Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Хороший старт, а что на финише?

Виртуальное пространство все активнее предлагает финансовые услуги. В дополнение к бурно развивающемуся рынку электронной коммерции и мобильных платежей нишу онлайн-кредитования энергично осваивают финтех-компании, предлагающие казахстанцам микрозаймы «до зарплаты», — ссуды, не превышающие в сумме 200 тыс. тенге на срок до двух месяцев.

В 2016 году суммарный объем онлайн-микрозаймов, выданных пятью компаниями, занимающими в совокупности 70% рынка, составил 8,9 млрд тенге против 2,5 млрд тенге в 2015‑м. Количество займов выросло с 67 тыс. до 239 тыс. единиц. Общий кредитный портфель компаний на начало 2017 года составил 3,1 млрд тенге (годом ранее — 914 млн). По оценкам участников рынка, в 2017 году объем выданных через интернет займов может составить не менее 16–18 млрд тенге. Этому будут способствовать все большее проникновение интернета в регионы, сокращение регионального представительства банков, а также усиление конкуренции между финтех-компаниями.

Случай как раз представился

Исследование «Казахстанский рынок онлайн-микрокредитования: итоги 2016 года», подготовленное ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация ФинТех» и Рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА Казахстан»), показывает, что для успешного старта финтех-компаний в Казахстане сложились самые благоприятные условия.

Прежде всего, остается неудовлетворенным сформированный и заявленный населением спрос на небольшие займы, покрывающие «кассовые разрывы» или финансирующие непредвиденные расходы, не превышающие месячный заработок заемщика. Участники исследования — микрокредитные компании, предлагающие услуги онлайн — указывают на значительный рост заявок на онлайн-кредиты ближе к 25‑му числу каждого месяца. Вероятно, в это время у населения заканчиваются деньги с прошлой зарплаты и возникает потребность перехватить небольшую сумму до получки. Решать проблему острого, но небольшого дефицита ликвидности с помощью классического банка граждане не привыкли. Банки воспринимаются источником длинных средств, получение которых растянуто по времени.

К тому же в 2016 году банковское потребкредитование падало. Значительный кредитный риск, с которым столкнулись банкиры в 2013–2015 годах, все-таки догнал кредиторов. Если в 2014 году потребительские займы показали высокую положительную динамику (17,8% — до 2,6 трлн тенге), то в 2015-м банки получили спад кредитования на 0,6%, который продолжился и в 2016 году: дополнительные минус 2,9% — до 2,5 трлн тенге.

Важно также отметить изменившийся социальный фон, стимулирующий население все больше обращаться к услугам финансовых организаций. Урбанизация и информационные технологии приводят к снижению социальных связей, занимать деньги друг у друга стало проблематично — проще обратиться к сторонним кредиторам.

Еще одним стимулом для развития онлайн-микрозаймов стало широкое проникновение интернета, достаточный уровень технологической грамотности и развитие e-commerce. По данным Ranking.kz, популярность безналичных способов оплаты товаров и услуг ежегодно увеличивается. В 2016 году на интернет-ресурсах было осуществлено порядка 33 млн транзакций: в два раза больше уровня 2015 года. Объем безналичных платежей, осуществленных через интернет-ресурсы, вырос в 34 раза, до 307 млрд тенге, а доля таких транзакций увеличилась с 11 до 23%.

В свою очередь Национальный банк отмечает существенный рост операций с использованием электронных денег казахстанских эмитентов на территории Казахстана: 43,3 млн транзакций на сумму 154,2 млрд тенге. По сравнению с 2015 годом количество операций увеличилось в 2,7 раза, а сумма — в 3,5 раза. На 1 января 2016 года насчитывалось 2,9 млн электронных кошельков, пригодных к совершению операций. К 1 января 2017-го количество кошельков выросло до 5,9 млн, и в среднем на каждого казахстанца приходится 0,3 электронного кошелька.

Рынок открыт, но надо успеть

На конец 2016 года рынок онлайн-займов «до зарплаты» находился в начальной стадии роста. Ассоциация зарегистрировала 16 действующих компаний, из которых лишь 10 находились в активной стадии деятельности. Особенность рынка такова, что наиболее крупные и динамично развивающиеся компании являются дочерними подразделениями российских финтехов. Например, из пяти участников исследования три указали на прямое отношение к российскому капиталу. Возможность выхода на казахстанский рынок сейчас рассматривают грузинские игроки.

Притяжение Казахстаном финтехов из соседних стран объясняется крайне либеральными условиями работы. Отсутствие государственного регулирования снижает порог вхождения на рынок, давая всем желающим собирать сливки с нарождающейся индустрии.

В багаже компаний с иностранным участием наработанный опыт запуска и продвижения бизнеса, который они адаптируют и локализуют под местные стандарты. Их начальное фондирование обеспечено материнским капиталом, что позволяет уверенно чувствовать себя на местном рынке. Как правило, россияне уповают на то, что у нас схожие экономики, аналогично непростая экономическая ситуация, существует спрос на деньги со стороны населения и похожий портрет заемщика.

«Решение вынашивалось долго, исследований не делалось — смотрели на результаты конкурентов: МoneyMan.kz, “Кредит24”, от этого принимали решение, — рассказывает директор компании «Честное слово Казахстан» Сергей Никульшин. — По аналогии с РФ, где каждый год на рынок заходит множество компаний, сейчас, правда, поток несколько снизился и значительная часть компаний покидает рынок, наша первая стратегия в Казахстане — удержаться. Вторая — получить определенную долю рынка, хотя она не выражается в каких-то четких цифрах. Рынок растет, конкуренция усиливается, но мы не хотим «отъедать» чужие доли. Заняв определенную нишу, мы получаем энное количество заемщиков, через какой-то период их число вырастет. Мы стараемся идти в общем тренде. За этот год рынок вырос на 50–70 процентов. Так как мы новая компания, наш рост опередит рост рынка в 2–4 раза. Пока же нам удается прирастать на 30–40 процентов в месяц. Мы немного вкладываемся в рекламу, проводим акции, смотрим на действия конкурентов. Количественная цель по заемщикам не ставится, потому как еще сложно говорить о том, что будет завтра. Когда рынок встанет на ноги, закончится период органического роста, уже можно строить прогнозы».

Наличие «иностранцев» на рынке — закономерный и положительный процесс, позволяющий компаниям с местными корнями быстрее учиться. Рынок еще не вступил в фазу острой конкуренции, но близко к ней подошел. Основной водораздел конкуренции никак не связан с ценой услуги, а проходит по качеству и оперативности сервиса, например, возможности выдать заем даже ночью, в том числе новым клиентам. «Мы не конкурируем по процентной ставке, а стараемся улучшить сервис, чтобы клиент получал заем моментально. Скорость, на наш взгляд, — ключевой фактор в выдаче онлайн-займов, поскольку клиент обращается зачастую за деньгами в критических ситуациях», — отмечает генеральный директор компании «Займер» Индира Кенесарина.

Директор по маркетингу «Кредит24» Женис Мухиев поясняет, что процентная ставка на данный момент не является решающим фактором для клиентов, так как фактически одинакова у всех компаний на рынке. «Объемов бурно растущего рынка онлайн-микрозаймов пока хватает всем, поэтому ценового демпинга нет, и основной целью компаний является занятие как можно большей доли рынка. В основном это решается через внедрение программ лояльности, предоставление пробных займов, улучшение качества сервиса и уровня удовлетворенности клиентов, то есть через все, что может привязать клиента к компании, чтобы он стал ее постоянным клиентом», — говорит он.

Фокус на сервисе и продвижении заявлен тем, что вероятность потерять клиента у финтехов существенно выше, чем у банков и микрокредитных организаций, из-за короткого периода отношений с клиентом — один-два месяца против одного-трех-пяти лет у последних. Кроме того, исследования поведения потребителей говорят о том, что в онлайне чаще совершаются эмоциональные покупки, чем в офлайне. Лояльность клиентов достаточно низкая, и если компания перестает продвигать себя в интернете, число посетителей на ее сайте моментально падает.

Честный, умный, неженатый

В отличие от мирового рынка с доминирующим потребителем в лице самозанятого населения, в Казахстане ключевой спрос на онлайн-займы исходит от работающих лиц.

По данным «Кредит24», наибольшую долю их кредитного портфеля занимают работники частного сектора (около 26%), представители бюджетной сферы составляют 23%, самозанятые — 13%, рабочие, занятые в производстве, — также 13%, госслужащие — 11% и прочие категории граждан — почти 14%.

Согласно совместному исследованию сервиса «Робот Займер» и «Первого Кредитного бюро» наибольшую долю заемщиков (37,6%) представляют люди в возрасте от 25 до 34 лет. Заемщики в возрасте от 18 до 24 лет составляют 27,1%, в возрасте от 35 до 44 лет — 18,2%.

Возрастные различия и региональная принадлежность, тем не менее, не препятствуют созданию собирательного портрета завсегдатая сервисов онлайн-займов. Участники исследования сходятся во мнении, что это холостой городской житель среднего возраста с высшим образованием, имеющий стабильный заработок, работающий по найму со средней зарплатой в 100 тыс. тенге, не имеющий дополнительных источников дохода, активный пользователь интернета (совершает платежи за коммунальные услуги и связь).

Исследование компании MoneyMan.kz показало, что большая часть опрошенных клиентов (41,7%) берет денежные средства на неотложные нужды, в том числе срочный ремонт бытовой техники, транспортные расходы. Менее популярными являются издержки на ремонт недвижимости, в пользу которых отозвались 14,7% опрошенных. Третьей по величине группой затрат стали праздники и подарки, а также расходы, связанные с детьми: в эту категорию вошли 10,2% ответов респондентов.

Практически равное количество респондентов выбрали в качестве цели приобретение бытовой техники и электроники (7,2%), а также погашение других кредитов и займов (6,8%).

Лишь 6,7% клиентов MoneyMan.kz обратились за средствами на развитие бизнеса. Это индивидуальные предприниматели, которые оформляют займы как физические лица. Такое же количество респондентов занимает денежные средства на оплату медицинских услуг и страхования. Немного меньше — 4,5% — покрывают расходы, связанные с автомобилем. Как правило, это ремонт, оплата штрафов или страхование. Отдых и путешествия стали самой непопулярной категорией — на них оформляли займы всего 1,5% ответивших.

Таким образом, целевая аудитория финтех-компаний — заемщики, выпадающие из поля зрения банков и микрофинансовых организаций (МФО) в силу отсутствия кредитной истории, молодого возраста, наличия долгов, несоответствия ключевым требованиям банков.

Спрос определяет предложение

На данный момент продуктовая линейка финтех-компаний предельно консервативна, основной продукт — заем «до зарплаты»: небольшие суммы от 5 до 150 тыс. тенге, которые выдаются на короткие сроки — от 3 до 30 дней под 1–2% в день. В перспективе компании намерены удлинять сроки кредитования и увеличивать суммы займа. В«Займере» говорят о суммах до 300 тыс. тенге сроком до полугода.

Размер займа и вознаграждения напрямую зависит от результата скоринговой проверки и постоянства клиента: чем чаще заемщик берет и вовремя выплачивает займы, тем на большую сумму и меньшее вознаграждение он может рассчитывать.

Говоря о высоких рисках индустрии онлайн-займов, где жизненно важным становится идентификация клиента и оценка его платежеспособности, представители финтех-компаний дружно отмечают низкий уровень просрочки в кредитных портфелях. Уровень просроченной задолженности, превысившей 90 дней, составляет менее 7% от общего объема выданных онлайн-займов в среднем по рынку.

Неплохой по сравнению с банками уровень NPL — результат применения технологий, оценивающих платежеспособность клиента онлайн. Компания оценивает кредитные риски через скоринговые системы, кредитную историю, анализ профиля заемщика в социальных сетях и в течение нескольких минут принимает решение о выдаче займа или отказе. Кроме того, стратегия почти всех компаний — не давать клиенту денег больше, чем он может себе позволить взять.

Взыскание долгов казахстанские финтех-компании в большинстве своем передали на аутсорсинг. В МoneyMan.kz коллекторский бизнес выделен в отдельный блок и доверен внешним партнерам. «Честное слово» также полностью отдала коллекшн на аутсорсинг. По словам генерального директора компании Сергея Никульшина, такой вариант более выгодный, «лучше настойчивее работать над эффективностью взаимодействия с коллекторами, чем содержать собственный персонал и тратить на него огромные усилия».

Тем не менее, высокая стоимость займа для потребителя — главный недружественный упрек, посылаемый финтех-рынку со стороны внешних конкурентов. Сейчас компании выдают онлайн-займы «до зарплаты» под 1–2% в день. В пересчете на годовую ставку дневная составляет 800–900%. Это сопоставимо с ценами в соседней России и других странах мира. К примеру, в Великобритании и Северной Европе ставки колеблются от 1 до 2,5% в день, в Канаде и США — 1,7–2,1% в день.

В свою очередь представители рынка указывают на специфичность онлайн-займа. Во-первых, заемщик даже в теории не будет выплачивать 900% годовых, если своевременно погасит заем, просто потому, что такой кредит выдается сроком до 30 дней. Единственный риск переплаты для заемщика возникает в случае несвоевременного возврата займа.

Во-вторых, онлайн-кредитование «до зарплаты» сопряжено с высокими кредитными рисками, поскольку финтех-компании в основном работают с заемщиками, которые не соответствуют требованиям банков. По словам участника исследования, пожелавшего остаться неназванным, заем не возвращает каждый пятый или даже четвертый клиент.

В-третьих, у компаний высоки расходы на ведение дела. Средняя рентабельность финтех-компаний находится в районе 20% годовых, притом что займы выдаются под 800–900% годовых. Расходы на маркетинг составляют большую часть, примерно 40%. Расходы на поставщиков — еще 15–20% затрат. Дальше идут административные расходы, рассказывает представитель компании. Финтех-компании уверены, если им удастся решить вопрос с приемлемым для себя фондированием, ставки для заемщика могут быть снижены.

 

Финтехам тоже нужны деньги

Онлайн-займы, как и другие, относительно новые ветви финансового сектора — факторинг, лизинг, микрофинансирование — в свою очередь точно так же подошли к проблеме фондирования бизнеса. Рынок продолжит динамичный рост, но имеющегося в распоряжении компаний капитала не будет хватать для развития.

В настоящее время компании используют три основных источника фондирования — акционерный капитал, банковское кредитование и привлечение портфельных инвесторов, но никто из участников на данном этапе не рассматривает привлечение стратегического инвестора или продажу бизнеса.

По словам экспертов, казахстанский рынок еще не созрел для сделок M&A, хотя предложение от банка конкретной финтех-компании уже поступало. Рынок не сформировался, крупные финансово-кредитные учреждения пока не понимают, для чего им приобретать технологичные интернет-ориентированные компании.

«Ранее основные ресурсы для развития бизнеса MoneyMan.kz давала материнская структура — международный финтех-холдиг IDFinance. Сегодня мы используем как деньги материнской компании, так и локальных банков. Банки начинают смотреть в нашу сторону, им интересна бизнес-модель, работая с нами, они получают новый опыт, — отмечает Андрей Игнатенко, гендиректор сервиса MoneyMan.kz. — Есть банки, которые понимают смысл нашего бизнеса, знают, что у нас нет большой маржи, и готовы с нами работать. С такими банками мы и сотрудничаем».

На момент проведения исследования MoneyMan.kz сотрудничал с одним из местных банков, хотя и в небольшом объеме, параллельно вел переговоры как минимум с двумя банками. После присвоения рейтинга финансовой устойчивости агентством RAEX MoneyMan.kz смог выбрать второго локального партнера. «Рейтинг — позитивный фактор, с ним переговоры со вторым банком прошли легче», — констатирует г-н Игнатенко.

Другой крупный игрок рынка «Кредит24» привлек 2 млн долларов у британского фонда прямых инвестиций Finnams Management. Деньги предоставлены в формате конвертируемого займа сроком на два года (по условиям соглашения, вся сумма кредита или ее часть будет конвертирована в долю в «Кредит24» в течение срока действия кредита).

Скорее всего, опыт «Кредит24» в ближайшее время тиражироваться не будет. Переход компаний онлайн-кредитования из разряда стартапов в полноценную индустрию, конечно, привлекает инвесторов. Однако их пугает неясность перспектив развития рынка, так как нет понимания, каким образом государство намерено регулировать отрасль. Здесь можно привести в пример опыт Грузии и Литвы, где индустрия онлайн-займов стремительно развивалась благодаря европейским инвесторам, но так же стремительно «сдулась» после того, как центробанки выставили участникам рынка жесткие условия по ставкам.

В Казахстане рынок онлайн-кредитования в силу небольшого размера системных рисков пока не несет, и в ближайшей перспективе введение регулирования экономического смысла не имеет — цена регулирования будет несопоставимо высока по сравнению с объемами рынка, уверены в ОЮЛ «Казахстанская Ассоциация ФинТех», созданной в начале 2016 года. По словам исполнительного директора ассоциации Ерлана Смайлова, пока большого количества жалоб ассоциация не получает, но с ростом объема рынка число жалоб будет увеличиваться.

Предвидя события, ассоциация намерена решать проблему защиты прав потребителей собственными усилиями, в том числе через систему саморегулирования. В идеале саморегулируемая организация (СРО) должна заменить собой внешнее регулирование Национального банка, ведь именно об этом идут разговоры в секторах финансового рынка страны.

Представители финтех-компаний позитивно оценивают возможное введение государственного регулирования: регулируемый рынок снижает шансы появления недобросовестных компаний. Однако подход к регулированию, по их мнению, должен отличаться от общепринятого в банковском секторе.

«Нельзя нас ставить на один уровень с БВУ и МФО и ставить ограничение эффективной ставки на уровне 56 процентов годовых, в данном вопросе и МФО нельзя было ограничивать, как банки. Так как совсем разные клиенты, стоимость фондирования, больше рисков и так далее, — считает Индира Кенесарина из “Займера”. — Запретить деятельность тоже нельзя, так как для многих заемщиков это единственный источник, который дает возможность не занимать деньги у друзей и родственников до следующей зарплаты. Возможно, необходимо регулирование вознаграждения по займам, в дальнейшей перспективе этот момент может сыграть хорошую роль в репутационных портфелях компаний».

Резюмируя итоги исследования, можно отметить, что 2017 год вполне может стать для финтех-индустрии ключевым с точки зрения перспектив дальнейшего существования. Рынок набирает объемы, за которыми стоят конкретные потребители, защищать интересы которых — одна из задач регулятора. Вполне возможно, что Национальный банк предложит финтеху собственное видение развития онлайн-микрозаймов. Сторонам важно не допустить развитие событий по грузинскому и литовскому сценариям.

Вместе с тем перед финтех-компаниями стоят две важные задачи, в решении которых поддержка регулятора им бы очень помогла. Во-первых, нужно ввести в законодательство понятие дневной ставки. Это даст возможность не сравнивать годовую и дневную ставки, так как сравнение не вполне корректно для займов до 30 дней и несет репутационные риски для игроков. Во-вторых, следует законодательно решить вопрос дистанционной идентификации клиента. Необходимость ведения документации на бумажном носителе — сбор анкет, заявлений и подписей — создает существенные издержки администрирования дела. В условиях растущей конкуренции компании будут считать каждый тенге, формирующий затраты.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Аппетит приходит в кризис

Рост потребительского спроса сопровождается увеличением кредитной нагрузки для населения

Казахстанский бизнес

Яму проскочили

Итоги первого полугодия 2017‑го свидетельствуют о выходе автомобильного бизнеса РК из рецессии

Бизнес и финансы

Максут растет

БАСТ рапортует о завершении второй очереди строительства на Максуте

Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки