Нет прокладки в своем отечестве

Единственный в РК производитель гигиенической продукции для женщин выживает за счет экспорта в Россию

«Что вы производите?», — традиционный вопрос, с которого начинается диалог чиновников с отечественными производителями. Услышав ответ учредителя ТОО «АЛВИ плюс» Айгуль Сыргабековой, спрашивающие зачастую разочарованно и даже с оттенком брезгливости тянут: «Ну, это не особо нужно, у вас не социально значимое производство…». Мужчинам, которых в чиновничьем корпусе большинство, продукция этой компании и правда не нужна, а вот женщины с утверждением об отсутствии социальной значимости могли бы поспорить. «АЛВИ плюс» с торговой маркой Linos — единственный производитель гигиенической продукции для женщин в Казахстане.

Конкурент Always

Автоматизированные линии по производству гигиенических прокладок для критических дней и ежедневных прокладок на заводе «АЛВИ плюс» работают в две смены и выпускают 1000 прокладок в минуту. «При бесперебойной работе мощности предприятия таковы, что могут обеспечить этой гигиенической продукцией весь Казахстан, но у нас нет такой загрузки», — рассказывает г-жа Сыргабекова. Об открытии собственного производства она — на тот момент владелец бизнеса по продаже товаров класса люкс — задумалась в середине 2000‑х. Гигиеническая продукция была выбрана по следующим соображениям: это расходный материал, который всегда востребован клиентами. «Салфетки, туалетная бумага, прокладки и памперсы — это все должно производиться внутри страны», — уверена учредитель «АЛВИ плюс».

Казахстанский рынок к тому времени практически полностью был занят иностранной продукцией под брендами Always, Carefree, Kotex. «АЛВИ плюс» решил составить им конкуренцию, несмотря на высокие барьеры входа на рынок. Только за первый год в предприятие было инвестировано 12,5 млн долларов — они ушли на покупку производственных линий и сырья. «Мы приобрели новое оборудование, стараясь выбрать все самое лучшее, что было на международном рынке. Иначе конкурировать с международными гигантами было бы невозможно», — вспоминает наша собеседница.

Дополнительными стали расходы на привлечение иностранных специалистов и обучение отечественных — профессионалов, которые могли работать на высокотехнологичном оборудовании, в Казахстане не нашлось. Первые два года на производстве постоянно трудились специалисты из Италии и Германии, параллельно тренируя казахстанских сотрудников. «Зато сейчас у нас работают исключительно свои кадры», — не без гордости говорит Айгуль Сыргабекова.

Ни одно сырье, используемое при изготовлении прокладок, в Казахстане не производят. В России «АЛВИ плюс» закупает только упаковку и суперабсорбент — кстати, продукт нефтехимии. Раньше суперабсорбент казахстанцы закупали на итальянских фабриках в Китае, но, поскольку выходило очень дорого, перешли на сотрудничество с предприятиями из ЕАЭС. Если закупки сырья в России осуществляются раз в две недели, то все остальное приходится брать в дальнем зарубежье раз в полгода и сразу огромными объемами, чтобы сэкономить на логистике. В числе сырья, которое закупается на итальянских фабриках в Китае: soft (в рекламе гигиенических средств утверждается, что это хлопковая поверхность, а на практике верхний слой из дышащего нетканого материала — тоже продукт нефтепереработки) и сетка (dry).

«Нигде ближе продукции хорошего качества не производят, — комментирует г-жа Сыргабекова. — Гипоаллергенная медицинская пленка — тоже итальянская, тут рисковать нельзя. Появится у женщины аллергия, пойдут слухи — считайте, что на производстве поставлен крест. Хорошо, что у итальянских компаний есть фабрики в Китае, все-таки нам оттуда ближе везти. Но сейчас речь идет о том, что эти производства будут свернуты, поскольку становятся слишком дорогими, цены на их продукцию растут с каждым днем».

Растаможка сырья тоже влетает в копеечку. «Нам бы пошлины на сырье снизить», — высказывает пожелание производитель, пока — несбыточное. Госорганы никак не реагируют на многочисленные заявки от «АЛВИ плюс» о снижении ставок таможенных пошлин на то сырье, производства которого в республике нет и в ближайшее время не ожидается.

Где родился — там не очень пригодился

Стартовав в 2011‑м, в «АЛВИ плюс» рассчитывали на три года окупаемости, но производство вышло в ноль гораздо позже. Неожиданными стали сложности с освоением отечественного рынка. Конечно, было понятно, что рынок занят мировыми лидерами, но в казахстанской компании рассчитывали взять свое качественной продукцией и привлекательной ценой — как минимум, в два раза ниже, чем у конкурентов.

Ожидания и реальность не совпали, в Казахстане прокладки под торговой маркой Linos продаются тяжело. «У нас есть проблемы с ритейлерами. Наш товар в сетях может быть задвинут в сторонку, выставлено две пачки в общем ряду — их просто не видно. Нашим сотрудникам приходится ходить и высматривать, как выложены упаковки», — рассказывает г-жа Сыргабекова. Чтобы пометить полки с Linos ярлыком «Сделано в Казахстане», в «АЛВИ плюс» самостоятельно заказывали эти таблички, но ритейлеры не обещали, что будут их использовать. Айгуль Сыргабековой остается только удивляться: даже предлагая сетям огромные скидки — до 70% ниже стандартной цены, чтобы товар мог быть выставлен на паллетах как акционный, она получает отказ.

«Большинство сетей не идут на это, мотивируя тем, что у них нет места. Мы не можем зайти во многие регионы республики и сейчас присутствуем в Астане и Алматы, начинаем работать с Актау. А на рынок Шымкента, который, казалось бы, под боком у нас, зайти не можем», — говорит предприниматель.

Непрозрачность работы большинства отечественных ритейлеров — одна из основных претензий производителя к продавцам. В одной из сетей-партнеров «АЛВИ плюс» сообщили, что они занимают в продажах женских гигиенических средств меньше 5%, однако производитель засомневался и, правдами и неправдами раздобыв внутреннюю документацию этой компании, увидел совсем другие данные — 15%.

«Деньги замораживают — кто-то по два, кто-то по шесть миллионов на три-четыре месяца. То есть сеть берет продукцию, но я не могу узнать, продали они ее или нет, потому что информация идет некорректная. И только когда мы начинаем настаивать на возврате, нам начинают хоть что-то платить», — делится наболевшим г-жа Сыргабекова. Она отмечает, что единственная сеть, отношения с которой у «АЛВИ плюс» полностью прозрачны, — это Magnum Cash & Carry. Компания долго боролась за право встать на полки крупнейшего сетевого ритейлера РК, и сейчас об этом не жалеет — в точках Magnum продажи гигиенических прокладок под брендом Linos идут неплохо.

От Урала до Чечни

Проблемы с продажами в РК привели к тому, что «АЛВИ плюс» превратился в экспортера. Главное направление — Россия, туда уходит 70% производимой продукции. «Мы на Россию работаем лучше, чем на Казахстан. У нас Челябинская область вся задействована, мы с Ростовом работаем очень плотно и даже с Чечней», — рассказывает Айгуль Сыргабекова.

Она признается, что, начиная работать с российскими клиентами, опасалась сложностей и несвоевременных платежей. Но россияне платят регулярно и без задержек и без проблем ставят на полки своих магазинов прокладки Made in Kazakhstan рядом с продукцией международных брендов и своих производителей. Гигиенические изделия «АЛВИ плюс» продаются в России под маркой Linos, кроме того, казахстанский завод занимается контрактным производством для собственных торговых марок сетей. Среди таких клиентов — сибирский «Аникс», сейчас обсуждается вопрос контрактного производства с компанией из Омска.

Если в Казахстане производителю гигиенических прокладок ритейлеры говорят, что покупательская способность снизилась, и поэтому продажи упали, то в России обороты «АЛВИ плюс», наоборот, растут, что логично, поскольку при падении покупательской способности многие люди начинают выбирать более дешевые товары.

В «АЛВИ плюс» давно думают о расширении производства и даже заказали машину для изготовления подгузников: технология производства подгузника и прокладки принципиально не различается, состав материалов практически тот же. Однако опыт продвижения своего товара на казахстанском рынке останавливает. Г-жа Сыргабекова рассказывает, что в Казахстане недавно уже появился производитель подгузников и столкнулся с теми же проблемами, что и ее компания: «По-моему, у них угас энтузиазм, и они сворачиваются. Когда мы только начинали работать, с нами вместе планировали выйти на рынок еще три компании, одна из них, в Шымкенте, даже начинала работать, но очень быстро свернулась. Еще пара, закупив оборудование, так и не запустились».

Айгуль Сыргабекова признается: знай она, что окажется в таких условиях, производство бы не запускала. Ее компании повезло, что нашлись покупатели в России. Зато Linos можно считать уникальным отечественным брендом — это тот редкий случай, когда казахстанский товар в России знают лучше, чем на родине производителя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Здоровье для избранных

Казахстанские банки из затяжного кризиса входят в этап трансформации

Люди и события

Микромир и макрокосм

В галерее «24 июня» открылась выставка «Живописный Дуэт» Игоря Гущина и Лидии Дроздовой

Люди и события

Диалог с четвертым измерением

В алматинском музее Каcтеева открылась выставка Сергея Калмыкова и состоялась презентация его персонального каталога

Политика и экономика

В ожидании энергосаммита

До министерской конференции по энергетике в Астане осталось меньше месяца