Сама мечта

В галерее «24 июня» открылась выставка «Город в объятиях гор», посетив которую понимаешь, почему в городе воспоминаний и птицы пели звонче, и трава была зеленее

Инсталляция "Алматинский Футуризм" авторы Горячкина, Позднякова.
Инсталляция "Алматинский Футуризм" авторы Горячкина, Позднякова.

На выставке представлены как классический пейзаж, графика и живопись в стиле постэкспрессионизма, так и объемные арт-объекты. Их авторы - Лилия Позднякова, Георгий Ли, Юрий Плотников, Леонид Зеленский, Александр Ермоленко, Алена Велар, Ольга Горячкина, Юлия Старченкова, Игорь Папэ, Елена Кузнецова, Валентина Нам, Екатерина Терехова. В выставке приняли участие и дети - Расул Болжиров и Ясмин Куаныш

Инсталляция "Чей флаг?" автор Позднякова

Алматинские художники отразили восприятие городской жизни, воскресшие воспоминания и недавние впечатления, а также мечты, фантазии и надежды. Работы заставляют почувствовать не только ностальгию по безвозвратно ушедшему прошлому, но и вызывают улыбку, а иногда и иронию по поводу настоящего, заставляя задуматься о будущем. 

В экспозиции отражены как архитектурные вехи истории алматинского ландшафта, так и неприметные, но притягательные местечки, приоткрывающиеся лишь трепетному интимному взгляду. Знакомые и знаковые для алматинцев здания, пропущенные сквозь личное видение художника, приобретают необычные черты. Даже, казалось бы, почти «документированные» в реалистической манере объекты обнаруживают фантастическое измерение. 

Проблематичность урбанистического контекста оттеняет естественная красота гор Заилийского Алатау, противопоставляя природное и искусственное бытие человека.

Инсталляция "Алматинский Футуризм" авторы Горячкина, Позднякова.

«Ассоциируется ли современный мегаполис XXI века с тем зеленым, чистым и светлым городом, напоенным горным воздухом и ароматом цветов, какой была Алма-Ата нашего детства? Устояли ли ценности прошлого или все необратимо изменилось? – задается нетривиальными вопросами организатор выставки, хозяйка галереи Ольга Горячкина. — Мы надеемся прочувствовать сегодняшнее мироощущение художников и жителей южной столицы. Я много раз хотела написать родной город, и вот, когда представился случай, я поняла, что хочу изобразить старую Алма-Ату. Как оказалось, мысли участников выставки потекли в том же направлении. Художники, не сговариваясь, стали рисовать воспоминания». 

Г-жа Горячкина пролистала книгу со старыми фотографиями, и ее привлекло старое здание алматинского аэропорта, точнее, та его поздняя советская часть, которая сгорела при пожаре. 

Картины "Аэропорт", "Старая площадь" автор Горячкина

Еще художнице захотелось изобразить Старую площадь со старым зданием правительства, через которую она в детстве ходила в школу. А также Дом тканей «Кызыл-тан», который в нашем детстве был красно-розового цвета. 

«Современный Алматы мне нравиться гораздо меньше. Сейчас много новых строений, напрочь лишенных принципа ансамблевой застройки», - рассказывает художница. Эта современная архитектурная проблема отражена в инсталляции «Алматинский авангард», символизирующей ситуацию, когда новые типажные небоскребы буквально впихивают между малоэтажными строениями советского модернизма, меня облик города не в лучшую сторону.

Картины "Последний трамвай", "Дом ткани" автор Ахметжанов

В инсталляции «Чей флаг?» Лилии Поздняковой передано равнодушие горожан, политическая безысходность и неспособность к гражданскому действию. Рожицы в яичных каретках, как в тюрьме, отражают разобщенность, социальную дезинтеграцию и политическую дезориентацию. Действовать мирным путем не получается - граждан не слышат. Но люди также боятся открытых конфликтов, как правило, перерастающих в беспорядки. Остается сидеть и бездействовать.

Бывший художник-оформитель «Казахфильма» Марат Ахметжанов, кажется, напротив, аполитично наивен. Его мир по-детски хрупок и мечтателен. На его картинах Алма-Ата стала волшебной сказкой. Марат пишет стихи, иллюстрирует книги. 

Картина «Новый небоскреб» Леонида Зеленского как будто светится изнутри, причина тому - искусное изображение отражения здания в зеркале гранитных плит и грамотная подсветка картины осветительной аппаратурой галереи.

Картина "Первый небоскреб" автор Зеленский

Художник вспоминает время, когда гостиница «Казахстан» была самым высотным зданием в городе. «Портрет» гостиницы выполнен со ступеней Дворца Ленина (ныне Республики). На картине видно, как благодаря одинаковому дизайну крыш зданий, они образуют архитектурный ансамбль. После реконструкции Дворец Республики потерял ансамблевую схожесть, и теперь не составляет с гостиницей архитектурный дуэт. Любопытны как манера карикатурного экспрессионизма работ Георгия Ли, так и игра размашистых цветовых мазков на картинах Елены Кузнецовой. Экспозиция дарит посетителю особое настроение, демонстрируя, как сила искусства, воскрешая забытые воспоминания, дает возможность осмыслить настоящее.

Выставка «Город в объятиях гор» продлится до 21 апреля 2017 года. 

Статьи по теме:
Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова

Люди и события

Восточные мудрецы и восточные красавицы

После долгого перерыва в Кастеевке возобновил свою работу зал искусства Востока