Нужен нам берег турецкий

Казахстанский турбизнес рассчитывает на восстановление спроса

Нужен нам берег турецкий

«Горящих путевок в этом сезоне будет очень мало, они просто не успеют загореться», — в один голос утверждают казахстанские туроператоры. Их оптимизм основан на результатах зимнего сезона, его они «отработали на сто процентов», «вся заявленная программа зимнего сезона была успешна», «чартеры зимой заполнялись прекрасно» — не скупятся на характеристики представители турбизнеса и ждут, что летний сезон окажется не хуже.

Не поспешишь — не сэкономишь

На массовых, востребованных туристами направлениях туроператоры заранее бронируют или выкупают целые блоки мест в самолетах и блоки номеров отелей. На этой основе формируются пакетные туры, которые, оказавшись невостребованными, за пару-тройку дней до вылета превращаются в «горящие», а значит — значительно более дешевые. Туроператоры и турагентства, чтобы не потерять потраченные на бронь деньги, снижают цены и продают путевки почти по себестоимости, а то и ниже. В последнем случае, конечно, придется фиксировать убыток, но все же меньший, чем если тур не будет продан вовсе. Схема появления на рынке «горящих путевок» известна всем его участникам, но в этом году представители турбизнеса предупреждают: «горящих» туров в 2017 году будет значительно меньше, чем в 2016‑м и 2015‑м. Ситуация в отрасли начала меняться в лучшую сторону.

Соотечественники стали значительно организованее в подготовке своего отдыха

«Казахстанцы привыкли к плавающему курсу тенге, да и за последний год ситуация стабилизировалась, и сейчас курс тенге даже укрепляется — все это способствует выезду за рубеж большего, чем в прошлом и позапрошлом году, числа туристов. Если говорить о зимнем сезоне, то активность была хорошей, причем во всех сегментах — и эконом, и VIP, и молодежном, и семейном. Под Новый год приходилось даже добавлять борта», — говорит руководитель отдела маркетинга и PR компании-туроператора Kazunion Анара Уралова.

«Чартеры закрываем заранее, уже за неделю до вылета остается пять-шесть мест во всем самолете — и те быстро продаются. Люди снова начали путешествовать. В зимнем сезоне “горящих” путевок по сравнению с предыдущим годом было значительно меньше», — подтверждает реалии нового туристического сезона Алена Полозова, специалист чартерного отдела компании Kompas.

Возросший спрос — не единственный фактор, повлиявший на сокращение числа дешевых продаж в последнюю минуту. Туроператоры явно значительно внимательнее стали относиться к формированию полетных программ и объемам бронируемых номеров в отелях — компенсировать убытки по «горящим» турам за счет других сервисов и направлений, как это было в «тучные годы», сейчас вряд ли у кого-то получится — маржа в турбизнесе, признают участники рынка, снизилась.

Еще одна причина минимизации количества «горящих» путевок — регулярные рейсы, которые туроператоры все чаще используют в пакетных предложениях. Например, в Черногорию раз в неделю самолет казахстанских туристов не набирается, и значит, чартера не будет, возможен только перелет регулярным рейсом. Стоимость туров на основе регулярной перевозки напрямую зависит от стоимости авиабилета, который становится ощутимо дороже к дате вылета. И вполне закономерно, что на таких турах растет глубина продаж, а продажи туров на ближайшие даты сокращаются. «Получается так, что люди ждут “горящих” путевок, а цены, наоборот, повышаются — и это несоответствие отучает людей от ожидания и покупки в последний момент», — констатирует г-жа Уралова.

Тоска по all inclusive

Раннее бронирование в 2017 году показывает хорошие результаты, и это тоже вселяет в туроператоров уверенность в летнем сезоне. По данным Kazunion, раннее бронирование по летним направлениям (ОАЭ, Турция, Болгария, Испания, Италия, Чехия) в этом году идет как минимум на 50% активнее, чем в прошлом.

Хорошие показатели по раннему бронированию и на новом для этого туроператора направлении — круизах, уже сейчас выкупаются места на июль-август.

Но, конечно, самый большой наплыв туристов, желающих заранее запланировать отпуск, на турецком направлении. Директор Calypso Tour Якуп Мацаев оптимистичен: «В прошлом году на турецком рынке сезон не сложился по политическим причинам, но в этом году ожидается очень хороший сезон. У нас сейчас по раннему бронированию показатели плюс 30 процентов к прошлому году». Г-н Мацаев предполагает, что казахстанские туристы — из тех, кто предпочитает отдыхать в Турции, но в прошлом сезоне из-за ситуации в стране они направились в Таиланд, Грецию, Египет и ОАЭ. Сейчас эти люди вернулись к своему излюбленному варианту, соскучившись по формату all inclusive.

В большом количестве «горящих» туров на турецком направлении директор Calypso tour сомневается: помимо того, что казахстанцы активны в предварительном бронировании, очень серьезно на ситуацию на турецких курортах влияет улучшение отношений России и Турции: «Ожидается очень большой наплыв туристов из России, гарантированно семь миллионов туристов, отели будут заняты».

Анара Уралова подтверждает, что, действительно, уже сейчас многие отели ставят stop-sale — и это говорит о том, что бронирование у отелей идет отлично и номеров уже нет. «Ждать “горящих” туров при таких условиях в большом количестве не приходится. Конечно, пять-десять процентов, может, и будут «подгорать» — если кто-то отказался от поездки из-за форс-мажора или остались не проданы несколько путевок. Но для целого борта, который летает ежедневно, это капля в море», — резюмирует собеседница. И все туроператоры, работающие с турецким направлением, как мантру повторяют: «Главное, чтобы политическая ситуация не подвела».

Опрошенные «Экспертом Казахстан» представители турбизнеса отмечают, что соотечественники стали значительно организованнее в подготовке своего отдыха: еще до Нового года в компании стали поступать запросы на бронирование турецкого направления, а в конце зимы клиенты уже интересовались условиями по ноябрьскому Египту. Такое потребительское поведение — благо для отрасли, отмечает глава астанинского офиса Natalie tours Анна Нугуспанова: «Политика продажи last minute плохо влияет на рынок в целом, на отрасль. Да, туристов приучили покупать “горящие туры” в последний момент, но кому из игроков это на самом деле нужно — продавать «горящий» тур с убытком в 100 долларов?» Турция не относится к приоритетным направлениям Natalie tours, в этом сезоне здесь делают ставку на Испанию, Италию, экскурсионные туры в Европу в целом. Благодаря предстоящей Expo-2017 туроператоры получают хорошие условия от перевозчиков, плюс открываются новые маршруты — и это позволяет снизить общую стоимость пакета.

Предложения «горящих» туров на рынке, безусловно, появятся, но в новом сезоне в большинстве случаев это будет маркетинговый ход, и за «горящие» станут выдавать туры с самой низкой ценой и посредственными условиями. При этом туроператоры сейчас активно работают над новыми, привлекательными для клиентов концептами. Например, у Kazunion семейный отдых — одно из основных направлений, и здесь для пакетных предложений стараются выбирать те отели, где вместе с родителями могут проживать бесплатно до двух детей в возрасте до 15–16 лет.

Горящие туры по низкой цене и с хорошим качеством в сезоне 2017 года достанутся редким счастливцам, но с учетом того, что, по оценкам Анары Ураловой, в РК только 2,5% жителей могут позволить себе путешествие за границу, — всем, кто в 2017 году отправляется туда в отпуск, уже повезло.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям

Международный бизнес

Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект