Как договорятся

На предстоящей неделе торговые площадки будут реагировать на переговоры по Греции, Brexit и ОПЕК+

Как договорятся

Последняя неделя месяца для финансовых рынков будет проходить под влиянием двух важных встреч. В понедельник, 22 мая, пройдет заседание Еврогруппы, а 24 -25 мая на очередное заседание соберутся представители ОПЕК.

Еврогруппа на заседании коснется, как минимум, двух важных вопросов. Первый – очередной транш помощи Греции, второй – начало переговоров с Великобританией по Brexit.

Греческий вопрос давно не выходил на первый план. В июле 2017 года Греции нужно выплачивать долги перед ЕЦБ и частными инвесторами. Суммы значительные и от решения Еврокомиссии будет зависеть сможет Греция закрыть обязательства или нет. Объем выплат по долгам, которые должна провести Греция в июле, составляет 6,1 миллиарда евро.

Для очередного транша кредитования греческих обязательств на этот раз подключится МВФ, который прекращал оказывать финансовую помощь. Последние транши кредитов для Греции шли от Еврогруппы и Европейского механизма стабильности (ESM).

Присоединение МВФ к группе кредиторов несет за собой выполнение Грецией нескольких жестких условий, которые выставляет фонд. В частности это сокращение пенсий и зарплат с 2019 года, урезание социальных пособий и повышение налогов, а также предполагает реформу в сфере энергетики и определяет среднесрочную финансовую стратегию на 2018-2021 годы.

Теперь комиссия кредиторов должна убедиться, что требования выполнены. Только в этом случае Греция сможет получить деньги. Если на заседании в понедельник Еврокомиссия убедится в исполнении условий, то решение по выдаче кредита будет положительным, в обратном случае Греции может угрожать дефолт по июльским обязательствам.

Что касается вопроса Brexit, то здесь все очень непонятно. Главное, что должна решить Еврокомиссия – это протокол выхода и перечень условий, которые будут поставлены перед Британией. Официальные переговоры между Великобританией и Еврокомиссией (именно она будет выполнять роль представителя Евросоюза) должны начаться 8 июня, сразу после внеочередных парламентских выборов, которые инициировала премьер Тереза Мэй

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер уже предупредил, что переговоры будут сложными. Со стороны ЕС выдвинуты несколько условий для Королевства. В частности, это выплата счета в 60 млрд евро (говорилось даже о 100 млрд), которая включает в себя долю расходов Британии в рамках исполнения своих прежних обязательств по бюджету, а также финансирование пенсионного обеспечения британского персонала в ЕС.

Второе - Еврокомиссия подготовила законопроект, направленный на введение существенных ограничений в отношении деятельности лондонского гигантского рынка клиринговых операций по финансовым транзакциям с активами, номинированными в евро. Это может нанести сокрушительный удар по статусу лондонского Сити как международного финансового центра.

Третье - это соглашения о границах, особенно в Ирландии, а также права европейских и британских экспатов. 

Четвертое – отказ в доступе Великобритании на единый европейский рынок. В частности, европейский комиссар по внутренней торговле Мишеля Барнье заявил о том, что Британии будет отказано в участии в европейской экономике в рамках любого торгового соглашения.

Вопросов огромное количество. На заседании Еврокомиссии они будут тщательно прорабатываться.

ОПЕК+

24 -25 мая состоится заседание ОПЕК. Основным вопросом заседания будет возможность дальнейшего продления соглашения о сокращении объемов добычи нефти. 

В данном вопросе есть 3 пункта:

1) Оценка эффективности соглашения.

2) Продлевать или нет?

3) На какой срок продлевать?

Заседание знаковое. Рынок нефти претерпевает колоссальное напряжение. Цена колеблется в очень большом диапазоне, что не может не сказываться на доходности нефтяных стран и компаний. Главная задача текущего заседания сформировать условия для относительной стабилизации цены на нефть.

1) Первоначальная договоренность ОПЕК+ о сокращении объемов добычи была достигнута в ноябре прошлого года и была нацелена на сокращение текущего избытка запасов нефти в мире для выравнивания спроса и предложения на рынке и подъема и стабилизации цен на «черное золото». 

Результат соглашения – нефть за последние полгода все-таки сохранила цену выше 50 долларов за баррель (марка Brent), хотя были и провалы до 46 долларов. 

2) Если ОПЕК+ хотят удерживать нефть выше 50 долларов за бочку, то продлевать соглашение надо. Продление не будет панацеей, но во всяком случае может стать поддерживающим фактором в среднесрочной перспективе. Если договоренности будут сохраняться, то при определенных условиях это должно в итоге повлиять на текущие запасы нефти в сторону снижения, хотя бы частично, что в свою очередь должно поддержать цены на нефть.

3) Ранее шли переговоры о продлении соглашения ещё на 6 месяцев. Но недавно представители Саудовской Аравии и России заявили о том, что готовы рассматривать срок продления на 9 месяцев. Эффективность соглашения напрямую зависит от срока. Чем дольше нефтедобывающие страны будут сохранять договоренность тем более эффективно она будет влиять на рынок. Излишки предложения на сегодня составляют более 200 млн. баррелей. И цены смогут уверенно себя чувствовать только тогда, когда наступит консенсус между спросом и предложением.

Проблемных моментов много. И от степени их решения будет зависеть будущая стоимость нефти на мировом рынке на ближайшие полгода. Цель предстоящего заседания очень сложная, но выполнимая при условии конструктивного и благоразумного подхода.

В итоге, на фоне отсутствия важной макростатистики, неделя предполагается весьма интересной.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки

Спецвыпуск

Когда нефть дорожает

Господдержка и благоприятная конъюнктура на товарных рынках позволили крупнейшим казахстанским компаниям немного улучшить показатели доходности

Политика и экономика

Цена эффективности

“Самрук-Казына” в 2017 году ожидает экономический эффект от трансформации в размере 30 млрд тенге

Тема недели

Под стрелой Нацбанка

Усилия регулятора по сдерживанию инфляции нивелируются несогласованностью денежно-кредитной и фискальной политик