Нет прокладки в своем отечестве

Единственный в РК производитель гигиенической продукции для женщин выживает за счет экспорта в Россию

«Что вы производите?», — традиционный вопрос, с которого начинается диалог чиновников с отечественными производителями. Услышав ответ учредителя ТОО «АЛВИ плюс» Айгуль Сыргабековой, спрашивающие зачастую разочарованно и даже с оттенком брезгливости тянут: «Ну, это не особо нужно, у вас не социально значимое производство…». Мужчинам, которых в чиновничьем корпусе большинство, продукция этой компании и правда не нужна, а вот женщины с утверждением об отсутствии социальной значимости могли бы поспорить. «АЛВИ плюс» с торговой маркой Linos — единственный производитель гигиенической продукции для женщин в Казахстане.

Конкурент Always

Автоматизированные линии по производству гигиенических прокладок для критических дней и ежедневных прокладок на заводе «АЛВИ плюс» работают в две смены и выпускают 1000 прокладок в минуту. «При бесперебойной работе мощности предприятия таковы, что могут обеспечить этой гигиенической продукцией весь Казахстан, но у нас нет такой загрузки», — рассказывает г-жа Сыргабекова. Об открытии собственного производства она — на тот момент владелец бизнеса по продаже товаров класса люкс — задумалась в середине 2000‑х. Гигиеническая продукция была выбрана по следующим соображениям: это расходный материал, который всегда востребован клиентами. «Салфетки, туалетная бумага, прокладки и памперсы — это все должно производиться внутри страны», — уверена учредитель «АЛВИ плюс».

Казахстанский рынок к тому времени практически полностью был занят иностранной продукцией под брендами Always, Carefree, Kotex. «АЛВИ плюс» решил составить им конкуренцию, несмотря на высокие барьеры входа на рынок. Только за первый год в предприятие было инвестировано 12,5 млн долларов — они ушли на покупку производственных линий и сырья. «Мы приобрели новое оборудование, стараясь выбрать все самое лучшее, что было на международном рынке. Иначе конкурировать с международными гигантами было бы невозможно», — вспоминает наша собеседница.

Дополнительными стали расходы на привлечение иностранных специалистов и обучение отечественных — профессионалов, которые могли работать на высокотехнологичном оборудовании, в Казахстане не нашлось. Первые два года на производстве постоянно трудились специалисты из Италии и Германии, параллельно тренируя казахстанских сотрудников. «Зато сейчас у нас работают исключительно свои кадры», — не без гордости говорит Айгуль Сыргабекова.

Ни одно сырье, используемое при изготовлении прокладок, в Казахстане не производят. В России «АЛВИ плюс» закупает только упаковку и суперабсорбент — кстати, продукт нефтехимии. Раньше суперабсорбент казахстанцы закупали на итальянских фабриках в Китае, но, поскольку выходило очень дорого, перешли на сотрудничество с предприятиями из ЕАЭС. Если закупки сырья в России осуществляются раз в две недели, то все остальное приходится брать в дальнем зарубежье раз в полгода и сразу огромными объемами, чтобы сэкономить на логистике. В числе сырья, которое закупается на итальянских фабриках в Китае: soft (в рекламе гигиенических средств утверждается, что это хлопковая поверхность, а на практике верхний слой из дышащего нетканого материала — тоже продукт нефтепереработки) и сетка (dry).

«Нигде ближе продукции хорошего качества не производят, — комментирует г-жа Сыргабекова. — Гипоаллергенная медицинская пленка — тоже итальянская, тут рисковать нельзя. Появится у женщины аллергия, пойдут слухи — считайте, что на производстве поставлен крест. Хорошо, что у итальянских компаний есть фабрики в Китае, все-таки нам оттуда ближе везти. Но сейчас речь идет о том, что эти производства будут свернуты, поскольку становятся слишком дорогими, цены на их продукцию растут с каждым днем».

Растаможка сырья тоже влетает в копеечку. «Нам бы пошлины на сырье снизить», — высказывает пожелание производитель, пока — несбыточное. Госорганы никак не реагируют на многочисленные заявки от «АЛВИ плюс» о снижении ставок таможенных пошлин на то сырье, производства которого в республике нет и в ближайшее время не ожидается.

Где родился — там не очень пригодился

Стартовав в 2011‑м, в «АЛВИ плюс» рассчитывали на три года окупаемости, но производство вышло в ноль гораздо позже. Неожиданными стали сложности с освоением отечественного рынка. Конечно, было понятно, что рынок занят мировыми лидерами, но в казахстанской компании рассчитывали взять свое качественной продукцией и привлекательной ценой — как минимум, в два раза ниже, чем у конкурентов.

Ожидания и реальность не совпали, в Казахстане прокладки под торговой маркой Linos продаются тяжело. «У нас есть проблемы с ритейлерами. Наш товар в сетях может быть задвинут в сторонку, выставлено две пачки в общем ряду — их просто не видно. Нашим сотрудникам приходится ходить и высматривать, как выложены упаковки», — рассказывает г-жа Сыргабекова. Чтобы пометить полки с Linos ярлыком «Сделано в Казахстане», в «АЛВИ плюс» самостоятельно заказывали эти таблички, но ритейлеры не обещали, что будут их использовать. Айгуль Сыргабековой остается только удивляться: даже предлагая сетям огромные скидки — до 70% ниже стандартной цены, чтобы товар мог быть выставлен на паллетах как акционный, она получает отказ.

«Большинство сетей не идут на это, мотивируя тем, что у них нет места. Мы не можем зайти во многие регионы республики и сейчас присутствуем в Астане и Алматы, начинаем работать с Актау. А на рынок Шымкента, который, казалось бы, под боком у нас, зайти не можем», — говорит предприниматель.

Непрозрачность работы большинства отечественных ритейлеров — одна из основных претензий производителя к продавцам. В одной из сетей-партнеров «АЛВИ плюс» сообщили, что они занимают в продажах женских гигиенических средств меньше 5%, однако производитель засомневался и, правдами и неправдами раздобыв внутреннюю документацию этой компании, увидел совсем другие данные — 15%.

«Деньги замораживают — кто-то по два, кто-то по шесть миллионов на три-четыре месяца. То есть сеть берет продукцию, но я не могу узнать, продали они ее или нет, потому что информация идет некорректная. И только когда мы начинаем настаивать на возврате, нам начинают хоть что-то платить», — делится наболевшим г-жа Сыргабекова. Она отмечает, что единственная сеть, отношения с которой у «АЛВИ плюс» полностью прозрачны, — это Magnum Cash & Carry. Компания долго боролась за право встать на полки крупнейшего сетевого ритейлера РК, и сейчас об этом не жалеет — в точках Magnum продажи гигиенических прокладок под брендом Linos идут неплохо.

От Урала до Чечни

Проблемы с продажами в РК привели к тому, что «АЛВИ плюс» превратился в экспортера. Главное направление — Россия, туда уходит 70% производимой продукции. «Мы на Россию работаем лучше, чем на Казахстан. У нас Челябинская область вся задействована, мы с Ростовом работаем очень плотно и даже с Чечней», — рассказывает Айгуль Сыргабекова.

Она признается, что, начиная работать с российскими клиентами, опасалась сложностей и несвоевременных платежей. Но россияне платят регулярно и без задержек и без проблем ставят на полки своих магазинов прокладки Made in Kazakhstan рядом с продукцией международных брендов и своих производителей. Гигиенические изделия «АЛВИ плюс» продаются в России под маркой Linos, кроме того, казахстанский завод занимается контрактным производством для собственных торговых марок сетей. Среди таких клиентов — сибирский «Аникс», сейчас обсуждается вопрос контрактного производства с компанией из Омска.

Если в Казахстане производителю гигиенических прокладок ритейлеры говорят, что покупательская способность снизилась, и поэтому продажи упали, то в России обороты «АЛВИ плюс», наоборот, растут, что логично, поскольку при падении покупательской способности многие люди начинают выбирать более дешевые товары.

В «АЛВИ плюс» давно думают о расширении производства и даже заказали машину для изготовления подгузников: технология производства подгузника и прокладки принципиально не различается, состав материалов практически тот же. Однако опыт продвижения своего товара на казахстанском рынке останавливает. Г-жа Сыргабекова рассказывает, что в Казахстане недавно уже появился производитель подгузников и столкнулся с теми же проблемами, что и ее компания: «По-моему, у них угас энтузиазм, и они сворачиваются. Когда мы только начинали работать, с нами вместе планировали выйти на рынок еще три компании, одна из них, в Шымкенте, даже начинала работать, но очень быстро свернулась. Еще пара, закупив оборудование, так и не запустились».

Айгуль Сыргабекова признается: знай она, что окажется в таких условиях, производство бы не запускала. Ее компании повезло, что нашлись покупатели в России. Зато Linos можно считать уникальным отечественным брендом — это тот редкий случай, когда казахстанский товар в России знают лучше, чем на родине производителя.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня