Подкараулить тренд

Alma TV начинает спутниковое вещание в стандарте HEVC

Подкараулить тренд

Компания Alma TV — можно сказать, основатель рынка платного телевидения в Казахстане, из кабельного оператора давно превратилась в телекоммуникационную компанию, предоставляя абонентам услуги доступа к интернету и интерактивного телевидения. В конце марта компания заявила, что выходит на новый для себя рынок платного спутникового телевидения, начиная вещание через KazSat-3 в стандарте HEVC, являющемся системой компрессии следующего поколения. Использование стандарта HEVC позволяет увеличить количество каналов, улучшить качество и яркость картинки, транслировать Ultra HD- и 4K-каналы. Представители Alma TV уверяют, что «не будут играть ценами» и сделают ставку на качество. «У всех есть телевизоры, которые позволяют смотреть и HD, и Ultra HD, но никто этим практически не пользуется», — отмечают они.

От кабельного до спутникового

Первые мысли о спутниковом вещании появились в Alma TV прошлым летом, в середине октября проект был начат, к концу марта компания начала спутниковое вещание. Одна из главных причин, подтолкнувших компанию к выходу на новый рынок, — очевидный спрос на качественное телевидение для частных домов. В Alma TV это четко видят на примере своих абонентов MMDS (эфирно-кабельного телевидения) — их у компании около 60 тыс. И сейчас эти абоненты испытывают определенные проблемы, поскольку запуск 4G привел к помехам в сигнале.

Проект спутникового вещания в компании реализовали буквально за полгода, параллельно вели переговоры с Республиканским центром космической связи и искали производителей ТВ-приставок с поддержкой HEVC. Последнее стало одной из главных сложностей на старте проекта, поскольку во всем мире спутниковых операторов, вещающих в HEVC, можно пересчитать по пальцам одной руки. Производители оказались к запросу от Alma TV не готовы. Рустам Маметов, директор направления B2C в компании, комментирует: «У нас за 20 лет существования компании появилось много партнеров. Когда мы начали выходить на производителей и сказали, что нам нужно оборудование с поддержкой HEVC, они стали перестраивать производства. По пять-шесть раз нам привозили приставки, по пять-шесть раз их переделывали. Если бы мы пошли в стандартный формат — MPEG-4 — у нас было бы пятьдесят поставщиков сейчас».

Расширять абонентскую базу Alma TV собирается не за счет клиентов Caspio HD и OTAU TV, а за счет тех домохозяйств, кто использует «серые» нелегальные тарелки. Этот сегмент, по оценкам компании, занимает более 80% рынка. «Количество абонентов, которые сидят на нелегальных платных спутниках, пяти-семикратно превосходит количество абонентов платного телевидения казахстанских спутниковых операторов», — приводит цифры г-н Маметов, а CEО Alma TV Эрик Франке напоминает: оператор, работающий в Казахстане, обязан транслировать ряд казахстанских телеканалов, этого нелегальные операторы не делают.

Оценивая рынок платного спутникового ТВ в Казахстане в 3–3,5 млн абонентов, заоблачных целей на новом рынке Alma TV пока не ставит: план — подключить за три года 150 тыс. клиентов. В городах нет проблем с узнаванием бренда Alma TV, он даже стал именем нарицательным для платного телевидения, а вот в отдаленных регионах, которые позволяет охватить спутниковое вещание, компании предстоит большая работа.

«Спутниковое ТВ для нас — коммерчески новый вызов, потому что территория Казахстана огромная, и даже то, что мы присутствуем в 19 городах и у нас огромное количество офисов, операторов колл-центров и так далее — своими силами мы закрыть Казахстан не сможем», — трезво смотрят на вещи в компании и запускают новую модель работы — через развитие дилерской сети.

Рустам Маметов делится планами: «В отличие от схемы, когда дилеры получают просто за продажу, у нас схема чуть более сложная — дилеры будут заинтересованы и в удержании клиентов, и в оказании достойного сервиса. Мы с ними пойдем в глобальное партнерство, практически схему revenue sharing, и у нас очень большие надежды именно на этот канал продаж».

От спутника к продакшн

Решение о спутниковом вещании выглядит вполне логичным, если учесть, что Alma TV — крупная компания и у нее еще до начала проекта была большая часть инфраструктуры. Тем не менее на постсоветском пространстве больше никто из кабельных операторов переквалифицироваться в спутниковые не решился. Конкретный размер инвестиций в новое направление Эрик Франке предпочитает не озвучивать, но подчеркивает, что затраты здесь больше операционные, чем капитальные: некоторое оборудование, конечно, пришлось докупить, но большая часть расходов — аренда спутника и каналов. И эти операционные затраты должны перекрываться операционными доходами.

Кабельное ТВ пока остается лидером отрасли, но перспективы за спутниковым и интернет-телевидением, уверены в Alma TV. А конкуренция уже в ближайшем будущем перейдет в качественную сторону — кто представит больше каналов в HD и Ultra HD. Компания собирается привить казахстанцам привычку телесмотрения в высоком качестве, и даже в минимальный по оплате пакет (45 каналов за 1500 тенге) ставит пару каналов в HD-качестве, чтобы абоненты и в городе, и в ауле смогли оценить предложение. «Когда посмотришь любимые каналы в HD и Ultra HD, очень трудно вернуться на стандартное смотрение», — уверен г-н Маметов. Более того, в Alma TV готовы создавать собственный контент. «Весь мир говорит про 4К, а когда мы решили запуститься — не такая простая задача была найти такой канал. Если у нас не получится найти самый лучший контент 4K, то будем его создавать сами», — резюмирует наш собеседник.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так