Вооружен евразийским опытом

На прошлой неделе исполнилось 100 дней работы Тимура Сулейменова во главе Министерства национальной экономики

Вооружен евразийским опытом

Первые 100 дней в кресле министра национальной экономики Тимур Сулейменов завершил на мажорной ноте: ВВП растет, темпы инфляции идут на спад (по последним данным, с начала года рост ВВП составил 3%, инфляция зафиксирована на уровне 2,3%). Однако для объективной оценки работы нового министра стодневного спринта мало. Перед Минэком стоят задачи, решение которых требует больше времени и терпения. Поэтому вполне закономерно, что новый министр концентрируется на длинных дистанциях и стратегических целях. 

Вернувшееся доверие

Возвращение г-на Сулейменова в Минэк (в 2009-2012 годах он занимал пост вице-министра экономики) состоялось 28 декабря, за несколько дней до Нового года, однако обстановка, в которой проходило назначение нового министра, была далека от новогодней сказки. Экономика страны демонстрировала наиболее низкие за последние 18 лет темпы роста, годовая инфляция находилась на двузначной отметке, реальные доходы населения падали. 

В довершение ко всему прочему предшественник г-на Сулейменова, Куандык Бишимбаев, стал «героем» одного из самых громких коррупционных скандалов, связанных с болашаковцами на госслужбе, к числу которых, кстати, относится и Тимур Сулейменов, в 2002 году получивший MBA в Мэрилендском университете. Напомним, после магистратуры г-н Сулейменов работал консультантом EY, затем директором департамента налогового учета и планирования в РД КМГ, с 2009 по 2012 – вице-министром экономики РК. В 2012-2016 годах он занимал пост члена коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии.

Однако новому главе Министерства национальной экономики (МНЭ) повезло на старте: к декабрю 2016 экономика прошла нижнюю точку. Едва вступив в должность, г-н Сулейменов отчитался о росте ВВП по итогам года (1,0%), о замедлении инфляции (до 8,5% в декабре 2016 к декабрю 2015 после 13,6% годом ранее) и увеличении чистого притока прямых иностранных инвестиций (на тот момент по итогам 9 месяцев 2016 года в 4,5 раза до 12,3 млрд. долларов). Кроме того, начали расти объемы добычи нефти на главном проекте страны последних 20 лет — Кашагане. Конвертировались в экономический рост государственные инвестиции в рамках антикризисной программы “Нурлы жол”. 

Миновало и дно репутационного кризиса министерства. Куандык Бишимбаев за 8 месяцев в кресле главы Минэка привлек в свой адрес, казалось бы, всю возможную конструктивную и неконструктивную критику, и на его сменщика у мажилисменов, экспертов и журналистов просто не осталось запала. Конечно, сыграли свою роль и такие факторы, как низкий уровень конфликтности г-на Сулейменова и его большой опыт работы в сфере государственного управления: в первые 100 дней новый министр не допустил ни одной заметной ошибки. 

Апгрейд-министр

В масштабах национальной экономики 100 дней — это не много. За этот период можно запустить процесс изменений, но получить результаты этого процесса вряд ли возможно. Первоочередной целью Тимура Сулейменова была не перестройка, а перезагрузка работы Минэка, при этом в МНЭ произошел ряд организационных изменений. В Министерство по инвестициям и развитию передан Комитет строительства и ЖКХ, в Министерство здравоохранения перешло направление СЭС.  

Одной из основных оперативных задач госоргана в последние два года остается контроль потребительских цен. Чтобы не допустить роста инфляции, министерство совместно с другими государственными органами комбинирует административные (т.н. “рекомендуемые цены”) и рыночные методы (товарные интервенции) воздействия на потребрынки. Как результат — снижение динамики годовой инфляции с 15,1% в январе-марте минувшего года до 7,8% в январе-марте текущего. Судя по оперативным данным Комитета по статистике МНЭ РК, рост инфляции с начала года составил 2,3%. Продовольственные товары по отношению к минувшему декабрю подорожали на 3,2%. Цены на социально значимое продовольствие, которое и старается изо всех сил удержать Минэк, выросли чуть меньше — на 2,8%. 

“В текущем году для удержания инфляции в целевом коридоре в 6-8 процентов правительством и акиматами областей, городов Астана и Алматы основное внимание будет уделено, прежде всего, снижению цен на социально значимые продовольственные товары”. 

При Тимуре Сулейменове министерство утвердило в феврале текущего года жилищную программу “Нурлы жер” и приступило к реализации программы продуктивной занятости и массового предпринимательства. 

На стратегическом направлении

Помимо реализации уже утвержденных программ в числе приоритетных задач министерства г-на Сулейменова – разработка стратегического плана развития страны до 2025 года, ускорение программы приватизации и дерегулирование бизнеса, а также разработка нового налогового кодекса. 

Стратегплан-2025 под названием “Национальная технологическая инициатива Казахстана” всё еще готовится в недрах МНЭ и других министерств. Этот главный стратегический документ нынешнего правительства должен дать ответ на вопрос, как обеспечить темпы роста ВВП на уровне 5-6% в год, чтобы войти в 30 наиболее развитых экономик мира.

В зоне ответственности нового министра находится и программа приватизации, забуксовавшая на фоне экономического кризиса. По итогам проведенной инвентаризации подведомственных организаций и анализа видов деятельности на соответствие принципам «yellow pages» в Комплексный план приватизации дополнительно включены 137 организаций. Соответствующее постановление правительства подписано премьер-министром 10 апреля. В итоге по результатам актуализации общее количество приватизируемых предприятий достигло 879.

Один из важнейших проектов г-на Сулейменова в МНЭ — пакет поправок в законы, касающиеся условий ведения бизнеса, который в правительстве уже окрестили “мегазаконом”. К сентябрю пакет должны доработать и передать на рассмотрение Парламента. «Если до конца этого года мы сможем его провести, то, надеюсь, в следующем году будем жить в кардинально лучших бизнес-условиях. Акцент будет на условия ведения бизнеса на региональном уровне, а также на процедуры регулирования доступа бизнеса к услугам субъектов естественных монополий».

В то время, пока указанные поправки только прорабатываются, министерство уже может занести себе в актив принятие конкретных шагов навстречу бизнесу. В конце февраля было обеспечено проведение через Парламент пакета поправок, позволяющих субъектам МСБ становиться на учет по НДС на портале egov.kz, предусматривающих создание единого реестр залога движимого имущества в электронном формате и усиление ответственности банкротного управляющего и т.д. (т.н. пятый пакет поправок). Данные нормы нацелены на сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат предпринимателей на ведение бизнеса.

В новом налоговом кодексе, над разработкой которого сейчас трудится внушительная по составу рабочая группа под руководством Сулейменова, необходимо обеспечить баланс между задачей увеличить доходы бюджета от расширения налоговой базы, в том числе разработки новых месторождений, при этом усилив инвестпривлекательность ресурсного сектора. Другие задачи налоговой реформы — реформировать действующие специальные налоговые режимы (в связи с введением всеобщего декларирования доходов с 2020 года), оптимизировать множественные нерабочие льготы, выработать предложения по нагрузке на ФОТ, продолжить вывод экономики из тени.

Монополисты получат стимулы

Одной важных инициатив МНЭ является и реформа регулирования сферы естественных монополий, задача по эффективной реализации которой также стоит перед новым министром. Ключевым документом в этом направлении должен стать разработанный возглавляемым Сулейменовым ведомством законопроект «О естественных монополиях», недавно внесенный в правительство. Неэффективный в современных условиях затратный метод тарифообразования постепенно будет заменен стимулирующим. 

Это, как ожидается, позволит создать стимулы для предприятий-монополистов экономить свои затраты и повышать свою эффективность, сократить потери субъектов естественных монополий при передаче ресурсов (воды, электроэнергии, тепла, газа) и переинвестирования. Также будет завершено внедрение метода индексации тарифов, созданы советы по тарифной политике, в процесс тарифообразования будут вовлечены все стейкхолдеры. В целом, продолжится либерализация антимонопольного регулирования. 

В министерстве сообщают и о подвижках в развитии государственно-частного партнерства. Сообщалось, что с начала года заключено 8 договоров ГЧП, а на стадии объявления конкурса находится еще 16 проектов. Эффект был достигнут во многом благодаря тому, что Минэку в кооперации с НПП, банками и местными властями удалось сократить сроки экспертиз и согласований. В этом году министерство планирует упростить законодательство по ГЧП, исключив этап разработки концессионного предложения и концепции проекта. Общее количество этапов разработки проекта ГЧП будет сокращено с 5 до 3. Также в МНЭ обещают запустить единую инфобазу по всем проектам, что повысит прозрачность и информированность об этом направлении. 

Штабная работа

Символично, что с приходом г-на Сулейменова начал расти объем взаимной торговли государств-членов ЕАЭС: по итогам января 2017 года вся торговля стран союза между собой выросла на 38,1% (3,52 млрд долларов), товарооборот Казахстана с партнерами увеличился в полтора раза — на 54% (781 млн долларов). Наши экспорт и импорт выросли на сопоставимые величины (59,2 и 51,3% соответственно), что свидетельствует о начале посткризисного восстановления объемов торговли РК со странами ЕАЭС. Большим подспорьем в дальнейшем восстановлении объемов взаимной торговли внутри союза должна стать принятая на заседании Совета Евразийской экономической комиссии 3 марта т.н. «Белая книга», содержащая реестр из 61 препятствия на пути четырех свобод (товары, услуги, капитал, рабочая сила) в рамках ЕАЭС, которые планируется устранить в соответствии с дорожными картами.

Главный вывод первых 100 дней Тимура Сулейменова в Минэке — стратегическое планирование, улучшение бизнес-среды вновь выходят на первый план в деятельности министерства. “Министр экономики - это штаб, который разрабатывает креативные планы и предложения для государства, для правительства”, — указал президент Нурсултан Назарбаев, комментируя один из последних докладов г-на Сулейменова.

Для нынешнего главы Минэка, за плечами которого годы работы и в казахстанском правительстве, и в наднациональном регулирующем органе, — задача понятная и выполнимая.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Аппетит приходит в кризис

Рост потребительского спроса сопровождается увеличением кредитной нагрузки для населения

Казахстанский бизнес

Яму проскочили

Итоги первого полугодия 2017‑го свидетельствуют о выходе автомобильного бизнеса РК из рецессии

Бизнес и финансы

Максут растет

БАСТ рапортует о завершении второй очереди строительства на Максуте

Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки