B2B на железной дороге

Внедрение IT-технологий в грузоперевозки выведет их на новый уровень развития, позволит устранить посредников между железной дорогой и грузоотправителями, будет способствовать прозрачности финансовых потоков

B2B на железной дороге

АО «Национальная компания “Казахстан темир жолы”» и АО «Казкоммерцбанк» запустили онлайн-систему, посредством которой грузоотправители смогут оформить и оплатить через Интернет услуги железной дороги по грузоперевозкам. Проект реализуется пока в пилотном режиме, но уже в 2012 году партнеры рассчитывают выйти на промышленные масштабы

Национальный перевозчик «Казахстан темир жолы» (КТЖ) уже несколько лет работает над автоматизацией всех процессов, связанных с пассажирскими и грузоперевозками. Первый электронный платеж в Казахстане на железной дороге по транспортной карте был произведен в мае 2003 года. Сейчас компания переводит всю перевозку на электронный документооборот, что значительно ускоряет подачу заявки, уменьшает сроки ее рассмотрения. Но это не решает проблем с оплатой услуг КТЖ грузоотправителями. Железной дороге был необходим банк-партнер, который мог бы интегрировать банковские системы с системой КТЖ.

«В марте 2010 года компания “Казахстан темир жолы” предложила всем банкам второго уровня принять участие в обсуждении проекта по грузоперевозкам, — рассказывает директор департамента развития онлайн-банк Казкоммерцбанка (ККБ) Ержан Дарибаев. — Мы, как банк, который постоянно думает над расширением и повышением качества услуг с использованием инноваций, информационных технологий, откликнулись на это приглашение и приняли участие в совещании». Кроме представителей ККБ и КТЖ в совещании участвовали сотрудники дочерней структуры Российской железной дороги и представители белорусской компании «IBA Минск», которые как раз и разработали информационную систему для КТЖ.

Уже в августе Казкоммерцбанк и КТЖ презентовали совместный проект по внедрению информационной системы заказов грузоперевозок. Он охватывает логистику, оформление и оплату заказа на грузоперевозку по территории Казахстана.

Вместо «окон» один Windows

До внедрения новой системы у грузоотправителей было больше проблем в работе с КТЖ. Чтобы отправить груз, они делали заказ в одном месте, оформляли перевозочные документы в другом месте, а оплачивали услуги железной дороги по перевозке — в третьем.

Вот как выглядел процесс отправки груза по железной дороге в изложении заместителя директора информационной дирекции АО «НК “КТЖ”» Кайрата Рсымбетова. Для оформления перевозочных документов представитель грузоотправителя должен был приехать на железнодорожную станцию, потом искать свободные вагоны, бегать от одного окошка к другому, из одного кабинета — в другой. Одним словом, использование бумажных документов значительно усложняло логистику. При этом у КТЖ есть крупные клиенты-грузоотправители — «Богатырь Аксесс Комир», «Казахмыс» и другие — у них постоянно идут тысячи вагонов.

Грузоотправители никак не могли контролировать процесс выполнения заказа, так как заявки подавались в бумажном виде, поясняет начальник отдела логистики ТОО «Savola foods CIS» Алишер Нургалиев, а потом централизованно переправлялись в Астану. Никто не мог точно знать, когда и в каком виде удовлетворят его заявку да и удовлетворят ли вообще. Задержки могли достигать нескольких дней, а то и недель и даже месяцев.

Немало нервов грузоотправители тратили и в расчетах с КТЖ. Согласно утвержденному порядку они должны были заранее авансировать перевозки. Заблаговременно — за декаду, а то и за месяц — перечислять деньги на депозитные счета КТЖ, так как национальный перевозчик работает по стопроцентной предоплате. Как сейчас происходит оплата: клиент перечисляет деньги, банк переводит их КТЖ, эти деньги должны отразиться в бухгалтерских документах, в выписке по счету. При этом в них нет каких-то деталей, кроме названия грузоперевозчика, суммы и услуги. «В КТЖ решили сократить время поступления денег, задача была поставлена так: клиент кликнул на “оплатить” — и деньги поступили в КТЖ в тот же день, без бухгалтерии. Ее задача — только проверка правильности оплаты постфактум. Услуга должна оказываться в тот же момент, когда со счета клиента деньги сняты. Банк как финансовый оператор, сняв деньги со счета, гарантирует их поступление в КТЖ, ждать выписки со счета не надо», — рассказывает о преимуществах новой системы Ержан Дарибаев.

По словам г-на Нургалиева, новая система позволит грузоотправителю отслеживать в онлайн-режиме стадию выполнения заявки, в прошлое уйдет необходимость авансирования перевозок, а процесс оплаты услуг КТЖ станет прозрачным.

Посредников вон!

Как это работает? Клиент оформляет заявку на веб-сайте КТЖ, она проходит через стандартную процедуру согласования и после подтверждения вносится в список одобренных заявок, с которыми можно ознакомиться также на сайте. После этого клиент оплачивает услугу по грузоперевозке либо с тех денег, которые заранее перечислены в КТЖ, либо, если этой суммы недостаточно, может указать, в какой банк выставить счет на оплату. Причем сам процесс оплаты услуг КТЖ защищен технологией цифровой сертификации и электронной цифровой подписью.

 «Информационная система КТЖ по зашифрованным каналам шлет счет на оплату в систему Onlinebank. Клиент видит этот счет, видит, на основании какой заявки он выставлен (их может быть несколько), и нажимает на “оплатить”, это уже финальная часть, — рассказывает Ержан Дарибаев. — Как только он поставил электронную подпись, платеж уходит на исполнение, и после того как снимаются деньги клиента, мы точно так же по зашифрованному каналу шлем в КТЖ ответ. Так как наши системы полностью интегрированы, банк точно знает, какой счет клиент оплатил, мы сообщаем в КТЖ, и они могут уже приступать к исполнению. С момента выставления счета до момента, когда КТЖ считает его оплаченным, максимальный срок — полчаса. Но сюда включено время на согласование с логистами». А вообще оплата может поступить и через 15 минут. Это примерно та же скорость, с которой сегодня работает онлайн-система банка. При этом компании не несут дополнительных расходов. «Есть стандартные комиссии банка, стандартные тарифы на перевозки у КТЖ. Мы создаем дополнительные удобства, но за это дополнительных денег не берем, — подчеркивает г-н Дарибаев. — Клиент тратит те же деньги, что и при использовании бумажных документов».

Еще одно преимущество новой системы: она даст возможность избавиться от посредников, которые делали свой бизнес в силу сложных процедур подачи заявок и оформления груза в КТЖ. Их функция заключалась в преодолении этих сложностей за определенную плату.

Отныне грузоотправители смогут самостоятельно просчитывать логистику: схему доставки груза с учетом сроков доставки, вида груза и пункта назначения. Тем самым процесс перевозок становится еще более прозрачным и удобным для бизнеса.

Система уже сейчас самостоятельно просчитывает количество вагонов, потребности парка, и грузоотправитель может получать необходимую для его работы информацию.

В перспективе, считает директор департамента проектного внедрения при информационной дирекции АО «НК «КТЖ» Сергей Баурин, грузоотправители и работники КТЖ смогут совершенствовать онлайн-систему в процессе ее совместного использования.

Путь другим банкам не заказан

Неудивительно, что именно Казкоммерцбанк первым откликнулся на предложение КТЖ: банк активно разрабатывает и использует инновации. В частности, даже конкуренты признают, что у ККБ наиболее функциональный интернет-банк для физических лиц — Homebank. Кроме того, у Казкома уж есть опыт участия в подобных проектах. В частности, в сотрудничестве с Налоговым комитетом Минфина РК банк первым внедрил систему оплаты населением через Интернет налогов на имущество, землю, транспорт.

Как говорит г-н Дарибаев, если в 1990-е годы IT упрощали все процессы внутри компаний, то сегодня информационные технологии становятся кросс-бизнесовыми, то есть позволяют срастить бизнес-процессы между компаниями, что снижает издержки, связанные с их взаимодействием. «В этом мы видим будущее развития информационных технологий, — отмечает Ержан Дарибаев. — Мы помогаем вести бизнес, мы понимаем бизнес-процессы с финансовой точки зрения и стараемся максимально облегчить управление этими финансовыми потоками. В данном проекте у нас была задача — так отладить все процессы, чтобы клиент вообще не задумывался об оплате, чтобы ему не нужно было проверять — прошел платеж, не прошел... Одним словом, оплата должна быть вклеена в его процессы».

Банк предлагает не только свои услуги по автоматизации оплаты услуг перевозчика, но и готов предоставить клиентам традиционный банковский продукт — кредит. Если вдруг у грузоотправителя нет свободных денег, а заявка уже одобрена, он может позаимствовать деньги у банка: в ККБ ему предоставят овердрафт.

В перспективе системой могут воспользоваться, по информации КТЖ, порядка 10 тыс. компаний. Но пока в «пилоте» участвует ограниченное количество грузоотправителей. В банке считают, что со временем к этому проекту присоединятся и другие игроки. Тем более железная дорога заказала систему, которая не привязана к определенному банку, а значит, любой банк может к ней присоединиться. «Мы все делали по открытым протоколам, которые могут быть получены у КТЖ любым банком», — говорит г-н Дарибаев. В то же время банк создает конкурентное поле, и чтобы не отстать, другим игрокам также придется развивать инновации, что в целом пойдет только на пользу всему банковскому сектору.

Этот проект важен и для «Казахстан темир жолы», причем не только с точки зрения оптимизации процессов и повышения лояльности клиентов. Национальный перевозчик планирует выходить на народное IPO, становиться публичной компанией. А в данном случае IT обеспечивают полную прозрачность всех процессов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности