Что у тебя в корзине?

При одном и том же уровне инфляции цены растут по-разному для отдельных групп населения

Что у тебя в корзине?

Сцена в супермаркете. Женщина, только на днях купившая йогурт по одной цене, вдруг видит, что он подорожал на 50 тенге, и в сердцах восклицает: «А говорят, инфляция снижается!». Ей вторит хор покупательниц, вполне разделяющих ее негодование. Официальные цифры инфляции обычно воспринимаются с недоверием: мол, опять приписками занимаются, чтобы народ не нервировать, цены-то уже не растут, а взлетают.

Распространенное ощущение реальной инфляции гораздо выше среднестатистической вполне обосновано. Скорость, с которой меняются ценники на товары и услуги, зависит от индивидуальной потребительской корзины. «Индекс потребительских цен, на основе которого определяется уровень инфляции в стране, характеризует изменение стоимости потребительской корзины, состоящей из 510 наименований товаров и услуг. В ИПЦ отражается величина изменения средних цен, входящих в него товаров и услуг. При этом веса составляющих компонентов ИПЦ определяются на основе структуры потребительских расходов домашних хозяйств», — объясняют в Национальном банке РК (НБК).

Во всем мире статистики договорились, что потребительская корзина лучше всего отражает расходы среднестатистического домохозяйства, хотя и потребление, и траты каждой отдельной семьи различаются. Например, у автовладельца расходы связаны с покупкой бензина, запчастей, ремонтом и так далее. Он остро воспринимает рост цен на горючее и автосервис, в то время как семья, не имеющая машины, даже не заметит его. Вегетарианец не обратит внимания, дорожает мясо или нет, зато почувствует рост цен на овощи и фрукты. Все перечисленные продукты, товары и услуги входят в потребительскую корзину, но, как можно убедиться, их значимость для разных людей и даже групп населения различна.

ИПЦ зависит не только от конкретных товаров и услуг, включенных в индекс, но и от их веса. Мясо и мясопродукты, хлеб и хлебопродукты, молоко и молочные продукты имеют большой вес, а, например, кондитерские изделия — меньший. Комитет по статистике отдельно рассчитывает индекс цен на социально значимые продукты с большим весом в ИПЦ.

«Предполагается, что набор товаров и услуг в потребительской корзине не меняется в течение определенного периода времени. На самом деле каждая семья составляет свою потребительскую корзину исходя из материального благосостояния. Таким образом, населением повышение цен воспринимается на уровне отдельных категорий товаров и услуг, и именно поэтому рост цен обычно субъективно ощущается несколько выше, чем фактическая инфляция. Более того, структура потребления в зависимости от изменения доходов, личных предпочтений и уровня цен может меняться в течение исследуемого периода», — дополняют специалисты НБК.

Войти в десятку

Для получения большей статистической объективности принято рассчитывать ИПЦ для различных регионов и отдельных групп населения. Формируется ИПЦ для 10% населения с наименьшими доходами и 10% — с самыми высокими доходами: для первой и десятой децильных групп. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики (КС МНЭ), по численности эти группы почти равнозначны — каждая насчитывает около 1,7 млн человек. В первой группе среднемесячный доход на душу населения — 18 тыс. тенге, в десятой — около 102 тыс. — более чем пятикратная разница; соотношение использованных на потребление доходов к величине прожиточного минимума составляет 83% и 471%, соответственно. Несмотря на отставание Алматы по среднедушевым доходам от Астаны, в южной столице самое высокое соотношение расходов на потребление к минимальному прожиточному минимуму и среди бедных и среди богатых: 104% и 624%.

Понятно, что потребительские расходы и восприятие инфляции этих групп отличаются в соответствии с их доходами. В структуре потребления населения с наименьшими доходами преобладают продовольственные товары, у более обеспеченных слоев населения — непродовольственные товары и платные услуги.

Казалось бы, для десятой группы сообразно ее высокому платежеспособному спросу цены должны расти быстрее и превышать среднестатистические, но это не так. В целом значение ИПЦ по многим позициям для них ниже, за исключением непродовольственных товаров.

В 2016 году причиной высокой инфляции стали девальвация тенге и рост цен на импортную продукцию. В потребительской корзине десятой группы выше, чем у первой, выросли расходы на одежду и обувь, алкогольные напитки, табачные изделия и транспорт, но не на продукты.

Это можно объяснить тем, что богатые люди предпочитают товары из высокой ценовой ниши, в их корзине большая доля импортной составляющей. В то же время при статистических расчетах высокий рост цен товаров или услуг, имеющих относительно меньшую долю в структуре ИПЦ, может незначительно отразиться на общем уровне инфляции. Скорее всего, продукты, которым отдают предпочтение богачи, большей частью или не входят в потребительскую корзину, или имеют очень небольшой вес. В этом случае цены для них могут реально расти сильнее, чем среднестатистический ИПЦ для их группы.

С бедными все иначе: в прошлом году у них увеличилась доля расходов на продовольственные продукты, а на образование и здравоохранение — даже больше, чем в среднем по стране. Как мы уже отмечали, у первой группы более половины потребительских расходов приходится на продовольствие, и можно предположить, что их корзина содержит в основном социально значимые продукты питания, с большим весом в ИПЦ, а значит, и высоким влиянием на значение индекса.

Согласно официальным данным Комитета по статистике с сентября 2016 года инфляция в годовом выражении снижается, как для групп населения с наименьшими доходами, так и с наибольшими. «Учитывая структуру расходов семей с разным доходом, повышение цен на продовольственные товары наибольшим образом ощущается населением с низкими доходами, рост стоимости непродовольственных товаров и тарифов платных услуг — семьями с большим достатком. Поскольку с октября 2016 года происходит замедление роста цен на непродовольственные товары и платные услуги при более высоком росте цен на продовольственные товары, годовой уровень инфляции для менее обеспеченных слоев населения складывается выше. По итогам марта 2017 года при инфляции в годовом выражении 7,7%, для групп населения с наименьшими доходами ее уровень составил 8,6%, для групп с наибольшими доходами — 7,6%», — отмечают специалисты НБК.

Богатые и бедные города

По мнению некоторых экспертов, тяжелее всего давит инфляция не на бедных и богатых, а на средний класс: доходы у представителей этой группы не столь высоки, а потребительская корзина формируется преимущественно из импортных товаров. Девальвация и связанный с ней рост цен на импорт ударили именно по этой группе потребителей, считают они. Но казахстанская статистика включает в десятую группу население с доходами от 75 тыс. тенге до 1 243 тыс. тенге, что охватывает ту неявную прослойку, которая у нас называется средним классом. В упрек Комитету по статистике можно разве что поставить слишком большой разброс доходов в одной группе. Вряд ли в развитых и лидирующей группе развивающихся стран наиболее обеспеченными назовут людей с доходом 250 долларов в месяц.

Разнится значение ИПЦ и в зависимости от региона. Самая высокая инфляция в Астане и Мангистауской области. Пропустил их вперед Алматы, традиционно занимавший верхнюю строчку среди самых дорогих городов страны. По итогам 2016 года по всем показателям лидирует столица, что говорит о высоком потребительском спросе и более высоком доходе на душу населения. По данным КС МНЭ, номинальный среднедушевой доход астанчан в IV квартале прошлого года составил 140,3 тыс. тенге при 80,7 тыс. тенге в целом по республике. Выше доход был только в Атырауской области — 140,5 тыс. тенге. Более высокую инфляцию в регионе можно рассматривать не только как отрицательный фактор. При условии, что она сопровождает более высокую динамику прироста доходов, инфляция является показателем деловой активности, что происходит в последние годы в Астане, где полным ходом идет подготовка к EXPO-2017 и куда направляются значительные инвестиции.

НБК с 2015 года перешел к политике инфляционного таргетирования. С января 2016 года по заказу регулятора компанией «ГфК Казахстан» проводятся опросы населения по оценке инфляционных ожиданий. Как рассказали нам в Нацбанке, восприятие роста цен у более обеспеченных респондентов оказалось выше, они чаще отвечают, что цены росли быстрее. Респонденты с более низким доходом чаще отмечают медленный рост цен. Вместе с тем ожидания по инфляции менее обеспеченного населения выше, а респонденты с доходами побольше дают более позитивные прогнозы. Среди ответов участников опроса, имеющих более высокий доход, варианты ответа «цены будут расти так же» и «цены будут расти медленнее» встречаются чаще, чем у тех, чей доход не превышает 40 000 тенге.

Статьи по теме:
Бизнес и финансы

Максут растет

БАСТ рапортует о завершении второй очереди строительства на Максуте

Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям