В одной упряжке

Повестка дня

В одной упряжке

На старый вопрос населения о дефиците и удорожании топлива в нашей нефтедобывающей стране в Минэнерго продолжают отвечать по-старому: из-за России. «Цена на бензин на нашем рынке не должна быть значительно ниже или значительно выше цен в России. В случае низких цен на внутреннем рынке возникает угроза дефицита в связи с перетоками отечественного продукта в Российскую Федерацию, в случае высоких цен — возможен профицит импортного бензина», — подчеркнул глава Минэнерго Канат Бозумбаев на отчетной встрече с населением.

И хотя формально предельные цены на ГСМ в Казахстане не регулируются уже больше года, наш внутренний рынок постоянно качает между затовариванием и дефицитом. «Мы все с вами живем в рыночной экономике, — напомнил министр. — Я вот в интернете люблю посмотреть, как нас сравнивают или нас ругают за цены. Но факт остается фактом: мы граничим с пятью государствами, в четырех из которых, за исключением Туркмении, уровень цен на заправочных станциях гораздо выше. Если мы хотим низкие цены, то должны понимать, что в этом случае топливо будет ограничено. Опять же, это закон рыночной экономики. Никто себе в убыток ничего продавать не будет».

При этом г-н Бозумбаев не стал сравнивать стоимость топлива в европейских странах с казахстанскими, потому что прекрасно понимает несоизмеримость в уровнях доходов граждан ЕС и РК, но с уверенностью заявил, что «в Казахстане одни из самых низких цен на бензин из стран СНГ». В этих условиях, утверждает он, Минэнерго будет добиваться прозрачности ценообразования и создавать экономически рентабельные условия поставок нефти на внутренний рынок. «Для этого мы рассматриваем ряд инструментов, в том числе развитие биржевой торговли нефтью, поставляемой на внутренний рынок, и биржевой торговли нефтепродуктами, а в будущем — изменение налоговой политики в отношении внутреннего рынка», — отметил г-н Бозумбаев.

Проблему дефицита призвана решить модернизация нефтеперерабатывающих заводов, и Канат Бозумбаев отметил, что работы на Атырауском НПЗ и Павлодарском НХЗ вышли на финишную прямую. «Модернизированные комплексы будут введены в эксплуатацию во втором полугодии нынешнего года. На Шымкентском НПЗ в рамках первого этапа завершены строительно-монтажные работы, начата пусконаладка. Завершение проекта планируется во втором полугодии 2018 года», — рассказал он.

Предполагается, что затем ежегодный объем переработки нефти в Казахстане вырастет с 14,5 до 17,5 млн тонн, в том числе увеличится производство светлых нефтепродуктов (бензина, дизтоплива, авиатоплива), но снизится производство мазута, а выпуск бензина марки Аи-80 должен и вовсе прекратиться. «Внутренний рынок не будет после модернизации зависеть от импорта высокооктанового бензина и дизельного топлива», — заверил министр. В настоящее время обеспеченность внутреннего рынка Казахстана отечественным бензином составляет 78%, дизтопливом — 99%, авиакеросином — 39%.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так