Синхронное развитие

Третья промышленная революция меняет бизнес и требования к компетенциям сотрудников кардинально

Опрос 150 казахстанских предпринимателей об отношении к кризису и его влиянии на бизнес дал удивительные результаты. Хотя мало кто понимает, что же такое кризис и чем он вызван, люди соглашаются, что кризис в стране есть. И при этом все планируют развиваться, несмотря на стагнацию и даже негативные показатели в экономике. А самое интересное, что у большинства казахстанских предпринимателей есть ощущение, что все происходящее — это временные неудобства. Компаниям и людям не нужно меняться, нужно просто переждать. В крайнем случае бизнес «режет косты», сокращая число сотрудников и отдавая какие-то работы на аутсорсинг, и совсем не принимает во внимание то, что третья промышленная революция уже наступила.

Это революция цифровых технологий, которые создали интернет коммуникации и «умные» товары. Все это приводит к созданию на современном этапе «умных» компаний — smart-компаний, в которых большая часть рутинных операций передается автоматизированным системам, выводя предпринимателей в область креатива и инновации. Автоматизированные системы позволяют собирать и обрабатывать большие объемы данных, которые делают продукт и сервис более удобными и эффективными для клиента.

Что третья промышленная революция принесла нам с точки зрения распространения знаний и компетенций? Знания передавались и в «нулевую», и в первую, и во вторую промышленные революции. Только если в «нулевую» знания транслировались от мастера к мастеру, в следующих — через университеты и школы, поскольку требовалась некая стандартизация знаний, создание шаблонов. Сейчас, в третью промышленную революцию, все меняется настолько, что нужно не просто усваивать знания, но и генерировать их.

Под модель управления

Получается, что я как предприниматель (профессионал) должен накапливать и усваивать знания. Этот тренд, кстати, уже хорошо уловлен и на практике проявляется в том, что чуть ли не каждый теперь считает себя центром компетенций и начинает учить. Количество бизнес-тренингов зашкаливает, стандартизированным этот рынок назвать сложно. Несистемный, хаотичный подход к приобретению знаний приводит к тому, что как минимум половина обучения для предпринимателя проходит впустую. Как определиться, какие знания действительно нужны?

Лично я делю все бизнес-образование на два направления: бизнес-ПТУ, когда основная задача обучающихся — освоить какие-то «фишки» и приемы для своего бизнеса, и бизнес-«вышка». Высшее образование помогает предпринимателю определить мировоззренческие ориентиры управления. Предпринимателю нужно определиться — кто он.

Главная компетенция современности — это человек в развитии. Сегодня фирмам нужен сотрудник, который вместе с тобой будет развивать компанию 

Рассмотрим на примере политики. Если ты хочешь заняться политикой, то должен определиться, кто ты: центрист, левый или правый, социалист или либерал. В зависимости от твоей внутренней политической позиции определится и набор инструментов, которые ты можешь использовать. Так же и в бизнесе: мы при обучении предлагаем предпринимателям определиться, как они выстраивают компанию. Либо снизу вверх, и тогда тебе важен человек, его мнение. Либо сверху вниз — ты главный, от тебя исходит вся инициатива, либо компания строится «под клиента».

В зависимости от выбранной модели нужно подбирать, изучать и использовать только подходящие под нее инструменты. Если руководитель использует единоличную административную модель управления, и предлагает разработать систему KPI, являющуюся системой качества и достижения целей, которая вовлекает сотрудников, то выстроенная под его подход KPI превращается в систему наказания, а не систему мотивации и достижения целей. В результате предприниматель ломает голову, почему система не работает. Все дело в том, что в ядро управления встроены неверные инструменты и компетенции.

В зависимости от модели, выбранной предпринимателем, им должны набираться необходимые компетенции. Но поскольку понимания этого у подавляющей части казахстанского бизнес-сообщества пока нет, большинство набирает компетенции в продажах. Это объясняют тем, что в кризис нужно лучше продавать. Еще одно направление — оптимизация, «сокращение костов» — это внедрение систем автоматизации в области учета финансов, системы контроля рабочих, задача которых заставить человека работать эффективнее.

О том, что нужно создавать центры управления данными, центры синхронизации работы, устранять скрытые потери, создавать smart-технологии в работе с клиентом речь идет очень редко. Фактически необходимость приобретения этих компетенций пока не понимается. Практически не учитывается необходимость координировать развитие — сейчас уже нельзя говорить о том, что каждая фирма имеет право развиваться самостоятельно. Мы должны говорить о том, что если мы не создаем большие бизнес-системы, то уходим с конкурентного рынка. Объясню на примере: допустим, есть компания, которая очень хорошо и качественно делает окна. Она не может быть конкурентоспособной, пока не появится строительная фирма, которая делает нормальные дома, пока не появится фирма, которая делает нормальные краны и так далее. То есть должна существовать система, которая выдает конкурентоспособный продукт комплексно. Именно поэтому развиваться индивидуально нельзя: ты должен постоянно синхронизировать и координировать свои программы развития с партнерами. Только синхронизируя программу развития, можно говорить о правильном усвоении знаний и повышении компетенций.

Четыре ключевые компетенции

Здесь мы подходим к очень хорошему вопросу: если мы понимаем, что только так можно будет выжить в ближайшем будущем, какие сегодня компетенции нужны, чтобы двигаться в нужном направлении? Будем говорить о компетенциях компании через призму человеческого фактора — посмотрим, сотрудники с какими компетенциями нужны компании, планирующей развиваться.

Среди востребованных сегодня компетенций я бы начал с ироничной, но базовой — адекватности. В первую очередь это подразумевает, что человек адекватно воспринимает свое качество, свою цену и возможность своей интеграции в команду. Сейчас очень сложно найти человека, которого можно взять и сразу интегрировать в бизнес-команду, в коллектив. Гораздо чаще приходят недавние выпускники, сразу желающие большую зарплату, несмотря на отсутствие как опыта, так и знаний. Вообще сейчас многие специалисты и руководители не могут объективно оценить свои успехи. В резюме описывается один человек, а на собеседованиях их как будто подменяют. По крайней мере, ты понимаешь, что перед тобой не тот, кто описан в резюме.

Второй востребованной компетенцией в новых экономических условиях, учитывая что у человека есть адекватность, я бы назвал умение индивидуализировать (кастомизировать) продукт, умение создавать сервисы для клиентов. Каждый бизнес имеет основную технологию, которую необходимо для каждого клиента или группы клиента адаптировать. И тот, у кого это получается, делает бизнес успешным. Для бизнеса и для конкретного сотрудника это означает, что одни и те же знания, одни и те же технологии могут быть по разному применены.

Следующая компетенция — умение работать с большими массивами данных. Сейчас практически любая профессия превращается в обработку большого количества данных. В каких-то областях это автоматизировано — и закономерности и связи ищет искусственный интеллект, но в рамках нашей экономической реальности большая часть данных не обработана, и все это приходится делать человеку вручную. Для того чтобы сделать стратегию развития турфирмы, нужно поднять статистику за годы: кто туда обращался, куда летал, какими группами. Это очень важно. Сейчас для того, чтобы принять более-менее адекватную стратегию развития компании, нужно пересчитать большие объемы данных. На данный момент любой бизнес или любой специалист, который начнет обработку больших данных в своей сфере, превращается в центр генерации знания (аналитики) и становится интересным рынку.

Четвертое необходимое качество — умение моделировать изменения — видеть и понимать причинно-следственные связи изменений. Любое развитие — это последовательность из нескольких шагов. Делая первый шаг, мы должны понимать, каким будет второй, и позволит ли первый шаг сделать нам все последующие шаги. Нередко он делает нас заложниками положения, и нам приходится все переделывать. Для предпринимателя это означает, что, создавая продукт или услугу, мы должны на стадии разработки заложить в него возможность модернизации и улучшения. Часто производственный отдел вносит свои изменения, кадры свои, бухгалтерия свои, и никто не моделирует, как их шаги изменят бизнес и клиента в целом. Вот этого понимания — что влечет за собой каждое действие на 3–5 шагов вперед — часто сейчас не хватает.

Если суммировать по четырем пунктам, то получится, что главная компетенция современности — это человек в развитии. Сегодня фирмам нужен сотрудник, который вместе с тобой будет развивать компанию. Сотрудник-администратор, который просто приходит, что-то делает и уходит домой, уже неактуален.

* консультант по организационному развитию, лектор программ MBA

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках