Подкараулить тренд

Alma TV начинает спутниковое вещание в стандарте HEVC

Подкараулить тренд

Компания Alma TV — можно сказать, основатель рынка платного телевидения в Казахстане, из кабельного оператора давно превратилась в телекоммуникационную компанию, предоставляя абонентам услуги доступа к интернету и интерактивного телевидения. В конце марта компания заявила, что выходит на новый для себя рынок платного спутникового телевидения, начиная вещание через KazSat-3 в стандарте HEVC, являющемся системой компрессии следующего поколения. Использование стандарта HEVC позволяет увеличить количество каналов, улучшить качество и яркость картинки, транслировать Ultra HD- и 4K-каналы. Представители Alma TV уверяют, что «не будут играть ценами» и сделают ставку на качество. «У всех есть телевизоры, которые позволяют смотреть и HD, и Ultra HD, но никто этим практически не пользуется», — отмечают они.

От кабельного до спутникового

Первые мысли о спутниковом вещании появились в Alma TV прошлым летом, в середине октября проект был начат, к концу марта компания начала спутниковое вещание. Одна из главных причин, подтолкнувших компанию к выходу на новый рынок, — очевидный спрос на качественное телевидение для частных домов. В Alma TV это четко видят на примере своих абонентов MMDS (эфирно-кабельного телевидения) — их у компании около 60 тыс. И сейчас эти абоненты испытывают определенные проблемы, поскольку запуск 4G привел к помехам в сигнале.

Проект спутникового вещания в компании реализовали буквально за полгода, параллельно вели переговоры с Республиканским центром космической связи и искали производителей ТВ-приставок с поддержкой HEVC. Последнее стало одной из главных сложностей на старте проекта, поскольку во всем мире спутниковых операторов, вещающих в HEVC, можно пересчитать по пальцам одной руки. Производители оказались к запросу от Alma TV не готовы. Рустам Маметов, директор направления B2C в компании, комментирует: «У нас за 20 лет существования компании появилось много партнеров. Когда мы начали выходить на производителей и сказали, что нам нужно оборудование с поддержкой HEVC, они стали перестраивать производства. По пять-шесть раз нам привозили приставки, по пять-шесть раз их переделывали. Если бы мы пошли в стандартный формат — MPEG-4 — у нас было бы пятьдесят поставщиков сейчас».

Расширять абонентскую базу Alma TV собирается не за счет клиентов Caspio HD и OTAU TV, а за счет тех домохозяйств, кто использует «серые» нелегальные тарелки. Этот сегмент, по оценкам компании, занимает более 80% рынка. «Количество абонентов, которые сидят на нелегальных платных спутниках, пяти-семикратно превосходит количество абонентов платного телевидения казахстанских спутниковых операторов», — приводит цифры г-н Маметов, а CEО Alma TV Эрик Франке напоминает: оператор, работающий в Казахстане, обязан транслировать ряд казахстанских телеканалов, этого нелегальные операторы не делают.

Оценивая рынок платного спутникового ТВ в Казахстане в 3–3,5 млн абонентов, заоблачных целей на новом рынке Alma TV пока не ставит: план — подключить за три года 150 тыс. клиентов. В городах нет проблем с узнаванием бренда Alma TV, он даже стал именем нарицательным для платного телевидения, а вот в отдаленных регионах, которые позволяет охватить спутниковое вещание, компании предстоит большая работа.

«Спутниковое ТВ для нас — коммерчески новый вызов, потому что территория Казахстана огромная, и даже то, что мы присутствуем в 19 городах и у нас огромное количество офисов, операторов колл-центров и так далее — своими силами мы закрыть Казахстан не сможем», — трезво смотрят на вещи в компании и запускают новую модель работы — через развитие дилерской сети.

Рустам Маметов делится планами: «В отличие от схемы, когда дилеры получают просто за продажу, у нас схема чуть более сложная — дилеры будут заинтересованы и в удержании клиентов, и в оказании достойного сервиса. Мы с ними пойдем в глобальное партнерство, практически схему revenue sharing, и у нас очень большие надежды именно на этот канал продаж».

От спутника к продакшн

Решение о спутниковом вещании выглядит вполне логичным, если учесть, что Alma TV — крупная компания и у нее еще до начала проекта была большая часть инфраструктуры. Тем не менее на постсоветском пространстве больше никто из кабельных операторов переквалифицироваться в спутниковые не решился. Конкретный размер инвестиций в новое направление Эрик Франке предпочитает не озвучивать, но подчеркивает, что затраты здесь больше операционные, чем капитальные: некоторое оборудование, конечно, пришлось докупить, но большая часть расходов — аренда спутника и каналов. И эти операционные затраты должны перекрываться операционными доходами.

Кабельное ТВ пока остается лидером отрасли, но перспективы за спутниковым и интернет-телевидением, уверены в Alma TV. А конкуренция уже в ближайшем будущем перейдет в качественную сторону — кто представит больше каналов в HD и Ultra HD. Компания собирается привить казахстанцам привычку телесмотрения в высоком качестве, и даже в минимальный по оплате пакет (45 каналов за 1500 тенге) ставит пару каналов в HD-качестве, чтобы абоненты и в городе, и в ауле смогли оценить предложение. «Когда посмотришь любимые каналы в HD и Ultra HD, очень трудно вернуться на стандартное смотрение», — уверен г-н Маметов. Более того, в Alma TV готовы создавать собственный контент. «Весь мир говорит про 4К, а когда мы решили запуститься — не такая простая задача была найти такой канал. Если у нас не получится найти самый лучший контент 4K, то будем его создавать сами», — резюмирует наш собеседник.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Быстрее, выше, сложнее

Уровень экономической сложности — показатель, позволяющий точнее прогнозировать рост и эффективнее расставлять приоритеты долгосрочного развития

Казахстанский бизнес

Якорный инвестор

В портфеле БРК 31 действующий проект в рамках двух программ индустриализации

Тема недели

Эта музыка будет вечной

Без внятных индикаторов трудно оценить, насколько успешно проходит вторая волна приватизации