Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Летная частота

Отрасль пассажирских авиаперевозок РК, последние несколько лет демонстрирующая стабильный рост, в 2016 году набор высоты прекратила и перешла в прямолинейный полет. За прошлый год, по официальным данным, воздушным транспортом было перевезено 6006 тыс. пассажиров.

Это всего на 70 тыс. больше, чем в 2015 году (5925 тыс.). При этом как минимум последние семь лет число пассажиров воздушного транспорта ежегодно увеличивалось куда существеннее — на 400–600 тыс. человек (см. график 1). В прошлом году казахстанцы заметно меньше путешествовали в летние месяцы — традиционное время отпусков (см. график 2).

На вход!

Слабые показатели рынка не отпугивают новых игроков: в мае польская LOT начинает рейсы из Варшавы в Астану, а «Уральские авиалинии» уже запустили направление Москва — Астана из аэропорта «Жуковский». С 18 июня по 11 августа в Астану из Хельсинки будут летать борты Finnair: рейсы финской авиакомпании запланированы только на время выставки EXPO-2017. Буквально на прошлой неделе министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Женис Касымбек во время рабочей поездки в Китай сообщил, что с июня, то есть накануне EXPO-2017, в Астану начнет летать и Air China.

Ответный ход казахстанских авиакомпаний — а точнее, национального перевозчика «Эйр Астана» — увеличение частоты рейсов. По данным комитета гражданской авиации (КГА МИР РК), в 2017 году «Эйр Астана» увеличивает число рейсов из Астаны, например, в Сеул с одного в неделю до двух, в Пекин — с трех до четырех, в Санкт-Петербург — с пяти до семи, в Екатеринбург — с четырех до семи, в Омск — с четырех до пяти. Частота рейсов из столицы Казахстана в Лондон тоже увеличивается с четырех до пяти, и это несмотря на то, что полтора года назад British Airways закрыла казахстанское направление, сообщив, что рейс в Алматы стал коммерчески невыгоден. Кроме того, «Эйр Астана» планирует в 2017 году запуск новых рейсов: Астана — Киев и Астана — Улан-Батор. Напомним, что в 2016-м авиакомпания начала летать из Алматы в Тегеран.

У авиакомпании SCAT также серьезные намерения на 2017 год. Запланировано открытие таких направлений, как Астана — Томск, Астана — Челябинск, Астана — Тюмень. Кроме того, SCAT рассчитывает на рейсы из Астаны в Москву (в «Жуковский») и Санкт-Петербург. Москва — традиционно самое востребованное направление международных авиаперевозок из РК, и, судя по всему, из Астаны самолеты в Москву будут летать едва ли не с частотой автобусов.

В 2016 году авиакомпания SCAT открыла несколько новых международных направлений, в большей степени ориентированных на туристов, чем на бизнес-контингент — это рейсы Алматы — Сиань, Атырау — Баку, Алматы — Санья и Астана — Санья, перелеты из Актау в Сочи и Батуми.

Из новых игроков казахстанского рынка стоит отметить «дочку» «Аэрофлота» — авиакомпанию «Победа». Первый российский лоукостер в казахстанском небе предлагает маршрут из Алматы в Самару и транзит в Москву. С учетом предлагаемых условий «Победу» стоит считать перевозчиком скорее для экономных туристов, хотя клиенты из числа экономных предпринимателей тоже, наверное, найдутся. В сторону Казахстана смотрят еще несколько региональных российских авиакомпаний. По данным КГА, идут переговоры и с несколькими авиакомпаниями из дальнего зарубежья, но никаких документов еще не подписано.

Значительное расширение вариантов так называемого point-to-point travel должно положительно сказаться на спросе и в целом на перспективах казахстанского рынка авиаперевозок в 2017 году.

Транзитный пассажир

Еще один источник роста казахстанского рынка авиаперевозок — транзит. По данным, озвученным вице-министром МИР РК Романом Скляром, количество транзитных авиапассажиров в 2016 году увеличилось с 250 тыс. до 478 тыс. человек, и планируется, что в 2017 году оно достигнет 600 тыс.

Этот результат в большой степени обеспечен «Эйр Астаной». Представители национального перевозчика комментируют: «За семь последних лет мы сфокусировались на развитии нашего международного транзита. За этот период мы увеличили транзитный поток с 10 тысяч в 2010 году до более 300 тысяч пассажиров в 2016‑м. В течение прошлого года 18 процентов международных пассажиров “Эйр Астаны” путешествовали из одного иностранного государства в другое через Казахстан, используя его как хаб. Другими словами, почти каждый пятый пассажир на нашем международном рейсе был транзитным, а летом — каждый четвертый, или 25 процентов от всех международных пассажиров. Мы соединяем более 250 городов, где пассажиры из Китая путешествуют в Европу, СНГ, Турцию, Ближний Восток, из России — в Юго-Восточную Азию и Китай, из Южной Кореи — в СНГ, Турцию и Европу, из Ирана — в Китай, Корею, Гонконг, индусы — в СНГ и Турцию, из Украины — в Азию, Малайзию, Таиланд, из Гонконга — через Казахстан в СНГ и Европу и так далее. Как результат, мы сумели увеличить наш международный трафик в этом году, хотя на направлениях в СНГ, особенно в Россию, наши продажи пошли вниз».

Пассажиропоток «Эйр Астаны» в 2016 году, как сформулировали в компании, «составил немного меньше, чем в 2015 году». Для справки, в 2015‑м национальный авиаперевозчик сообщал о 3,86 млн пассажиров. У авиакомпании SCAT произошел небольшой прирост — она перевезла 1,27 млн пассажиров — почти столько же, сколько и годом ранее (1,21 млн). Еще около 200 тыс. перевез стартовавший в 2015‑м Qazaq Air, для которого минувший год стал первым полным годом на рынке. Появление еще одного участника на рынке внутренних перевозок привело к росту пассажиропотока по внутренним направлениям. Новичок, нацеленный на межрегиональные маршруты, в 2016‑м одним своим появлением поддержал казахстанский рынок авиаперевозок.

Онлайн и в кредит

Основным трендом рынка продаж авиабилетов является его все более активное перемещение в интернет. В 2016 году лидеры казахстанского рынка по онлайн-продаже авиабилетов, сервисы Chocotravel.com и Aviata.kz, продали, соответственно, в 2,5 и 4 раза больше билетов. Данные от Aviata.kz: в 2016м сервисом реализовано 292 тыс. билетов, при этом с июля 2016 года ежемесячно клиенты покупают около 30 тыс. авиабилетов. Средний чек на внутренние рейсы в 2015 году составил 19 216 тенге, а в 2016м — 24 243 тенге, билеты на международные рейсы в 2015 году обходились в среднем в 93 500 тенге, в 2016м — 98 245 тенге. Данные Chocotravel.com подтверждают: средний чек вырос незначительно — 54 730 тенге в 2016м против 54 679 тенге в 2015 году. Соотношение международных рейсов к внутренним, согласно статистике Chocotravel.com, — 63% и 37%. Самыми популярными направлениями в 2016 году среди международных рейсов стали Москва, Санкт-Петербург, Стамбул, Тбилиси и Дубаи. Среди внутренних лидерами стали Алматы, Астана, Актау, Шымкент и Актобе.

Кредитование авиабилетов через сервисы по онлайн-продаже также продолжает развиваться. Aviata.kz запустила такое предложение вслед за Chocotravel.com. По наблюдениям аналитиков последнего упомянутого сервиса, пассажиры предпочитают пользоваться рассрочкой, планируя отпуск. Средний чек по транзакциям в рассрочку в 2,3 раза выше, чем при покупке билетов по стандартной схеме.

Закинули LOT

Создать не только новые бизнесы, но и новые семьи смогут граждане Польши и Казахстана, уверен глава авиакомпании LOT Polish Airlines Рафал Милчарский. По его мнению, прямое авиасообщение между Астаной и Варшавой даст толчок не только экономическим взаимоотношениям двух стран, но бизнес все же будет на первом месте.

— Чем интересен авиакомпании LOT Polish Airlines рынок Казахстана?

— В Казахстане проживает почти 18 миллионов человек. Вы становитесь богаче и богаче, и вы тоже хотите летать и смотреть мир. В Польше живет 38 миллионов человек, которые также хотят летать. Вместе с ростом экономик увеличиваются объемы авиационных перевозок. Наш стратегический интерес заключается в том, чтобы развивать взаимоотношения между Польшей и Казахстаном. На данный момент многие польские фирмы инвестировали средства в Казахстан, причем успешно, но есть значительные возможности для того, чтобы увеличить взаимодействие и взаимную торговлю.

Польша считается лидером Центральной и Восточной Европы, Казахстан — лидером Центральной Азии. Поэтому есть смысл в том, чтобы соединить столицы этих двух стран, соединить рынки. Мы ожидаем, что многие бизнесмены и Казахстана, и Польши воспользуются услугами авиакомпании LOT. Кроме того, предполагаем, что казахстанцы захотят полететь в Польшу на отдых. Когда мы открываем новое авиасообщение в какой-то город или страну, это сразу же отражается на туризме — турпоток заметно увеличивается. Это происходило, когда мы открывали авиасообщение в Токио, Сеул. Надеемся, что и Казахстан посетит множество польских туристов. Вашему правительству не помешало бы провести какую-нибудь рекламную кампанию, чтобы выгодно представить Казахстан в Польше и Центральной Европе.

— С какой маркетинговой политикой польская национальная авиакомпания планирует заходить в Казахстан? Предложите ли, например, низкие цены?

— Может быть, у нас не самые низкие цены на рынке, но у LOT очень хорошее соотношение цены и качества, потому что у нас молодой флот самолетов. Конечно, мы будем предлагать то, что заинтересует казахстанцев, в том числе различные акции.

— Будет ли Варшава востребована у казахстанцев как конечный пункт путешествия или больше как хаб?

— Польские авиалинии LOT осуществляет полеты по 65 направлениям. Будут казахстанцы, которые прилетят в Варшаву. Будут и те, кто транзитом через аэропорт Варшавы отправится дальше, например в Лондон, Нью-Йорк или в Лос-Анджелес. Кроме того, из Варшавы вы можете слетать во Вроцлав, оттуда — в Краков и уже из Кракова — в Варшаву на борту авиакомпании LOT. Мы летаем во все крупные города Центральной и Восточной Европы. На мой взгляд, направлением Варшава — Астана будут пользоваться многие бизнесмены. В Астану они могут прибыть через Варшаву из Чехии, Венгрии или из Словакии. Причем для них это будет намного выгодней — раньше нужно было лететь на запад и уже оттуда в Астану, что намного дольше.

Интервью записал Асхат Ахметбеков

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Здоровье для избранных

Казахстанские банки из затяжного кризиса входят в этап трансформации

Люди и события

Микромир и макрокосм

В галерее «24 июня» открылась выставка «Живописный Дуэт» Игоря Гущина и Лидии Дроздовой

Люди и события

Диалог с четвертым измерением

В алматинском музее Каcтеева открылась выставка Сергея Калмыкова и состоялась презентация его персонального каталога

Политика и экономика

В ожидании энергосаммита

До министерской конференции по энергетике в Астане осталось меньше месяца