«Все научились осваивать средства, а результат какой?»

После поправок в Конституцию мажилис усилит контроль над администрированием бюджета и эффективностью расходования средств

«Все научились осваивать средства, а результат какой?»

Недавние поправки в Конституцию не только наделили правительство и парламент рядом полномочий, но и ответственностью за социально-экономическое развитие страны. Парламент усилился в роли контролера правительства. Председатель Комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Гульжана Карагусова уверена, что все инструменты для этого у парламентариев есть.

Наработанные возможности

— Каким образом осуществляется бюджетный процесс сегодня в Казахстане?

— Процесс функционирования бюджетной системы Казахстана, в том числе и использование средств республиканского бюджета, регулируются Бюджетным кодексом РК. В 2008 году был принят новый Бюджетный кодекс, согласно которому республиканский бюджет ежегодно разрабатывается Министерством финансов на три года, с учетом прогноза соцэкономразвития страны. С принятием данного кодекса были введены принципы и урегулированы многие правовые и методические вопросы в сфере управления государственными финансами.

Основные положения о рассмотрении и утверждении проекта республиканского бюджета также регламентированы Бюджетным кодексом, включая сроки внесения бюджетной заявки администраторами бюджетных программ, сроки внесения правительством в парламент, сроки рассмотрения парламентом. Республиканской бюджетной комиссией предварительно рассматриваются параметры следующего трехлетнего бюджета, заявки основных администраторов. После этого проект бюджета поступает на рассмотрение в парламент, и уже на своей площадке мы заслушиваем всех администраторов. И если мы понимаем, что администратор бюджетной программы не может «защитить» выделяемые ему деньги, мы можем перераспределять средства между администраторами, чем часто пользовались. Лишь когда проект бюджета будет утвержден мажилисом, он направляется в сенат, а затем на подпись главе государства.

— Насколько широки полномочия парламентариев по контролю за использованием средств республиканского бюджета?

— Мажилис и сенат парламента ежегодно обсуждают отчеты об исполнении республиканского бюджета, представленные правительством и Счетным комитетом, и утверждают их на совместном заседании палат парламента. При этом отчет Счетного комитета по своему содержанию является заключением к соответствующему отчету правительства страны. По Конституции неутверждение отчета кабинета министров означает выражение парламентом вотума недоверия правительству. В ходе рассмотрения мы высказываем свои рекомендации, и все это отражается в заключении правительства.

Депутатами парламента со своей стороны были внесены поправки в принятый и ныне действующий в рамках законодательного обеспечения Плана нации «100 конкретных шагов» закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле». Предусматривается введение камерального контроля (дистанционный контроль, без выхода на объект), информирование главы государства и парламента об итогах контроля и их размещение на интернет-ресурсах, ведение аудита специального назначения (в аудиторском отчете использование бюджетных средств квазигосударственным сектором будут раскрывать отдельным приложением). Кроме того, президент Казахстана поручил депутатам осуществлять контроль всех средств, выделяющихся на реализацию государственных программ «Нурлы жер» и «Нурлы жол». Все эти средства тем или иным образом проходят через бюджет страны, и таким образом мы это контролируем. Также Нурсултан Абишевич поручил нам рассмотреть вопросы госдолга, его динамику и эффективность использования.

— Какими дополнительными полномочиями наделили парламент в рамках конституционной реформы?

— Роль мажилиса усилена путем расширения функций палаты при формировании правительства, роль парламента — путем усиления контрольных полномочий за деятельностью кабинета министров и его членов. Теперь правительство страны в своей деятельности ответственно перед президентом, мажилисом парламента и парламентом в целом. Премьер обязан докладывать об основных направлениях деятельности правительства и его важнейших решениях не только президенту, но и депутатам мажилиса. Если конкретный администратор программ не выполнил поставленную ему задачу, мы имеем право выйти с предложением о его отставке — и так вплоть до отставки правительства. Просто освоение средств уже никого не устраивает. Повышается ответственность не только правительства, но и депутатов.

Где правда?

— Довольны ли депутаты в целом исполнением бюджета администраторами бюджетных программ?

— Не могу сказать, что мы полностью удовлетворены. Тогда бы мы не озвучивали рекомендации, которые регулярно появляются у нас при рассмотрении отчетов. Но здесь надо понимать: бюджет не может быть выполнен стопроцентно. Индикативное планирование никогда стопроцентного результата не дает.

Долгое время, работая министром труда и социальной защиты населения, я говорила: «Есть такие процессы, которые нельзя запланировать». Ну, например, как я могу один к одному запланировать, сколько у нас будет пенсионеров? Если не хватит средств на пенсии, это может вызвать социальную напряженность, поэтому пусть лучше будет выделено на эту статью немного больше денег. Это всегда так и планировалось. Необходимо просто разобраться в причинах, и если причины носят объективный характер, нельзя ругать за это правительство.

— Какие нарушения выявляются парламентариями в ходе работы над бюджетом?

— Первое — неэффективное и несвоевременное использование выделенных бюджетных средств. И эта системная ошибка заключается в том, что поздно подаются заявки, процесс согласования необходимых документов на всех уровнях, участие в госзакупках — на все это требуются месяцы, и поэтому времени, допустим, на строительство объекта практически не осталось. Второе — удорожание проектов, с чем мы боремся. Необходимо учитывать, что строительство социального объекта будет длиться не один год, а несколько лет, а, исходя из расчетов прогнозной инфляции, цены могут измениться. И это также дисбалансирует бюджет, потому что администраторы вновь направляют дополнительные заявки, просят дополнительные средства и так далее. Все это усложняет планирование использования бюджетных средств.

— В одном из регионов в отдаленной местности построили бездействующую больницу. Для прокладки коммуникаций к ней требуется еще больше средств, чем было затрачено на ее строительство. Таких примеров по стране найдется немало.

— Это говорит о неэффективности использования бюджетных средств — лишь бы взять деньги, отчитаться, поставить галочку в госпрограмме «100 школ, 100 больниц». Хотя конечный результат — это не просто построить школу или больницу, а в том, что, во-первых, будет расширен доступ населения к этим услугам и, во-вторых, будет повышено качество образования и медицинских услуг. Нужно не просто строить здания, а изменять жизнь к лучшему. Нужно спрашивать: что конкретно изменилось в жизни той сферы того региона, куда были вложены деньги? Все научились осваивать средства. В прошлом году бюджет страны по затратам был исполнен на 99,8 процента, а результат какой? Что изменилось? Ведь вопрос обеспечения населения питьевой водой — проблема, со школами — проблемы. Ведь каждый последующий бюджет должен снимать проблемность определенных сфер. Мы это, к сожалению, видим не всегда. И хотя в Бюджетном кодексе прописана персональная ответственность администраторов за неэффективное использование бюджетных средств и недостижение конечных результатов, но при отсутствии точного определения конечного результата это оценить сложно.

Еще в 2007 году президент Казахстана в своем обращении к народу Казахстана говорил о необходимости принятия такого Бюджетного кодекса, который отражал бы показатель эффективности использования средств. При принятии нового кодекса заявлялось о том, что теперь все будет ориентироваться и иметь конечный результат, будет обозначен показатель эффективности. Однако данные показатели не прописаны в кодексе до сих пор, а ведь прошло уже 10 лет. На проведенном 30 марта этого года нашим комитетом круглом столе представители Министерства национальной экономики упомянули о том, что уже осенью этого года могут быть представлены соответствующие изменения или даже новый проект Бюджетного кодекса страны. Как говорится, поживем — увидим.

В поисках понимания

— Казахстан изъявил желание войти в ОЭСР. Будет ли принят во внимание данный фактор в бюджетном процессе страны?

— Не просто изъявил желание, благодаря мудрой политике главы государства давно приступил к исполнению рекомендаций ОЭСР. Реализация Плана нации «100 конкретных шагов», определенного главой государства, является шагами по достижению главной цели нашей страны — вхождение в число 30 самых развитых стран — участниц ОЭСР. Эффективное и результативное использование бюджетных средств зависит от качественного планирования. В этой связи при планировании и реализации программ всех уровней необходимо соблюдать пять ключевых принципов (обоснованность, преемственность, транспарентность, мониторинг и контроль), основанных на рекомендациях ОЭСР, а также проводить анализ эффективности использования бюджетных средств и достигнутых результатов.

Правительству необходимо предпринять все необходимые меры по выполнению поручений Нурсултана Абишевича, данных на расширенном заседании кабинета министров 3 февраля этого года по обеспечению контроля за эффективным использованием бюджетных средств, и обеспечить неукоснительное исполнение протокольного поручения главы государства от 5 мая 2016 года при разработке проектов нормативных правовых актов обеспечить анализ последствий их принятия. На практике кабинетом министров при составлении бюджета обязательно проводится анализ текущей ситуации. А если учесть требования ОЭСР, необходим не просто анализ текущей ситуации, а анализ всего предыдущего этапа развития, того, куда, на что и, главное, эффективно ли были направлены средства. Это требуется для того, чтобы выяснить, какие были совершены недочеты или достижения, чтобы в дальнейшем можно было бы направлять деньги на реализацию необходимых программ. К сожалению, не проанализировав итоги реализации предыдущих госпрограмм, разрабатываются новые программы. Любая программа должна не просто мониториться, а именно анализироваться на предмет эффективности и достижения конечного результата. Еще в свое время Петр Столыпин говорил, что, если хочешь страну повергнуть в хаос, не прекращай реформы.

— Многие реализованные в Казахстане программы не были эффективными.

— Это ни для кого не является секретом. И наш глава государства об этом неоднократно говорил. Главным показателем эффективности реализации государственных программ должен быть рост налогооблагаемой базы и рост доходов населения. Этот показатель вообще нигде у нас не фигурирует. В той же ОЭСР главным критерием любой программы в экономике, любого администратора программ является рост доходной части бюджета. У нас она не увеличивается, к сожалению. Последний рост доходной части республиканского бюджета был за счет изменения макроэкономических показателей в сторону увеличения и изменения ставки экспортной таможенной пошлины на нефть с 35 долларов до 50 долларов за тонну, также в связи со снижением курса тенге к доллару с 360 тенге до 330 тенге и увеличением размера целевого трансферта из Национального фонда РК. А где реальный рост налогооблагаемой базы? Все эти проблемы мы и поднимаем, и будем теперь уже доводить до логического конца.

Зависимый бюджет

— Как изменятся основные параметры бюджета страны в ближайшей и среднесрочной перспективе?

— Для реализации поручений главы государства, данных по итогам совещаний по системным мерам экономической политики, в настоящее время рассматриваются поправки в указ президента РК «Об утверждении Концепции новой бюджетной политики Республики Казахстан» по снижению дефицита республиканского бюджета до 1 процента к 2018 году против 1,4 процента к ВВП к 2020 году. Помимо этого предполагается продолжить накопление средств в Национальном фонде путем ограниченного использования поступающих в него доходов от нефтяного сектора. Начиная с 2020 года ежегодный фиксированный размер гарантированного трансферта из Нацфонда предлагается снизить до 2 триллионов тенге. Вместе с тем для усиления сберегательной функции размер неснижаемого остатка средств в Национальном фонде будет увеличен с 20 до 30 процентов от ВВП. Таким образом, в 2020 году объем средств Нацфонда должен составить не менее 52 миллиардов долларов.

Дополнительно в 2018–2019 годах для исключения потенциальных рисков необходимо будет скорректировать бюджетную политику с принятием мер по увеличению доходной базы бюджета и, возможно, сокращению расходов. Так как, по расчетам Министерства финансов, объем правительственного долга к 2020 году составит порядка 11,9 триллиона тенге, или 20,6% к ВВП, в сравнении с текущим периодом (начало 2017 года) долг в предстоящие три года увеличится в 1,3 раза. Также темпы роста доходов республиканского бюджета отстают от темпов роста затрат на обслуживание правительственного долга. Такая ситуация считается негативной при управлении долгом.

— Каким образом будет осуществляться бюджетирование в Казахстане в будущем?

— Страна многое успела сделать за годы независимости, результатом стало формирование в Казахстане основ современной системы управления бюджетными средствами. Однако бюджетная политика должна постоянно совершенствоваться. По моему мнению, основными принципами бюджетной политики и сегодня, и в будущем должны быть: рост доходной части бюджета и снижение зависимости бюджета от мировых цен на сырье, стабильность государственных финансов и недопущение значительного увеличения долговой нагрузки на правительство, распределение бюджетных средств, обеспечивающее решение поставленных социально-экономических задач. В дальнейшем необходимо продолжить работу по обеспечению четкой взаимосвязи между стратегическим и бюджетным планированием. Вся дальнейшая работа по совершенствованию бюджетной политики, ее направления отражены в Концепции новой бюджетной политики, которая разработана по поручению главы государства и утверждена указом президента. Главная наша задача — это обеспечить устойчивость финансам, устойчивость к любым внешним и внутренним изменениям.

Для этого каждый госслужащий, занимающий тот или иной пост, высокий или маленький, должен осознавать и никогда не забывать, что он является гражданином Казахстана. В конечном итоге он сам, его дети, родственники и друзья являются пользователями всех этих благ, результатов его труда.

Гордость за свою страну, служение его народу, являясь частью своего государства, должна иметь содержательность. Об этом президент говорил еще в далеком 1995 году: каждый должен понимать, что он остается в этом государстве жить, что в этом государстве должны жить его дети и внуки, и ему не должно быть стыдно за то, что он сделал. Все мировые религии утверждают, что человек не просто так пришел в этот мир, пожил и ушел. Каждый человек приходит с определенной задачей — выполни эту задачу. Не только в детях, а в своей работе. А эффективность бюджета — это результат работы каждого из нас.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Здоровье для избранных

Казахстанские банки из затяжного кризиса входят в этап трансформации

Люди и события

Микромир и макрокосм

В галерее «24 июня» открылась выставка «Живописный Дуэт» Игоря Гущина и Лидии Дроздовой

Люди и события

Диалог с четвертым измерением

В алматинском музее Каcтеева открылась выставка Сергея Калмыкова и состоялась презентация его персонального каталога

Политика и экономика

В ожидании энергосаммита

До министерской конференции по энергетике в Астане осталось меньше месяца