Синхронное развитие

Третья промышленная революция меняет бизнес и требования к компетенциям сотрудников кардинально

Синхронное развитие

Опрос 150 казахстанских предпринимателей об отношении к кризису и его влиянии на бизнес дал удивительные результаты. Хотя мало кто понимает, что же такое кризис и чем он вызван, люди соглашаются, что кризис в стране есть. И при этом все планируют развиваться, несмотря на стагнацию и даже негативные показатели в экономике. А самое интересное, что у большинства казахстанских предпринимателей есть ощущение, что все происходящее — это временные неудобства. Компаниям и людям не нужно меняться, нужно просто переждать. В крайнем случае бизнес «режет косты», сокращая число сотрудников и отдавая какие-то работы на аутсорсинг, и совсем не принимает во внимание то, что третья промышленная революция уже наступила.

Это революция цифровых технологий, которые создали интернет коммуникации и «умные» товары. Все это приводит к созданию на современном этапе «умных» компаний — smart-компаний, в которых большая часть рутинных операций передается автоматизированным системам, выводя предпринимателей в область креатива и инновации. Автоматизированные системы позволяют собирать и обрабатывать большие объемы данных, которые делают продукт и сервис более удобными и эффективными для клиента.

Что третья промышленная революция принесла нам с точки зрения распространения знаний и компетенций? Знания передавались и в «нулевую», и в первую, и во вторую промышленные революции. Только если в «нулевую» знания транслировались от мастера к мастеру, в следующих — через университеты и школы, поскольку требовалась некая стандартизация знаний, создание шаблонов. Сейчас, в третью промышленную революцию, все меняется настолько, что нужно не просто усваивать знания, но и генерировать их.

Под модель управления

Получается, что я как предприниматель (профессионал) должен накапливать и усваивать знания. Этот тренд, кстати, уже хорошо уловлен и на практике проявляется в том, что чуть ли не каждый теперь считает себя центром компетенций и начинает учить. Количество бизнес-тренингов зашкаливает, стандартизированным этот рынок назвать сложно. Несистемный, хаотичный подход к приобретению знаний приводит к тому, что как минимум половина обучения для предпринимателя проходит впустую. Как определиться, какие знания действительно нужны?

Лично я делю все бизнес-образование на два направления: бизнес-ПТУ, когда основная задача обучающихся — освоить какие-то «фишки» и приемы для своего бизнеса, и бизнес-«вышка». Высшее образование помогает предпринимателю определить мировоззренческие ориентиры управления. Предпринимателю нужно определиться — кто он.

Главная компетенция современности — это человек в развитии. Сегодня фирмам нужен сотрудник, который вместе с тобой будет развивать компанию 

Рассмотрим на примере политики. Если ты хочешь заняться политикой, то должен определиться, кто ты: центрист, левый или правый, социалист или либерал. В зависимости от твоей внутренней политической позиции определится и набор инструментов, которые ты можешь использовать. Так же и в бизнесе: мы при обучении предлагаем предпринимателям определиться, как они выстраивают компанию. Либо снизу вверх, и тогда тебе важен человек, его мнение. Либо сверху вниз — ты главный, от тебя исходит вся инициатива, либо компания строится «под клиента».

В зависимости от выбранной модели нужно подбирать, изучать и использовать только подходящие под нее инструменты. Если руководитель использует единоличную административную модель управления, и предлагает разработать систему KPI, являющуюся системой качества и достижения целей, которая вовлекает сотрудников, то выстроенная под его подход KPI превращается в систему наказания, а не систему мотивации и достижения целей. В результате предприниматель ломает голову, почему система не работает. Все дело в том, что в ядро управления встроены неверные инструменты и компетенции.

В зависимости от модели, выбранной предпринимателем, им должны набираться необходимые компетенции. Но поскольку понимания этого у подавляющей части казахстанского бизнес-сообщества пока нет, большинство набирает компетенции в продажах. Это объясняют тем, что в кризис нужно лучше продавать. Еще одно направление — оптимизация, «сокращение костов» — это внедрение систем автоматизации в области учета финансов, системы контроля рабочих, задача которых заставить человека работать эффективнее.

О том, что нужно создавать центры управления данными, центры синхронизации работы, устранять скрытые потери, создавать smart-технологии в работе с клиентом речь идет очень редко. Фактически необходимость приобретения этих компетенций пока не понимается. Практически не учитывается необходимость координировать развитие — сейчас уже нельзя говорить о том, что каждая фирма имеет право развиваться самостоятельно. Мы должны говорить о том, что если мы не создаем большие бизнес-системы, то уходим с конкурентного рынка. Объясню на примере: допустим, есть компания, которая очень хорошо и качественно делает окна. Она не может быть конкурентоспособной, пока не появится строительная фирма, которая делает нормальные дома, пока не появится фирма, которая делает нормальные краны и так далее. То есть должна существовать система, которая выдает конкурентоспособный продукт комплексно. Именно поэтому развиваться индивидуально нельзя: ты должен постоянно синхронизировать и координировать свои программы развития с партнерами. Только синхронизируя программу развития, можно говорить о правильном усвоении знаний и повышении компетенций.

Четыре ключевые компетенции

Здесь мы подходим к очень хорошему вопросу: если мы понимаем, что только так можно будет выжить в ближайшем будущем, какие сегодня компетенции нужны, чтобы двигаться в нужном направлении? Будем говорить о компетенциях компании через призму человеческого фактора — посмотрим, сотрудники с какими компетенциями нужны компании, планирующей развиваться.

Среди востребованных сегодня компетенций я бы начал с ироничной, но базовой — адекватности. В первую очередь это подразумевает, что человек адекватно воспринимает свое качество, свою цену и возможность своей интеграции в команду. Сейчас очень сложно найти человека, которого можно взять и сразу интегрировать в бизнес-команду, в коллектив. Гораздо чаще приходят недавние выпускники, сразу желающие большую зарплату, несмотря на отсутствие как опыта, так и знаний. Вообще сейчас многие специалисты и руководители не могут объективно оценить свои успехи. В резюме описывается один человек, а на собеседованиях их как будто подменяют. По крайней мере, ты понимаешь, что перед тобой не тот, кто описан в резюме.

Второй востребованной компетенцией в новых экономических условиях, учитывая что у человека есть адекватность, я бы назвал умение индивидуализировать (кастомизировать) продукт, умение создавать сервисы для клиентов. Каждый бизнес имеет основную технологию, которую необходимо для каждого клиента или группы клиента адаптировать. И тот, у кого это получается, делает бизнес успешным. Для бизнеса и для конкретного сотрудника это означает, что одни и те же знания, одни и те же технологии могут быть по разному применены.

Следующая компетенция — умение работать с большими массивами данных. Сейчас практически любая профессия превращается в обработку большого количества данных. В каких-то областях это автоматизировано — и закономерности и связи ищет искусственный интеллект, но в рамках нашей экономической реальности большая часть данных не обработана, и все это приходится делать человеку вручную. Для того чтобы сделать стратегию развития турфирмы, нужно поднять статистику за годы: кто туда обращался, куда летал, какими группами. Это очень важно. Сейчас для того, чтобы принять более-менее адекватную стратегию развития компании, нужно пересчитать большие объемы данных. На данный момент любой бизнес или любой специалист, который начнет обработку больших данных в своей сфере, превращается в центр генерации знания (аналитики) и становится интересным рынку.

Четвертое необходимое качество — умение моделировать изменения — видеть и понимать причинно-следственные связи изменений. Любое развитие — это последовательность из нескольких шагов. Делая первый шаг, мы должны понимать, каким будет второй, и позволит ли первый шаг сделать нам все последующие шаги. Нередко он делает нас заложниками положения, и нам приходится все переделывать. Для предпринимателя это означает, что, создавая продукт или услугу, мы должны на стадии разработки заложить в него возможность модернизации и улучшения. Часто производственный отдел вносит свои изменения, кадры свои, бухгалтерия свои, и никто не моделирует, как их шаги изменят бизнес и клиента в целом. Вот этого понимания — что влечет за собой каждое действие на 3–5 шагов вперед — часто сейчас не хватает.

Если суммировать по четырем пунктам, то получится, что главная компетенция современности — это человек в развитии. Сегодня фирмам нужен сотрудник, который вместе с тобой будет развивать компанию. Сотрудник-администратор, который просто приходит, что-то делает и уходит домой, уже неактуален.

* консультант по организационному развитию, лектор программ MBA

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям

Международный бизнес

Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект