Горы за госсчет

Горнолыжные курорты Грузии объединены под государственным управлением для более эффективного их развития

Важность туризма для национальной экономики Грузии сложно переоценить — в ВВП сектор занимает долю в 7,6%. Страна снова стала туристической относительно недавно — популярное во времена СССР направление потеряло свою привлекательность в начале девяностых: три войны и упадок экономики заметно ухудшили имидж страны, не способствовал притоку туристов и российско-грузинский конфликт 2008 года.

Возвращать утерянное Грузия взялась на государственном уровне. Продвижением туризма здесь занимается Национальная администрация туризма Грузии, а темой развития горного (в первую очередь горнолыжного) туризма — государственная компания Mountain Resorts of Georgia. В ее ведении не просто PR и маркетинг горнолыжных курортов республики. Эта компания управляет Гудаури, Бакуриани и еще парой горнолыжных зон, которые появились на карте Грузии совсем недавно — и только благодаря стратегическим госинвестициям. Именно государство теперь строит подъемники и следит за состоянием трасс, стимулируя развитие бизнеса вокруг основной горнолыжной инфраструктуры как на уже достаточно известных курортах, так и в тех районах, которым такими курортами еще предстоит стать.

Первая ласточка

Расположенный на высоте 2200 м (подъемники идут на высоту 4200 м) и всего в 120 км от Тбилиси Гудаури должен был стать показательным горнолыжным курортом еще при СССР. В начале восьмидесятых на горнолыжном комплексе «Гудаури» развернулось масштабное строительство — на деньги Советов австрийцы установили подъемник Doppelmayr и по собственному проекту построили гостиницу для горнолыжников. Старый австрийский подъемник давно разобран, но гостиница по-прежнему в строю. Сейчас она называется Marco Polo Hotel Gudauri. Сданный в эксплуатацию в 1987‑м, в 2012‑м отель прошел реновацию и на данный момент является самым дорогим и самым комфортабельным на курорте.

Перестройка, распад большой страны, военные действия — и запланированное на 1990‑е бурное развитие Гудаури не состоялось. В 2011 году ответственность за курорт взяла на себя мэрия грузинской столицы — зафиксированная как курортно-рекреационная зона территория Гудаури была определена юридическим лицом публичного права, управление которым осуществляет тбилисская мэрия. Среди доводов в пользу такого решения — близость Гудаури к Тбилиси, и в результате именно жители столицы на тот момент составляли большинство отдыхающих на курорте. Кроме того, Тбилиси исторически был ориентирован на въездной туризм, столица могла привлечь значительные инвестиции в развитие курорта.

Созданный мэрией Тбилиси «Фонд развития Гудаури» улучшал действующие и сооружал новые трассы, строил канатки и дороги к курорту и даже занимался организацией бесперебойного водо- и электроснабжения курорта. После того, как мэрия взяла на себя управление Гудаури, активность бизнеса в этом регионе возросла, инвесторы начали активно строить небольшие гостиницы. Сейчас Гудаури — самый оснащенный и развитый горный курорт в Грузии, здесь 15 подъемников и 70 км трасс (их общая длина увеличилась с 57 км как раз в прошедшем сезоне после того, как была добавлена еще одна канатка). Новые канатки и трассы появляются перед каждым сезоном, и следующий — 2017/18 — не станет исключением. Основой для стратегии развития Гудаури стал план действий, предложенный известной канадской компанией Ecosign Mountain Resort Planners.

Ежегодно число туристов, приезжающих в Гудаури, существенно увеличивается — если в 2016 году за зимний сезон Гудаури посетили 202 тыс.человек, то в 2017‑м, по данным на конец марта (кататься в Гудаури можно еще и в апреле) — 272 тыс. человек. Значительное число катающихся — иностранные туристы. «В этом году пошла кататься и еле-еле нашла грузин в Гудаури, — говорит менеджер по международным связям Mountain Resorts of Georgia Ани Герадзе. — С одной стороны, я была в шоке, с другой — это хороший показатель нашей работы».

Дальше — больше

Грузинское правительство, оценив эффективность работы «Фонда развития Гудаури», в 2013 году преобразовало его в Mountain Resorts Development Company (сейчас — Mountain Resorts of Georgia), и находится проект теперь уже в подчинении не тбилисской мэрии, а Министерства экономики и устойчивого развития Грузии. Фактически до 2013 года в Грузии функционировал единственный горнолыжный курорт — Гудаури. В 2014‑м под управление компании была передана зона Бакуриани — Дидвели, которая начала работать в 2013 году. В последующие годы в Бакуриани за счет государственных инвестиций и в рамках ГЧП были реанимированы Кохта и Митарби. Эти зоны хорошо знакомы грузинским любителям зимнего отдыха, но в течение последних 30 лет они простаивали. Mountain Resorts of Georgia провел работу по демонтажу старых канатных дорог, расчистке трасс, установке новых канаток. Курорт Кохта был открыт 25 декабря 2014 года, а курорт Митарби — 26 декабря 2016‑го. После 30‑летнего перерыва в работе оба горнолыжных курорта получили новую и современную инфраструктуру.

В 2015 году под управление Mountain Resorts of Georgia был передан курорт Годердзи, который, собственно, в 2015 году только и открылся. Годердзи расположен в 120 км от Батуми, и, как и Гудаури, и Бакуриани, это всесезонный курорт. Зимой здесь катаются, все остальное время — горы, походы, катание на горных велосипедах и прочие летние горные outdoor-развлечения. Зимний Годердзи привлекает экстремалов огромным количеством снега и возможностью кататься между домов, заваленных снегом до самых крыш — люди в этих домах зимой не живут. В 2016 году компания Mountain Resorts of Georgia получила под управление еще одну горнолыжную зону, теперь уже в Сванетии — это курорты Хацвали и Тетнулди неподалеку от столицы региона Местии.

Mountain Resorts of Georgia, хоть и относится к Министерству экономики и устойчивого развития Грузии, все же имеет определенную независимость в вопросах управления и продвижения горных курортов Грузии. По факту в зоне ответственности этой компании: строительство канатных дорог и поддержание их в рабочем состоянии, то есть ежегодный ремонт и диагностика; поддержка высокого качества трасс, а сюда входит как их ежегодная летняя подготовка к сезону, так и оснащение трасс системами искусственного оснежения; организация работающей системы ски-пассов и маркетинга. Последний подразумевает в том числе и аппаратную поддержку спортивных событий, которые проходят на трассах курортов.

Государство, владея и управляя подъемниками и продолжая инвестировать в эту горную инфраструктуру, стимулирует развитие частного бизнеса в рекреационных зонах Грузии. Там, где растет число канаток, строятся отели, кафе, рестораны, появляются горнолыжные школы. К этим проектам государство уже не имеет никакого отношения. «Предприниматели видят, что инвестировать в горы выгодно. Мы открыли Годердзи и показали частному бизнесу, что это хорошая зона для инвестиций. Пока там одна гостиница и шесть коттеджей, но очень многие уже заинтересованы и планируют инвестировать», — делится Ани Герадзе.

Представители крупного бизнеса, понимая, что государство не просто заявляет о стратегической важности горного туризма, но и активно вкладывается в его развитие, тоже не мелочатся. Год назад компания RED-CO приобрела земельный участок площадью 50 гектаров в Новом Гудаури, где планирует построить курортную зону европейского уровня, инвестиции должны составить 150 млн долларов. В этом году тот же девелопер в том же Новом Гудаури открывает гостиницу бренда Radisson Blu. Не дремлет и МСБ — гест-хаусы тоже весьма популярное направление для инвестиций. По расчетам компании-оператора горнолыжных курортов Dolomiti Superski, один евро, инвестированный в подъемники, приносит порядка 5 евро другому местному бизнесу — отелям, пунктам проката, лыжным школам.

В одной руке

Государство как владелец подъемников может регулировать ценовую политику таким образом, чтобы она была привлекательной как для местных отдыхающих, так и для иностранных туристов. Те, у кого есть возможность посещать горнолыжные курорты Грузии в любое время (а это преимущественно сами грузины), могут за 500 лари (чуть больше чем 200 долларов) купить сезонный абонемент и использовать любой лыжный подъемник на любом горнолыжном курорте в течение всего года (зимой для катания на лыжах, летом для езды на велосипеде).

В Грузии работает единая система продажи билетов, что в принципе означает один ски-пасс на всех горнолыжных курортах Грузии. Одна карточка, а не карточка отдельно «Шымбулака», отдельно «Ак-булака» и еще «Лесной сказки», где катаются с маленькими детьми. Алматинцам о таком пока остается только мечтать. Впрочем, договориться о едином ски-пассе не могут даже на Красной Поляне в РФ, это бывает слишком сложно, когда у разных подъемников разные владельцы.

На каждом из курортов установлены бесконтактные турникеты австрийской компании Skidata — это один из крупнейших производителей подобных систем, софт этой компании позволяет давать максимально точную информацию: кто, когда, сколько раз использовал подъемники и какого курорта. Такая же система, например, работает во французских «Трех долинах». Практически все заработанные средства Mountain Resorts of Georgia реинвестирует в развитие, новые проекты осуществляются с одобрения Минэкономики.

Грузия — горная страна, которая пока не очень хорошо известна в мире горнолыжными курортами. Но государство намерено изменить эту ситуацию в ближайшее время. Министр финансов Димитрий Кумсишвили озвучивал: «Если сегодня горные курорты приносят грузинской экономике примерно 50 миллионов долларов, то эту цифру легко можно поднять до 300 миллионов». Для этого нужны только канатки, дороги, отели, новые услуги и гостеприимство. Первое и второе обеспечит государство, третье и четвертое — бизнес. Ну а отсутствием гостеприимства в Грузии никогда не страдали.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям

Международный бизнес

Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект