Об архинеправильном и архиважном

Редакционная статья

Об архинеправильном и архиважном

Слово «архаизация» нечасто встретишь у казахстанских публицистов. Во-первых, уровень общественных отношений и оценка динамики развития общества — не самая главная тема нашей повестки дня. Во-вторых, у «архаизации» в современном русскоязычном дискурсе исключительно плохие коннотации. Хуже дело обстоит, наверное, только с «геноцидом», а также со словами «чиновник», «модернизация» и «инновация».

Публицистов, которые заходят на это поле (конечно, «архаизации», а не «модернизации» — это отдельный случай), можно объединить в две группы. Первые не могут скрыть сожаления, что их народ возвращается на столетие-другое назад. Вторые возмущены тем, что возрождение традиционных элементов представители первой группы называют таким нехорошим словом, да еще и пытаются посыпать пеплом голову не только себе, но и всем представителям титульного этноса.

Не улучшает дело и дефицит серьезных научных работ на тему развития казахстанских социальных институтов. Желающих оценить явление больше, чем описать его. Но именно научный разбор того процесса, который философы и социологи называют архаизацией, позволяет снизить градус негатива и всерьез задуматься, какие же в действительности процессы протекают в нашем социуме и почему.

Под архаизацией специалисты понимают возвращение к старым ценностям, моделям поведения и общественным институтам. Примеров тому на постсоветском пространстве достаточно: применение родоплеменной идентификации и распространение непотизма, формирование кланов, рост числа практикующих верующих, распространение таких обычаев, как кровная месть, кража невесты и так далее.

Однако возвращение это условное. Корни, к которым тянутся общества на постсоветском пространстве, как правило, были обрублены еще в начале прошлого века. Нарушилась преемственность: обычаи и институты были либо упразднены советской властью, либо претерпели серьезную трансформацию в связи с изменением экономического уклада. Поэтому современный процесс архаизации носит характер не возвращения к старому, а восстановления старого на основе тех знаний и представлений о прошлом, которые пользуются популярностью. В этом смысле архаичные модели таковы только на первый взгляд, и важно понимать, что в настоящем побуждает нас выбирать те или иные традиции. Ведь дело явно не только в кризисе идей у наших современников.

Важно подчеркнуть, что процессы архаизации на постсоветском пространстве были запущены с распадом Советского Союза и переходом от закрытой плановой экономики к открытой рыночной — то есть когда старые институты рухнули почти в одночасье. Архаичные модели призваны вернуть разбалансированное общество в состояние баланса: непотизм позволяет внести хоть какую-то системность в подбор кадров и выстраивание вертикали власти, религия — сформировать картину мира, в которой место и этноса, и каждого индивида будет иметь высокий смысл. Исследователи подчеркивают, что архаизация — это вполне рационально объяснимый процесс, здоровая реакция обществ третьего мира (ее переживают также Афганистан и Пакистан, некоторые арабские страны) на болезненные изменения. Архаизация не мешает таким обществам, а позволяет им выживать.

Не стоит забывать и то, что за крушением СССР последовал масштабный экономический кризис, кризис демократических институтов, а также упадок образования, здравоохранения и правоохранительной системы. И если экономический кризис девяностых странам преодолеть удалось, то главные проблемы политических институтов, социальных систем и органов правопорядка до сих пор не решены.

Крайняя форма религиозности или внутриродовой солидарности, которые возмущают некоторых высокопоставленных чиновников и так называемую «прогрессивную» часть общества,— это не корни зла, а следствие продолжающегося упадка казахстанского образования и институтов государственной власти. Бритьем бород и ужесточением наказания за терроризм и коррупцию здесь не отделаешься.

Читайте тему номера: Вперед — в архаику

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки