Кто-то любит погорячее

В начале ноября в Алматы выступили женщины-ветераны мировой сцены джаза, рока и попа, собравшиеся вместе для благотворительного концерта

Терри Лайн Каррингтон, Ники Харис и Нона Хендрикс в Республиканской детской клинической больнице
Терри Лайн Каррингтон, Ники Харис и Нона Хендрикс в Республиканской детской клинической больнице

Из приехавших к нам музыкантов к знаменитостям, с учетом взлета их популярности в прошлом, можно отнести ритм-энд-блюзовую певицу 80-х группы Patti LaBelle & Blue Belles Нону Хендрикс, которая, начав свой творческий путь в трио Labelle (ставшем знаменитым благодаря хиту 1974 года Lady Marmalade), сделала заметную сольную карьеру на поприще R`n`B, но затем, усмирив свой экспериментальный пыл, пошла на компромисс с мейнстримом; выдающуюся барабанщицу всех времен и народов Терри Лайн Каррингтон, сравнимую по мастерству игры разве что с ее современницей Синди Блэкман; а также менее известную, но не менее профессиональную Ники Харис, прославившуюся подпевками и подтанцовками у таких всемирно известных поп-, r’n’b, рок- и джаз-музыкантов, как Рей Чарльз, Карлос Сантана, Мик Джаггер, Уитни Хьюстон и Мадонна (с последней в качестве официальной бэк-вокалистки она выступала на протяжении шестнадцати лет). К трем упомянутым звездам можно присовокупить талантливую женщину-трубача из Канады, лауреатку и неоднократную номинантку на премию Juno Awards Ингрид Дженсен, а также известную джазовую пианистку Rachel Z. Приезд музыкантов мирового уровня стал возможным благодаря Казкоммерцбанку, продолжающему серию культурно-благотворительных мероприятий, посвященных 20-летию независимости республики и двадцатилетнему юбилею банка.

С миру по нитке, казахстанцам — мозаика

Если забить название Mosaic Project в Интернете, то вы поймете, что за ним скрывается вовсе не группа (почему-то так сессионный коллектив именовался в пресс-релизе, буклете и статьях отечественных журналистов). В этом качестве Mosaic Project всплывает исключительно в связи с благотворительным концертом в Алматы. Инициатором и лидером собрания музыкантов в таком составе выступила Терри Каррингтон. Зато так называется последний альбом, записанный недавно выдающейся барабанщицей с профессиональными музыкантами—выходцами из разных стран. Правда, среди девятнадцати имен, участвовавших в его записи, только четверо, включая саму Терри Каррингтон, приехали в Алматы. Кроме упомянутых ранее Ноны Хэндрикс и Ингрид Дженсен, это голландская джазовая саксофонистка, выпускница Амстердамской консерватории, учившаяся в Музыкальной школе Манхэттена, Тайнеке Постма. И если в записи альбома принимали участие исключительно женщины, то на благотворительном концерте двое из восьми участников, игравших на гитарах, были парнями — Нир Фелдер и Тамир Шмерлинг.

Что касается Терри Каррингтон, то про нее в Сети узнаешь, что она в последнее время много путешествует по городам мира, где выступает с местными джазистами и активно занимается благотворительностью. Еще Mosaic Project — это название американской благотворительной организации, оказывающей помощь детям. Одно из направлений ее деятельности — выпуск дисков с детскими песнями. Есть ли какая-то прямая связь между альбомом, благотворительным концертом в Алматы и этой организацией, сказать трудно. Но косвенно они связаны через детскую благотворительность и музыку.

Вселяя надежду

Нона Хэндрикс и Ники Харис тоже не остаются в стороне от социальных проектов. «Каждый из нас по возможности помогает тем, кто нуждается в нашей помощи. В Нью-Йорке мы открыли приют, где женщины шьют одеяла и другие вещи, зарабатывая таким образом на жизнь, т.е. берут оплату за свой скромный труд. Мы назвали этот проект “Справедливая торговля”», — рассказала Нона. По словам Ники, она с удовольствием занимается благотворительностью, стараясь дарить людям свое добро, вселяя надежду в их сердца: «Я вместе с внуком Махатма Ганди Руманом Ганди работаю с детьми. Мы им помогаем избавиться от религиозных предрассудков. Также мы переправляем денежные средства в Западную Африку. Моя сестра после выхода из тюрьмы долго искала работу и морально ей было трудно начать новую жизнь. Поэтому мы с сестрой решили помогать женщинам, вышедшим из тюрьмы, и открыли центр “Переход”». Еще Ники рассказала о том, что сама была в ситуации, когда ей требовалась поддержка: «Мы поднимались в горы. На высоте 300 метров я споткнулась и сломала ногу. Мне несколько раз делали операцию. Долгое время я восстанавливалась. До этого я работала с Мадонной. Я постоянно двигалась, танцевала, пела. Возник вопрос: куда идти дальше? Но люди, которые меня окружали, поддержали и вселили в меня надежду». Не обошли своим вниманием зарубежные гостьи и казахстанских детей, посетив Республиканскую детскую клиническую больницу, где проходят курс лечения страдающие различными неврологическими заболеваниями. Там звезды джаза встретились с детьми и их родителями, раздали гостинцы и подарили развивающие игры. А также спели вместе с ними рождественскую песню Jingle Bells.

Ложка дегтя

Не остались без «звездного» внимания и казахстанские музыканты. По словам представителя зарубежных гостей в Казахстане Василия Изюмченко, Mosaic Project заинтересовался казахстанскими джазистами. «Я уже встретился с группой “Дервиши”, Виктором Хоменковым и Едилем Хусаиновым. Мы планируем реализовать совместный проект, который соединит в себе восточные мелодии и джазовый микс», — сообщил Василий.

Правда, есть опасение, что запал гостей на дальнейшее сотрудничество с Казахстаном мог угаснуть после не очень удачного (по техническим причинам) выступления в конгресс-холле «Сити Тауэрса», который хорош для парадов мод, презентаций и других светских мероприятий, но совсем не подходит для концертов (что уже было доказано на опыте, во время шоу с участием рок-групп, организованного радио Тенгри FM). Музыкальная аппаратура с колонками-усилителями вряд ли была предназначена для такого помещения. Неудивительно, что выступление профессионалок мирового уровня началось с жестов, указывающих на неполадки с микрофонами. Оказавшись в относительной близости к сцене, можно было ощутить сильную звуковую вибрацию, все так и гудело. Но к концу вечера кордон спин впереди немного рассеялся и, сделав буквально пару шагов вперед, вы могли окунуться в волну более чистого и гармоничного звука. Боюсь, что большинство зрителей в глубине зала так и не смогло оценить по достоинству мастерство исполнителей. Кроме того, длительное стояние в душной толпе, без возможности сесть, изрядно подпортило восприятие искусства. Музыку такого уровня лучше слушать сидя в концертном зале, например, Казахконцерта или филармонии им. Жамбыла. Очень важно, чтобы культурные и благотворительные события организовывались профессионально и со знанием дела. Тогда приглашенные звезды смогут реализовать себя и, возможно, искренне проникнутся казахстанской атмосферой. Неудивительно, что, столкнувшись с проблемой звука, музыканты не смогли настроиться на творческую волну и выступили без особого энтузиазма. Ники Харис периодически покидала сцену и начала прощаться со слушателями чуть ли не в середине концерта. Правда, берущие за душу моменты все же были. Так, например, пронзительно спетый Ноной Хендрикс хит Lady Marmalade. В целом, что же такое исполнение мирового уровня, почувствовать удалось. Контраст возник сразу после разогревавших публику соотечественников из The Magic of Nomads, вызвавших чувство ностальгии своей эстрадной аранжировкой в духе народных ансамблей советских семидесятых.

Неоконченный список

Все хорошо помнят и любят фильм «В джазе только девушки», в котором главным героям-мужчинам пришлось притворяться женщинами, чтобы попасть в джаз-бэнд. На самом деле путь женщин в джаз был долгим и тернистым, а женские музыкальные коллективы выглядели скорее исключением и демонстрацией полового апартеида, нежели талантливости и раскрепощенности слабого пола. В начале двадцатого века музицирующая дама воспринималась как проститутка, независимо от того, пела она, играла на фортепиано или струнном инструменте. Поэтому мало женщин решалось выступать публично за гонорары. Ситуация начала меняться в двадцатые годы с развитием жанра водевиля. Дамские оркестры приобрели популярность в США, пробившись на радио и подмостки Нью-Йорка. Окончательно пересмотреть взгляды на роль женщин в музыке заставила общественность Вторая мировая война. Мужчины были заняты на фронте, а женщины — в тылу, в том числе и в музыке. Так, образовавшийся в сороковых годах прошлого столетия и просуществовавший сорок лет Ivy Benson All-Girl Band стал главной кузницей женских музыкальных кадров Великобритании. За все это время в нем успели поработать около 250 исполнительниц. А International Sweethearts Of Rhythm стали первым американским женским коллективом, успешно гастролировавшим по США на протяжении десятилетия. В 1944 году журнал Downbeat Magazine назвал их женской группой номер один. На барабанах в группе играла Паулина Бреди, ученица Джо Джонса, у которого училась и Терри Лайн Каррингтон, лидер выступившего в Алматы сборного коллектива. Список выдающихся барабанщиц не так уж и мал — это и Криси Ли, игравшая в оркестрах шестидесятых и разогревавшая публику перед выходом «Битлз», а в конце карьеры создавшая оркестр своего имени; и легендарная барабанщица Мо Такер из The Velvet Underground, редко использующая тарелки и придумавшая свой звук; и Сэнди Уэст из женской панк-группы The Ranaways; и испанка Palmolive, игравшая с Сидом Вишесом. Можно вспомнить и Джину Шок, блиставшую в восьмидесятых в нью-вейв группе Go Go’s, или перкуссионистку Шейлу И, выступавшую с Даяной Роз и Стиви Уандером, выпустившую четыре сольных альбома, награжденную Billboard, MTV Award и номинантку «Грэмми»; а также Торри Кастеллано, выразившую надежду, что когда-нибудь женщина за барабанами будет восприниматься как что-то совершенно естественное. Конечно же, нельзя не упомянуть Синди Блэкман, игравшую с Lenny Kravitz. Она выпустила несколько альбомов сольно и сейчас является одной из основных сессионщиц в джазе. Список можно пополнять и дальше именами молодых исполнительниц.

От мужской логики к женской игре   

Эпитет «женская» применительно к игре на ударных с негативным оттенком чаще всего используют мужчины, пытающиеся подчеркнуть свое превосходство или не разбирающиеся в музыке. Терри Каррингтон считает, что эстетика жизни женщины влияет на исполнение, в связи с чем игра чуть более чувственна: «Возможно, это заметно по тому, как я извлекаю ритмы, но это скорее что-то неуловимое и эмоциональное. Но в целом я не слышу разницы. Во мне много и мужской энергии, которую я реализовываю в музыке».

Если женщины и мужчины различаются по своим социальным ролям, то отсюда может возникнуть различие в манере музицирования. К такому выводу подталкивает и традиционное мнение, что склонность к анализу и логическим умозаключениям чаще характеризует мужчин, тогда как опора на внутренний ритм, интуицию и чувственное восприятие больше присущи женщинам. Но в процессе обучения и образования личность, какого бы пола она ни была, способна развить и, так сказать, слабо развитые от природы качества, т.е. мужчина может научиться играть более тонко, обращаясь к чувствам и интуиции, а женщина, в свою очередь, — подчинить игру аналитическому разбору и логике.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее