Без навыков — нет развития

Без навыков — нет развития

В конце октября 2011 года в Эшборне (Германия) на своей шестой конференции Всемирный банк представил доклад «Нужны профессиональные навыки, а не только дипломы: управление системой образования, нацеленной на достижение результатов, в регионе Европы и Центральной Азии». По итогам проведенного банком исследования, страны с формирующимся рынком региона ЕЦА нуждаются в реформировании систем образования и профессионального обучения с тем, чтобы готовить специалистов, которые обладают необходимыми навыками, востребованными на рынках труда. Несмотря на большое число учащихся, которые получают полное среднее или высшее образование, около 10 тыс. опрошенных компаний региона испытывают дефицит квалифицированных специалистов, что становится серьезным препятствием для развития предпринимательской деятельности.

В докладе указываются причины этой парадоксальной ситуации. Во-первых, отсутствие со стороны властей должного внимания к измерению полученных в процессе образования навыков учащихся. Во-вторых, централизованное управление, сконцентрированное на отчетах о финансовых поступлениях в систему образования, а не на отдаче от них. В-третьих, учебные заведения региона фактически лишены автономии и возможности принимать решения самостоятельно. Система государственного управления и планирования образования в этих странах не гибкая и не отвечает требованиям как рынка труда, так и интересам самих учащихся. В-четвертых, в условиях сокращения численности школьников в регионе и без того не богатые ресурсы сферы образования расходуются на низкую зарплату большому количеству преподавателей и на обогрев полупустых помещений школ.

Последний пункт в большей степени описывает ситуацию в среднем образовании, сложившуюся в Восточной Европе. В странах Центральной Азии, где происходит рост численности населения, классы скорее переполнены, а не пустуют, а в сельских регионах не хватает преподавателей. Если говорить о Казахстане, то данный процесс скорее коснулся не школ, а вузов, где уменьшилась численность студентов. В последние два года в стране идет процесс оптимизации системы высшего образования — сокращение кредитов, закрытие учебных программ, укрупнение групп, расформирование целых кафедр и увольнение преподавателей.

Доклад опирается на результаты PISA-2009, Международной программы оценки учебных достижений 15-летних учащихся, проводимой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Согласно ее измерениям существенная доля выпускников школ ЕЦА не обладает хорошими навыками чтения и решения проблем, т.е. способностями понимать и использовать тексты, чтобы достигать целей, расширять знания и возможности, участвуя в социальной жизни, что не соответствует требованиям глобальной и все более конкурентной экономики. Программа осуществляется с 2000 года и проводится каждые три года. Россия участвует в ней с 2000 года, Кыргызстан — с 2006-го. Казахстан принял участие в PISA-2009 впервые: были оценены знания и умения учащихся 200 учебных заведений РК на казахском и русском языках. В общем рейтинге 65 стран, участвовавших в PISA-2009, Казахстан занял 59-е место. Первое место занял Китай, тоже участвующий в программе впервые. Данные же о профессиональных навыках работоспособного населения стран ЕЦА вообще отсутствуют.

В докладе предлагаются пути выхода из сложившейся ситуации. Рекомендуется усилить внимание к процессу измерения навыков учащихся и взрослого населения, т.е. определить, каких навыков — для решения проблем, технических или поведенческих — не хватает, провести новые исследования, какие навыки востребованы фирмами. Выявление имеющихся пробелов позволит разработать меры политики по совершенствованию учебных планов, программ повышения квалификации учителей и возможностей для выбора карьеры. Принятие решений о методах организации процесса преподавания должно быть передано министерствами образования учебным заведениям и властям на местах. Последние лучше понимают нужды учащихся и условия, поэтому нуждаются в большей свободе для управления бюджетами, влияния на предлагаемые курсы обучения и отбора, а также руководства своим персоналом.

[inc pk='67' service='table']