Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Отрасль пассажирских авиаперевозок РК, последние несколько лет демонстрирующая стабильный рост, в 2016 году набор высоты прекратила и перешла в прямолинейный полет. За прошлый год, по официальным данным, воздушным транспортом было перевезено 6006 тыс. пассажиров.

Это всего на 70 тыс. больше, чем в 2015 году (5925 тыс.). При этом как минимум последние семь лет число пассажиров воздушного транспорта ежегодно увеличивалось куда существеннее — на 400–600 тыс. человек (см. график 1). В прошлом году казахстанцы заметно меньше путешествовали в летние месяцы — традиционное время отпусков (см. график 2).

На вход!

Слабые показатели рынка не отпугивают новых игроков: в мае польская LOT начинает рейсы из Варшавы в Астану, а «Уральские авиалинии» уже запустили направление Москва — Астана из аэропорта «Жуковский». С 18 июня по 11 августа в Астану из Хельсинки будут летать борты Finnair: рейсы финской авиакомпании запланированы только на время выставки EXPO-2017. Буквально на прошлой неделе министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Женис Касымбек во время рабочей поездки в Китай сообщил, что с июня, то есть накануне EXPO-2017, в Астану начнет летать и Air China.

Ответный ход казахстанских авиакомпаний — а точнее, национального перевозчика «Эйр Астана» — увеличение частоты рейсов. По данным комитета гражданской авиации (КГА МИР РК), в 2017 году «Эйр Астана» увеличивает число рейсов из Астаны, например, в Сеул с одного в неделю до двух, в Пекин — с трех до четырех, в Санкт-Петербург — с пяти до семи, в Екатеринбург — с четырех до семи, в Омск — с четырех до пяти. Частота рейсов из столицы Казахстана в Лондон тоже увеличивается с четырех до пяти, и это несмотря на то, что полтора года назад British Airways закрыла казахстанское направление, сообщив, что рейс в Алматы стал коммерчески невыгоден. Кроме того, «Эйр Астана» планирует в 2017 году запуск новых рейсов: Астана — Киев и Астана — Улан-Батор. Напомним, что в 2016-м авиакомпания начала летать из Алматы в Тегеран.

У авиакомпании SCAT также серьезные намерения на 2017 год. Запланировано открытие таких направлений, как Астана — Томск, Астана — Челябинск, Астана — Тюмень. Кроме того, SCAT рассчитывает на рейсы из Астаны в Москву (в «Жуковский») и Санкт-Петербург. Москва — традиционно самое востребованное направление международных авиаперевозок из РК, и, судя по всему, из Астаны самолеты в Москву будут летать едва ли не с частотой автобусов.

В 2016 году авиакомпания SCAT открыла несколько новых международных направлений, в большей степени ориентированных на туристов, чем на бизнес-контингент — это рейсы Алматы — Сиань, Атырау — Баку, Алматы — Санья и Астана — Санья, перелеты из Актау в Сочи и Батуми.

Из новых игроков казахстанского рынка стоит отметить «дочку» «Аэрофлота» — авиакомпанию «Победа». Первый российский лоукостер в казахстанском небе предлагает маршрут из Алматы в Самару и транзит в Москву. С учетом предлагаемых условий «Победу» стоит считать перевозчиком скорее для экономных туристов, хотя клиенты из числа экономных предпринимателей тоже, наверное, найдутся. В сторону Казахстана смотрят еще несколько региональных российских авиакомпаний. По данным КГА, идут переговоры и с несколькими авиакомпаниями из дальнего зарубежья, но никаких документов еще не подписано.

Значительное расширение вариантов так называемого point-to-point travel должно положительно сказаться на спросе и в целом на перспективах казахстанского рынка авиаперевозок в 2017 году.

Транзитный пассажир

Еще один источник роста казахстанского рынка авиаперевозок — транзит. По данным, озвученным вице-министром МИР РК Романом Скляром, количество транзитных авиапассажиров в 2016 году увеличилось с 250 тыс. до 478 тыс. человек, и планируется, что в 2017 году оно достигнет 600 тыс.

Этот результат в большой степени обеспечен «Эйр Астаной». Представители национального перевозчика комментируют: «За семь последних лет мы сфокусировались на развитии нашего международного транзита. За этот период мы увеличили транзитный поток с 10 тысяч в 2010 году до более 300 тысяч пассажиров в 2016‑м. В течение прошлого года 18 процентов международных пассажиров “Эйр Астаны” путешествовали из одного иностранного государства в другое через Казахстан, используя его как хаб. Другими словами, почти каждый пятый пассажир на нашем международном рейсе был транзитным, а летом — каждый четвертый, или 25 процентов от всех международных пассажиров. Мы соединяем более 250 городов, где пассажиры из Китая путешествуют в Европу, СНГ, Турцию, Ближний Восток, из России — в Юго-Восточную Азию и Китай, из Южной Кореи — в СНГ, Турцию и Европу, из Ирана — в Китай, Корею, Гонконг, индусы — в СНГ и Турцию, из Украины — в Азию, Малайзию, Таиланд, из Гонконга — через Казахстан в СНГ и Европу и так далее. Как результат, мы сумели увеличить наш международный трафик в этом году, хотя на направлениях в СНГ, особенно в Россию, наши продажи пошли вниз».

Пассажиропоток «Эйр Астаны» в 2016 году, как сформулировали в компании, «составил немного меньше, чем в 2015 году». Для справки, в 2015‑м национальный авиаперевозчик сообщал о 3,86 млн пассажиров. У авиакомпании SCAT произошел небольшой прирост — она перевезла 1,27 млн пассажиров — почти столько же, сколько и годом ранее (1,21 млн). Еще около 200 тыс. перевез стартовавший в 2015‑м Qazaq Air, для которого минувший год стал первым полным годом на рынке. Появление еще одного участника на рынке внутренних перевозок привело к росту пассажиропотока по внутренним направлениям. Новичок, нацеленный на межрегиональные маршруты, в 2016‑м одним своим появлением поддержал казахстанский рынок авиаперевозок.

Онлайн и в кредит

Основным трендом рынка продаж авиабилетов является его все более активное перемещение в интернет. В 2016 году лидеры казахстанского рынка по онлайн-продаже авиабилетов, сервисы Chocotravel.com и Aviata.kz, продали, соответственно, в 2,5 и 4 раза больше билетов. Данные от Aviata.kz: в 2016м сервисом реализовано 292 тыс. билетов, при этом с июля 2016 года ежемесячно клиенты покупают около 30 тыс. авиабилетов. Средний чек на внутренние рейсы в 2015 году составил 19 216 тенге, а в 2016м — 24 243 тенге, билеты на международные рейсы в 2015 году обходились в среднем в 93 500 тенге, в 2016м — 98 245 тенге. Данные Chocotravel.com подтверждают: средний чек вырос незначительно — 54 730 тенге в 2016м против 54 679 тенге в 2015 году. Соотношение международных рейсов к внутренним, согласно статистике Chocotravel.com, — 63% и 37%. Самыми популярными направлениями в 2016 году среди международных рейсов стали Москва, Санкт-Петербург, Стамбул, Тбилиси и Дубаи. Среди внутренних лидерами стали Алматы, Астана, Актау, Шымкент и Актобе.

Кредитование авиабилетов через сервисы по онлайн-продаже также продолжает развиваться. Aviata.kz запустила такое предложение вслед за Chocotravel.com. По наблюдениям аналитиков последнего упомянутого сервиса, пассажиры предпочитают пользоваться рассрочкой, планируя отпуск. Средний чек по транзакциям в рассрочку в 2,3 раза выше, чем при покупке билетов по стандартной схеме.

Закинули LOT

Создать не только новые бизнесы, но и новые семьи смогут граждане Польши и Казахстана, уверен глава авиакомпании LOT Polish Airlines Рафал Милчарский. По его мнению, прямое авиасообщение между Астаной и Варшавой даст толчок не только экономическим взаимоотношениям двух стран, но бизнес все же будет на первом месте.

— Чем интересен авиакомпании LOT Polish Airlines рынок Казахстана?

— В Казахстане проживает почти 18 миллионов человек. Вы становитесь богаче и богаче, и вы тоже хотите летать и смотреть мир. В Польше живет 38 миллионов человек, которые также хотят летать. Вместе с ростом экономик увеличиваются объемы авиационных перевозок. Наш стратегический интерес заключается в том, чтобы развивать взаимоотношения между Польшей и Казахстаном. На данный момент многие польские фирмы инвестировали средства в Казахстан, причем успешно, но есть значительные возможности для того, чтобы увеличить взаимодействие и взаимную торговлю.

Польша считается лидером Центральной и Восточной Европы, Казахстан — лидером Центральной Азии. Поэтому есть смысл в том, чтобы соединить столицы этих двух стран, соединить рынки. Мы ожидаем, что многие бизнесмены и Казахстана, и Польши воспользуются услугами авиакомпании LOT. Кроме того, предполагаем, что казахстанцы захотят полететь в Польшу на отдых. Когда мы открываем новое авиасообщение в какой-то город или страну, это сразу же отражается на туризме — турпоток заметно увеличивается. Это происходило, когда мы открывали авиасообщение в Токио, Сеул. Надеемся, что и Казахстан посетит множество польских туристов. Вашему правительству не помешало бы провести какую-нибудь рекламную кампанию, чтобы выгодно представить Казахстан в Польше и Центральной Европе.

— С какой маркетинговой политикой польская национальная авиакомпания планирует заходить в Казахстан? Предложите ли, например, низкие цены?

— Может быть, у нас не самые низкие цены на рынке, но у LOT очень хорошее соотношение цены и качества, потому что у нас молодой флот самолетов. Конечно, мы будем предлагать то, что заинтересует казахстанцев, в том числе различные акции.

— Будет ли Варшава востребована у казахстанцев как конечный пункт путешествия или больше как хаб?

— Польские авиалинии LOT осуществляет полеты по 65 направлениям. Будут казахстанцы, которые прилетят в Варшаву. Будут и те, кто транзитом через аэропорт Варшавы отправится дальше, например в Лондон, Нью-Йорк или в Лос-Анджелес. Кроме того, из Варшавы вы можете слетать во Вроцлав, оттуда — в Краков и уже из Кракова — в Варшаву на борту авиакомпании LOT. Мы летаем во все крупные города Центральной и Восточной Европы. На мой взгляд, направлением Варшава — Астана будут пользоваться многие бизнесмены. В Астану они могут прибыть через Варшаву из Чехии, Венгрии или из Словакии. Причем для них это будет намного выгодней — раньше нужно было лететь на запад и уже оттуда в Астану, что намного дольше.

Интервью записал Асхат Ахметбеков

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня