Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Риски разделим на всех

До создания к 2025 году единого наднационального регулятора финансового рынка ЕАЭС осталось не так уж много времени. Это событие должно стать итогом планомерной работы правительств и центральных банков стран-участниц по формированию единого финансового рынка. В ближайшее время стороны с участием Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приступят к разработке концепции формирования общего финансового рынка. Этот документ, с одной стороны, будет рамочным, с другой — основополагающим. В нем будут отражены многие вопросы: правовая основа общего финансового рынка, институциональная основа, его структура, финансовые инструменты и механизмы, которые будут действовать на этом рынке, и так далее. Трудность создания общего финансового рынка связана с различиями в экономическом развитии стран, в регулировании, в законодательстве. Необходимо привести к единому знаменателю денежно-кредитную политику центральных банков, от нее напрямую зависят процентные ставки на денежном рынке и в конечном счете — инфляция.

Многие инициативы по объединению отдельных секторов финансовых рынков стран-участниц сталкиваются с препятствиями. Их нельзя назвать непреодолимыми, однако они тормозят внедрение в жизнь добрых начинаний. К ним можно отнести, например, работу по взаимному признанию полисов обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО, в Казахстане — ОС ГПО ВТС).

Войти в «Зеленую карту»

Как сообщается на сайте ЕЭК, в конце 2014 года было принято решение о создании рабочей группы по разработке нового продукта по автострахованию государств-членов ЕАЭС с участием представителей ассоциаций профессиональных участников страхового рынка — Белорусского бюро по транспортному страхованию, Фонда гарантированных страховых выплат Республики Казахстан и Российского союза автостраховщиков. Учитывая различия в тарифах ОСАГО в государствах-членах ЕАЭС, создание эффективного механизма для работы страховых компаний в данном направлении стало бы одним из важных элементов на пути создания общего финансового рынка.

За прошедшие два с лишним года эта инициатива так и не получила своего развития. На вопрос, как продвигается работа по взаимному признанию полисов автогражданки, казахстанские страховщики отвечают кратко: «Пока тишина».

В пресс-службе ЕЭК нам рассказали, что этот вопрос регулярно рассматривается на заседаниях консультативного комитета по финансовым рынкам, но стороны решили, что создание общего продукта по ОСАГО является экономически нецелесообразным. Дело в том, что Беларусь и Россия входят в международную систему автострахования «Зеленая карта», и использование действующей на их территории инфраструктуры этой международной системы позволит избежать дополнительных расходов по дублированию систем.

Напомним, что «Зеленая карта» (Green Card) — международный полис страхования автогражданской ответственности, а также соглашение о взаимном признании странами-членами этой системы страхового полиса по автогражданке. Полис, который водитель приобретет в уполномоченной СК, то есть входящей в национальное бюро «Зеленая карта», действует на территории всех стран-участниц системы.

Еще в 2013 году Тимур Сулейменов, в то время член коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК (в настоящее время возглавляет Министерство национальной экономики РК), сообщил, что Казахстан планирует вступить в международное бюро «Зеленая карта», но эти планы пока не осуществились.

Ожидается, что членом этой системы в скором будущем станет и Армения: в прошлом году бюро автостраховщиков этой страны получило одобрение от управляющего комитета совета бюро «Зеленой карты» и уже отправило документы на вступление в эту организацию.

По информации пресс-службы ЕЭК, Казахстан также сейчас работает над изменениями в законодательство по вопросам страхования, которые позволят стране присоединиться к системе. В таком случае необходимость в отдельном документе по взаимному признанию полисов, на наш взгляд, отпадет, достаточно будет приобрести «Зеленую карту».

Но работа по формированию общего страхового рынка этим не исчерпывается. «В ближайшее время Банком России будет подготовлен проект международного договора, определяющего порядок электронного документооборота между страховщиками, страхователями и потерпевшими при страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в государствах-членах СНГ, который можно будет использовать для государств-членов ЕАЭС», — сообщили в пресс-службе ЕЭК.

Перестрахование без границ

Больше перспектив, на первый взгляд, еще у одного проекта на пути к общему страховому рынку. В 2014 году Евразийская экономическая комиссия включила в план работы как приоритетное направление построение общей системы перестрахования в ЕАЭС. Эта идея получила развитие в «Концепции по созданию перестраховочной емкости на пространстве ЕАЭС и снятию барьеров при трансграничном перестраховании». Этот документ предполагает создание государственной организации по перестрахованию или трансграничной компании на основе государственно-частного партнерства и пула коммерческих участников страхового рынка. Такая перестраховочная организация будет принимать риски, перестрахование которых внутри каждого государства невозможно или нецелесообразно.

Как считают в ЕЭК, формирование общего перестраховочного пространства в ЕАЭС может помочь частично решить как проблему нехватки перестраховочных емкостей, так и снизить валютные риски.

«Преимуществом создания общей перестраховочной емкости на пространстве ЕАЭС могло бы стать уменьшение оттока капитала за рубеж, сокращение зависимости от санкционных рисков, рост национальных рынков страхования и перестрахования», — полагает директор департамента финансовой политики ЕЭК Тигран Давтян.

Основные мероприятия должны быть направлены на снятие ограничений, связанных с заключением национальными страховщиками договоров перестрахования с перестраховщиками других стран-членов ЕАЭС, то есть в предоставлении им режима, аналогичного тому, который существует для национальных перестраховщиков.

Решение данной задачи может основываться на подходе, лежащем в основе стандарта по надзору за перестраховщиками, принятого Международной ассоциацией страховых надзоров (IAIS), в соответствии с которым ответственность за регулирование деятельности перестраховочных компаний по всему миру в первую очередь возлагается на страховой надзор страны, где был зарегистрирован перестраховщик.

«Подготовка гармонизирующих положений в национальные законодательства для устранения регулятивных барьеров и ограничений с учетом наилучшей международной практики и стандартов является для нас приоритетом.

Мы рассчитываем на то, что по мере развития рынков страхования и перестрахования на пространстве ЕАЭС конкурентоспособность участников страхового рынка будет возрастать и это позволит повысить привлекательность страховых услуг, оказываемых национальными компаниями на общем финансовом рынке союза. Расширение возможностей внутренних рынков перестрахования в рамках государств-членов ЕАЭС, а в дальнейшем с участием стран БРИКС, позволит обеспечить устойчивое развитие страховых и перестраховочных рынков государств-членов ЕАЭС, гарантировать финансовую стабильность и защитить от рисков потребителей страховых услуг», — говорит г-н Давтян.

Отдаем избранным

Казахстанская статистика перестрахования показывает, что наибольший объем рисков отечественными СК передается в дальнее зарубежье, лидирует здесь Великобритания. Россия, которая в последние 10 лет замыкала на себе до 40% всех рисков, переданных на перестрахование нерезидентам, по итогам 2016 года с долей 5% занимает шестое место (график 1). Хотя страховщики говорят, что с образованием ЕАЭС объем рисков, передаваемых в Беларусь и Россию, вырос, данные Нацбанка РК этому утверждению противоречат. Возможно, речь идет об отдельных компаниях.

Рынок перестрахования в Казахстане развивается в условиях постоянных ограничений для перестраховочных организаций. Начиная с 2004 года регулятор ужесточает требования к платежеспособности перестраховщиков-нерезидентов и ориентирует отечественные компании при заключении договоров перестрахования на компании с определенным уровнем рейтинга от международных рейтинговых агентств. В 2006 году Агентство финансового надзора РК обязало СК увеличивать капитал при перестраховании рисков у нерезидентов, не имеющих рейтинг достаточного уровня (А- по шкале S&P, для компаний из страны ЕАЭС — не ниже ВВВ-). Чем ниже рейтинг, тем выше объем резервирования. Эти меры перенаправили перестраховочные потоки в развитые страны Запада, где рейтинги соответственно выше.

С января 2012 года регулятор ввел еще одно ограничение, чтобы контролировать отток капитала за рубеж: отечественные компании могут передавать на перестрахование нерезидентам не более 25% страховых премий, за исключением особо крупных лимитов ответственности, а собственное удержание по одному классу страхования было увеличено с 25 до 40%.

Как можно видеть на графике 2, с этого момента резко увеличилось перестрахование внутри Казахстана.

Требования по рейтингу остаются для страховых компаний Казахстана главной проблемой при передаче рисков на перестрахование, потому что никто не хочет отвечать своим капиталом за низкую рейтинговую оценку контрагента. Поэтому успешность проекта по созданию единой перестраховочной организации будет зависеть от многих условий, в том числе и от того, в какой стране будет создана единая компания, какой у нее будет рейтинг. Если это будет пул страховщиков, то также возникнут вопросы к их финансовой состоятельности.

Статьи по теме:
Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова

Люди и события

Восточные мудрецы и восточные красавицы

После долгого перерыва в Кастеевке возобновил свою работу зал искусства Востока