Горы за госсчет

Горнолыжные курорты Грузии объединены под государственным управлением для более эффективного их развития

Важность туризма для национальной экономики Грузии сложно переоценить — в ВВП сектор занимает долю в 7,6%. Страна снова стала туристической относительно недавно — популярное во времена СССР направление потеряло свою привлекательность в начале девяностых: три войны и упадок экономики заметно ухудшили имидж страны, не способствовал притоку туристов и российско-грузинский конфликт 2008 года.

Возвращать утерянное Грузия взялась на государственном уровне. Продвижением туризма здесь занимается Национальная администрация туризма Грузии, а темой развития горного (в первую очередь горнолыжного) туризма — государственная компания Mountain Resorts of Georgia. В ее ведении не просто PR и маркетинг горнолыжных курортов республики. Эта компания управляет Гудаури, Бакуриани и еще парой горнолыжных зон, которые появились на карте Грузии совсем недавно — и только благодаря стратегическим госинвестициям. Именно государство теперь строит подъемники и следит за состоянием трасс, стимулируя развитие бизнеса вокруг основной горнолыжной инфраструктуры как на уже достаточно известных курортах, так и в тех районах, которым такими курортами еще предстоит стать.

Первая ласточка

Расположенный на высоте 2200 м (подъемники идут на высоту 4200 м) и всего в 120 км от Тбилиси Гудаури должен был стать показательным горнолыжным курортом еще при СССР. В начале восьмидесятых на горнолыжном комплексе «Гудаури» развернулось масштабное строительство — на деньги Советов австрийцы установили подъемник Doppelmayr и по собственному проекту построили гостиницу для горнолыжников. Старый австрийский подъемник давно разобран, но гостиница по-прежнему в строю. Сейчас она называется Marco Polo Hotel Gudauri. Сданный в эксплуатацию в 1987‑м, в 2012‑м отель прошел реновацию и на данный момент является самым дорогим и самым комфортабельным на курорте.

Перестройка, распад большой страны, военные действия — и запланированное на 1990‑е бурное развитие Гудаури не состоялось. В 2011 году ответственность за курорт взяла на себя мэрия грузинской столицы — зафиксированная как курортно-рекреационная зона территория Гудаури была определена юридическим лицом публичного права, управление которым осуществляет тбилисская мэрия. Среди доводов в пользу такого решения — близость Гудаури к Тбилиси, и в результате именно жители столицы на тот момент составляли большинство отдыхающих на курорте. Кроме того, Тбилиси исторически был ориентирован на въездной туризм, столица могла привлечь значительные инвестиции в развитие курорта.

Созданный мэрией Тбилиси «Фонд развития Гудаури» улучшал действующие и сооружал новые трассы, строил канатки и дороги к курорту и даже занимался организацией бесперебойного водо- и электроснабжения курорта. После того, как мэрия взяла на себя управление Гудаури, активность бизнеса в этом регионе возросла, инвесторы начали активно строить небольшие гостиницы. Сейчас Гудаури — самый оснащенный и развитый горный курорт в Грузии, здесь 15 подъемников и 70 км трасс (их общая длина увеличилась с 57 км как раз в прошедшем сезоне после того, как была добавлена еще одна канатка). Новые канатки и трассы появляются перед каждым сезоном, и следующий — 2017/18 — не станет исключением. Основой для стратегии развития Гудаури стал план действий, предложенный известной канадской компанией Ecosign Mountain Resort Planners.

Ежегодно число туристов, приезжающих в Гудаури, существенно увеличивается — если в 2016 году за зимний сезон Гудаури посетили 202 тыс.человек, то в 2017‑м, по данным на конец марта (кататься в Гудаури можно еще и в апреле) — 272 тыс. человек. Значительное число катающихся — иностранные туристы. «В этом году пошла кататься и еле-еле нашла грузин в Гудаури, — говорит менеджер по международным связям Mountain Resorts of Georgia Ани Герадзе. — С одной стороны, я была в шоке, с другой — это хороший показатель нашей работы».

Дальше — больше

Грузинское правительство, оценив эффективность работы «Фонда развития Гудаури», в 2013 году преобразовало его в Mountain Resorts Development Company (сейчас — Mountain Resorts of Georgia), и находится проект теперь уже в подчинении не тбилисской мэрии, а Министерства экономики и устойчивого развития Грузии. Фактически до 2013 года в Грузии функционировал единственный горнолыжный курорт — Гудаури. В 2014‑м под управление компании была передана зона Бакуриани — Дидвели, которая начала работать в 2013 году. В последующие годы в Бакуриани за счет государственных инвестиций и в рамках ГЧП были реанимированы Кохта и Митарби. Эти зоны хорошо знакомы грузинским любителям зимнего отдыха, но в течение последних 30 лет они простаивали. Mountain Resorts of Georgia провел работу по демонтажу старых канатных дорог, расчистке трасс, установке новых канаток. Курорт Кохта был открыт 25 декабря 2014 года, а курорт Митарби — 26 декабря 2016‑го. После 30‑летнего перерыва в работе оба горнолыжных курорта получили новую и современную инфраструктуру.

В 2015 году под управление Mountain Resorts of Georgia был передан курорт Годердзи, который, собственно, в 2015 году только и открылся. Годердзи расположен в 120 км от Батуми, и, как и Гудаури, и Бакуриани, это всесезонный курорт. Зимой здесь катаются, все остальное время — горы, походы, катание на горных велосипедах и прочие летние горные outdoor-развлечения. Зимний Годердзи привлекает экстремалов огромным количеством снега и возможностью кататься между домов, заваленных снегом до самых крыш — люди в этих домах зимой не живут. В 2016 году компания Mountain Resorts of Georgia получила под управление еще одну горнолыжную зону, теперь уже в Сванетии — это курорты Хацвали и Тетнулди неподалеку от столицы региона Местии.

Mountain Resorts of Georgia, хоть и относится к Министерству экономики и устойчивого развития Грузии, все же имеет определенную независимость в вопросах управления и продвижения горных курортов Грузии. По факту в зоне ответственности этой компании: строительство канатных дорог и поддержание их в рабочем состоянии, то есть ежегодный ремонт и диагностика; поддержка высокого качества трасс, а сюда входит как их ежегодная летняя подготовка к сезону, так и оснащение трасс системами искусственного оснежения; организация работающей системы ски-пассов и маркетинга. Последний подразумевает в том числе и аппаратную поддержку спортивных событий, которые проходят на трассах курортов.

Государство, владея и управляя подъемниками и продолжая инвестировать в эту горную инфраструктуру, стимулирует развитие частного бизнеса в рекреационных зонах Грузии. Там, где растет число канаток, строятся отели, кафе, рестораны, появляются горнолыжные школы. К этим проектам государство уже не имеет никакого отношения. «Предприниматели видят, что инвестировать в горы выгодно. Мы открыли Годердзи и показали частному бизнесу, что это хорошая зона для инвестиций. Пока там одна гостиница и шесть коттеджей, но очень многие уже заинтересованы и планируют инвестировать», — делится Ани Герадзе.

Представители крупного бизнеса, понимая, что государство не просто заявляет о стратегической важности горного туризма, но и активно вкладывается в его развитие, тоже не мелочатся. Год назад компания RED-CO приобрела земельный участок площадью 50 гектаров в Новом Гудаури, где планирует построить курортную зону европейского уровня, инвестиции должны составить 150 млн долларов. В этом году тот же девелопер в том же Новом Гудаури открывает гостиницу бренда Radisson Blu. Не дремлет и МСБ — гест-хаусы тоже весьма популярное направление для инвестиций. По расчетам компании-оператора горнолыжных курортов Dolomiti Superski, один евро, инвестированный в подъемники, приносит порядка 5 евро другому местному бизнесу — отелям, пунктам проката, лыжным школам.

В одной руке

Государство как владелец подъемников может регулировать ценовую политику таким образом, чтобы она была привлекательной как для местных отдыхающих, так и для иностранных туристов. Те, у кого есть возможность посещать горнолыжные курорты Грузии в любое время (а это преимущественно сами грузины), могут за 500 лари (чуть больше чем 200 долларов) купить сезонный абонемент и использовать любой лыжный подъемник на любом горнолыжном курорте в течение всего года (зимой для катания на лыжах, летом для езды на велосипеде).

В Грузии работает единая система продажи билетов, что в принципе означает один ски-пасс на всех горнолыжных курортах Грузии. Одна карточка, а не карточка отдельно «Шымбулака», отдельно «Ак-булака» и еще «Лесной сказки», где катаются с маленькими детьми. Алматинцам о таком пока остается только мечтать. Впрочем, договориться о едином ски-пассе не могут даже на Красной Поляне в РФ, это бывает слишком сложно, когда у разных подъемников разные владельцы.

На каждом из курортов установлены бесконтактные турникеты австрийской компании Skidata — это один из крупнейших производителей подобных систем, софт этой компании позволяет давать максимально точную информацию: кто, когда, сколько раз использовал подъемники и какого курорта. Такая же система, например, работает во французских «Трех долинах». Практически все заработанные средства Mountain Resorts of Georgia реинвестирует в развитие, новые проекты осуществляются с одобрения Минэкономики.

Грузия — горная страна, которая пока не очень хорошо известна в мире горнолыжными курортами. Но государство намерено изменить эту ситуацию в ближайшее время. Министр финансов Димитрий Кумсишвили озвучивал: «Если сегодня горные курорты приносят грузинской экономике примерно 50 миллионов долларов, то эту цифру легко можно поднять до 300 миллионов». Для этого нужны только канатки, дороги, отели, новые услуги и гостеприимство. Первое и второе обеспечит государство, третье и четвертое — бизнес. Ну а отсутствием гостеприимства в Грузии никогда не страдали.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года