Нужен нам берег турецкий

Казахстанский турбизнес рассчитывает на восстановление спроса

Нужен нам берег турецкий

«Горящих путевок в этом сезоне будет очень мало, они просто не успеют загореться», — в один голос утверждают казахстанские туроператоры. Их оптимизм основан на результатах зимнего сезона, его они «отработали на сто процентов», «вся заявленная программа зимнего сезона была успешна», «чартеры зимой заполнялись прекрасно» — не скупятся на характеристики представители турбизнеса и ждут, что летний сезон окажется не хуже.

Не поспешишь — не сэкономишь

На массовых, востребованных туристами направлениях туроператоры заранее бронируют или выкупают целые блоки мест в самолетах и блоки номеров отелей. На этой основе формируются пакетные туры, которые, оказавшись невостребованными, за пару-тройку дней до вылета превращаются в «горящие», а значит — значительно более дешевые. Туроператоры и турагентства, чтобы не потерять потраченные на бронь деньги, снижают цены и продают путевки почти по себестоимости, а то и ниже. В последнем случае, конечно, придется фиксировать убыток, но все же меньший, чем если тур не будет продан вовсе. Схема появления на рынке «горящих путевок» известна всем его участникам, но в этом году представители турбизнеса предупреждают: «горящих» туров в 2017 году будет значительно меньше, чем в 2016‑м и 2015‑м. Ситуация в отрасли начала меняться в лучшую сторону.

Соотечественники стали значительно организованее в подготовке своего отдыха

«Казахстанцы привыкли к плавающему курсу тенге, да и за последний год ситуация стабилизировалась, и сейчас курс тенге даже укрепляется — все это способствует выезду за рубеж большего, чем в прошлом и позапрошлом году, числа туристов. Если говорить о зимнем сезоне, то активность была хорошей, причем во всех сегментах — и эконом, и VIP, и молодежном, и семейном. Под Новый год приходилось даже добавлять борта», — говорит руководитель отдела маркетинга и PR компании-туроператора Kazunion Анара Уралова.

«Чартеры закрываем заранее, уже за неделю до вылета остается пять-шесть мест во всем самолете — и те быстро продаются. Люди снова начали путешествовать. В зимнем сезоне “горящих” путевок по сравнению с предыдущим годом было значительно меньше», — подтверждает реалии нового туристического сезона Алена Полозова, специалист чартерного отдела компании Kompas.

Возросший спрос — не единственный фактор, повлиявший на сокращение числа дешевых продаж в последнюю минуту. Туроператоры явно значительно внимательнее стали относиться к формированию полетных программ и объемам бронируемых номеров в отелях — компенсировать убытки по «горящим» турам за счет других сервисов и направлений, как это было в «тучные годы», сейчас вряд ли у кого-то получится — маржа в турбизнесе, признают участники рынка, снизилась.

Еще одна причина минимизации количества «горящих» путевок — регулярные рейсы, которые туроператоры все чаще используют в пакетных предложениях. Например, в Черногорию раз в неделю самолет казахстанских туристов не набирается, и значит, чартера не будет, возможен только перелет регулярным рейсом. Стоимость туров на основе регулярной перевозки напрямую зависит от стоимости авиабилета, который становится ощутимо дороже к дате вылета. И вполне закономерно, что на таких турах растет глубина продаж, а продажи туров на ближайшие даты сокращаются. «Получается так, что люди ждут “горящих” путевок, а цены, наоборот, повышаются — и это несоответствие отучает людей от ожидания и покупки в последний момент», — констатирует г-жа Уралова.

Тоска по all inclusive

Раннее бронирование в 2017 году показывает хорошие результаты, и это тоже вселяет в туроператоров уверенность в летнем сезоне. По данным Kazunion, раннее бронирование по летним направлениям (ОАЭ, Турция, Болгария, Испания, Италия, Чехия) в этом году идет как минимум на 50% активнее, чем в прошлом.

Хорошие показатели по раннему бронированию и на новом для этого туроператора направлении — круизах, уже сейчас выкупаются места на июль-август.

Но, конечно, самый большой наплыв туристов, желающих заранее запланировать отпуск, на турецком направлении. Директор Calypso Tour Якуп Мацаев оптимистичен: «В прошлом году на турецком рынке сезон не сложился по политическим причинам, но в этом году ожидается очень хороший сезон. У нас сейчас по раннему бронированию показатели плюс 30 процентов к прошлому году». Г-н Мацаев предполагает, что казахстанские туристы — из тех, кто предпочитает отдыхать в Турции, но в прошлом сезоне из-за ситуации в стране они направились в Таиланд, Грецию, Египет и ОАЭ. Сейчас эти люди вернулись к своему излюбленному варианту, соскучившись по формату all inclusive.

В большом количестве «горящих» туров на турецком направлении директор Calypso tour сомневается: помимо того, что казахстанцы активны в предварительном бронировании, очень серьезно на ситуацию на турецких курортах влияет улучшение отношений России и Турции: «Ожидается очень большой наплыв туристов из России, гарантированно семь миллионов туристов, отели будут заняты».

Анара Уралова подтверждает, что, действительно, уже сейчас многие отели ставят stop-sale — и это говорит о том, что бронирование у отелей идет отлично и номеров уже нет. «Ждать “горящих” туров при таких условиях в большом количестве не приходится. Конечно, пять-десять процентов, может, и будут «подгорать» — если кто-то отказался от поездки из-за форс-мажора или остались не проданы несколько путевок. Но для целого борта, который летает ежедневно, это капля в море», — резюмирует собеседница. И все туроператоры, работающие с турецким направлением, как мантру повторяют: «Главное, чтобы политическая ситуация не подвела».

Опрошенные «Экспертом Казахстан» представители турбизнеса отмечают, что соотечественники стали значительно организованнее в подготовке своего отдыха: еще до Нового года в компании стали поступать запросы на бронирование турецкого направления, а в конце зимы клиенты уже интересовались условиями по ноябрьскому Египту. Такое потребительское поведение — благо для отрасли, отмечает глава астанинского офиса Natalie tours Анна Нугуспанова: «Политика продажи last minute плохо влияет на рынок в целом, на отрасль. Да, туристов приучили покупать “горящие туры” в последний момент, но кому из игроков это на самом деле нужно — продавать «горящий» тур с убытком в 100 долларов?» Турция не относится к приоритетным направлениям Natalie tours, в этом сезоне здесь делают ставку на Испанию, Италию, экскурсионные туры в Европу в целом. Благодаря предстоящей Expo-2017 туроператоры получают хорошие условия от перевозчиков, плюс открываются новые маршруты — и это позволяет снизить общую стоимость пакета.

Предложения «горящих» туров на рынке, безусловно, появятся, но в новом сезоне в большинстве случаев это будет маркетинговый ход, и за «горящие» станут выдавать туры с самой низкой ценой и посредственными условиями. При этом туроператоры сейчас активно работают над новыми, привлекательными для клиентов концептами. Например, у Kazunion семейный отдых — одно из основных направлений, и здесь для пакетных предложений стараются выбирать те отели, где вместе с родителями могут проживать бесплатно до двух детей в возрасте до 15–16 лет.

Горящие туры по низкой цене и с хорошим качеством в сезоне 2017 года достанутся редким счастливцам, но с учетом того, что, по оценкам Анары Ураловой, в РК только 2,5% жителей могут позволить себе путешествие за границу, — всем, кто в 2017 году отправляется туда в отпуск, уже повезло.

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Песчанка, сэр

KAZ Minerals покупает крупный медный проект на Чукотке — Баимское месторождение

Казахстанский бизнес

В государственной разработке

Центр электронной коммерции обладает уникальными компетенциями для создания информационных систем странового масштаба

Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года