В одной упряжке

Повестка дня

В одной упряжке

На старый вопрос населения о дефиците и удорожании топлива в нашей нефтедобывающей стране в Минэнерго продолжают отвечать по-старому: из-за России. «Цена на бензин на нашем рынке не должна быть значительно ниже или значительно выше цен в России. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта в Российскую Федерацию, в случае высоких цен — возможен профицит импортного бензина», — подчеркнул глава Минэнерго Канат Бозумбаев на отчетной встрече с населением.

И хотя формально предельные цены на ГСМ в Казахстане не регулируются уже больше года, наш внутренний рынок постоянно качает между затовариванием и дефицитом. «Мы все с вами живем в рыночной экономике, — напомнил министр. — Я вот в интернете люблю посмотреть, как нас сравнивают или нас ругают за цены. Но факт остается фактом: мы граничим с пятью государствами, в четырех из которых, за исключением Туркмении, уровень цен на заправочных станциях гораздо выше. Если мы хотим низкие цены, то должны понимать, что в этом случае топливо будет ограничено. Опять же, это закон рыночной экономики. Никто себе в убыток ничего продавать не будет».

При этом г-н Бозумбаев не стал сравнивать стоимость топлива в европейских странах с казахстанскими, потому что прекрасно понимает несоизмеримость в уровнях доходов граждан ЕС и РК, но с уверенностью заявил, что «в Казахстане одни из самых низких цен на бензин из стран СНГ». В этих условиях, утверждает он, Минэнерго будет добиваться прозрачности ценообразования и создавать экономически рентабельные условия поставок нефти на внутренний рынок. «Для этого мы рассматриваем ряд инструментов, в том числе развитие биржевой торговли нефтью, поставляемой на внутренний рынок, и биржевой торговли нефтепродуктами, а в будущем — изменение налоговой политики в отношении внутреннего рынка», — отметил г-н Бозумбаев.

Проблему дефицита призвана решить модернизация нефтеперерабатывающих заводов, и Канат Бозумбаев отметил, что работы на Атырауском НПЗ и Павлодарском НХЗ вышли на финишную прямую. «Модернизированные комплексы будут введены в эксплуатацию во втором полугодии нынешнего года. На Шымкентском НПЗ в рамках первого этапа завершены строительно-монтажные работы, начата пусконаладка. Завершение проекта планируется во втором полугодии 2018 года», — рассказал он.

Предполагается, что затем ежегодный объем переработки нефти в Казахстане вырастет с 14,5 до 17,5 млн тонн, в том числе увеличится производство светлых нефтепродуктов (бензина, дизтоплива, авиатоплива), но снизится производство мазута, а выпуск бензина марки Аи-80 должен и вовсе прекратиться. «Внутренний рынок не будет после модернизации зависеть от импорта высокооктанового бензина и дизельного топлива», — заверил министр. В настоящее время обеспеченность внутреннего рынка Казахстана отечественным бензином составляет 78%, дизтопливом — 99%, авиакеросином — 39%.

Статьи по теме:
Тема недели

Опасные цифровые связи

В области кибербезопасности уровень подготовки государства, бизнеса и общества не соответствует уровню угроз. Ситуацию должен изменить «Киберщит»

Казахстан

Лизинг на первой скорости

Лизинговый механизм, идеально подходящий для обновления основных средств, в РК работает слабо. Двигателем рынка остается господдержка

Спецвыпуск

Плацдарм для экспансии

Польское правительство планирует использовать географическое положение Казахстана и его роль транзитного узла региона, чтобы выйти на рынки Центральной Азии и Китая

Политика и экономика

Земля инновационная

Израильским опытом построения экономики знаний поделились на АЭФ-2017