будущее корпоративной социальной ответственности в Казахстане: «Общество зреет. Это касается и бизнеса, и госорганов, и жителей крупных городов и регионов. Для крупных компаний КСО — это необходимость и уже становится нормой». «Исходя из того, что я увидел и услышал на этой панельной сессии, в Казахстане корпоративная социальная ответственность довольно хорошо развита и имеет будущее. Крупные иностранные компании являются примером для внедрения КСО, и они готовы передать свой опыт», — согласился с ней Рзабек Артыгалиев. При этом политика корпоративной социальной ответственности актуальна для всех казахстанских компаний, отметил он: «Просто у всех это проявляется по-разному. Большие компании выделяют для этого огромные бюджеты, малые компании ограничиваются волонтерством или разовыми благотворительными акциями».

«Я уверена, что тема корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития будет на повестке дня еще очень долго, а уровень профессионализма реализации КСО казахстанскими компаниями будет возрастать с каждым годом», — подчеркнула Лима Диас.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Прорваться к полимерам

Потенциал индустрии производства и переработки полимеров в РК неплохой, но без выпуска собственного сырья реализовать его не получится

Тема недели

Узбекистан пореформенный

Ташкент приступил к экономическим реформам, призванным усилить частный бизнес. Казахстан от этого пока выигрывает, однако выигрыш не следует переоценивать

Спецвыпуск

В ожидании перемен

Точками роста для страховых компаний, скорее всего, станут инициативы регулятора

Наука и технологии

Точная копия

“Электромарганец” из Текели применяет технологию 3D-сканирования при изготовлении литейной оснастки