Медуслуги по-новому

Цель ФСМС — обеспечить население качественными медуслугами. Главными принципами работы системы здравоохранения станут оптимальность, конкурентность и предсказуемость

Медуслуги по-новому

Цель внедрения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в Казахстане — упрочить финансовую устойчивость всей системы здравоохранения страны. Это так называемая страховка на перспективу, ответ на возможные вызовы будущего и подушка безопасности казахстанцев, которые смогут избежать значительных внезапных финансовых трат на медицину. В интервью «Эксперту Казахстан» председатель правления Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Елена Бахмутова объясняет, почему новая система будет стимулировать казахстанское здравоохранение работать эффективнее прежнего.

В реальные сроки

— Елена Леонидовна, почему введение в Казахстане в действие закона об ОСМС, принятого еще в ноябре 2015 года, было отложено на полтора года? А если учесть, что основные нормы вводятся с 2018‑го, даже на два?

— Насколько я понимаю, для этого имеются свои весомые причины. В Казахстане существовала необходимость приведения в соответствие некоторых норм законодательства, в том числе связанных с бюджетным процессом. Сфера здравоохранения финансировалась не только за счет республиканского бюджета, но и за счет бюджетов местных исполнительных органов. И для того чтобы подготовиться к введению новой системы, ОСМС, необходимо было централизовать на республиканском уровне источники финансирования здравоохранения. Поэтому первоначально и было предусмотрено расширение сроков реализации этого проекта.

Вместе с тем в оригинальном законе о соцмедстраховании период внедрения норм о контрактировании услуг был иным. Изначально планировалось, что взносы начнут собирать с 1 января 2017‑го, а оплата медицинских услуг будет осуществляться с 1 июля. По сути дела, предполагалось введение двух разных форм контрактирования, причем с разницей в полгода. И это было бы не очень разумно. И, опять же, централизация расходов на здравоохранение на республиканском уровне была проведена только в бюджете 2017 года.

— Почему ФСМС начинает собирать взносы за полгода до запуска системы?

— Если вы взглянете на объемы финансирования в системе ОСМС, то собранные за полгода взносы не будут покрывать даже месячный объем оказания медицинской помощи. Другими словами, это тот самый запас, который в обязательном порядке необходим для того, чтобы осуществлять заказ и оплату медуслуг. В соответствии с законодательством взносы поступят на счет фонда после 25 августа. И этих взносов будет достаточно лишь для оплаты частичного объема медицинских услуг за январь, остальное будет поступать начиная с 1 января следующего года. К тому времени заказ на оказание услуг уже будет размещен, и мы должны начать платить медицинским организациям за медуслуги. Поэтому на самом деле никакого избытка в ресурсах у ФСМС нет.

— Насколько снизит расходы на медобслуживание населения введение ОСМС? Каким образом будут распределяться государственные средства и средства работодателей? Увеличится ли объем финансирования медицины?

— Первоначально предполагалось увеличение объема финансирования, однако в настоящее время в рамках подготовки пакета изменений в закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», который в ближайшее время должен быть внесен на рассмотрение парламента, поднимается вопрос о снижении тарифов. Важно найти разумный баланс между нагрузкой на работодателей, на бюджет и возможностями системы медицинского страхования. К сожалению, пока не могу говорить, о каких именно размерах ставок идет речь, поскольку законопроект еще не внесен в парламент.

Важно найти разумный баланс между нагрузками на работодателей, на бюджет и возможностями для системы медицинского страхования

И еще одно обстоятельство. Поскольку в настоящее время наблюдается не самая благоприятная экономическая ситуация, вероятно, наиболее правильным решением было бы найти разумный баланс между желанием увеличить расходы на здравоохранение и необходимостью дать компаниям возможность стабилизировать финансовую ситуацию, восстановить обороты, чтобы в дальнейшем они могли устойчиво генерировать доходы и платить как налоги, так и социальные отчисления, в том числе и взносы в ФСМС.

Снизит ли расходы населения на медобслуживание введение ОСМС? Я бы так вопрос вообще не ставила. Мировой опыт показывает, что система является устойчивой, когда на здравоохранение направляется не менее 3,5 процента от ВВП страны. В Казахстане, по самым скромным подсчетам, в перспективе до 2025 года на медицину будет расходоваться 2,2 процента. Кроме того, система считается сбалансированной, если доля расходов на медицинские услуги, которую население покрывает напрямую, из своего кармана, не превышает 20 процентов. В некоторых странах Европы данный показатель составляет менее 15 процентов. По последним оценкам, в Казахстане эта доля превысила 37 процентов. В этих условиях внезапное повышение расходов на здравоохранение приведет к тому, что, мягко выражаясь, планировать этот показатель станет невозможно.

Именно поэтому целесообразность введения обязательного социального медицинского страхования связана главным образом с обеспечением финансовой защиты населения. Заболевание — это страховое событие, которое наступает, как правило, внезапно. Важно, чтобы люди не сталкивались так же внезапно и с расходами на лечение. Смысл внедрения системы ОСМС именно в этом.

Наш фонд будет выступать единым заказчиком медицинских услуг, единым плательщиком за них. Именно эта идея была заложена в последние поправки в действующее законодательство по обязательному соцмедстрахованию, которые были приняты парламентом. Согласно им фонд выступает заказчиком не только по обязательному пакету медицинской помощи, но также и по гарантированному объему, который финансируется из республиканского бюджета.

— Зачем это было сделано?

— Одни и те же медицинские организации оказывают те или иные услуги, соответственно, процессы должны быть унифицированы, стандартизированы, тарифы также должны быть едины. При этом тарифы должны стимулировать оказывать как можно больше услуг. Поэтому не будет разделения средств на принятые от населения, от работодателей и на взносы от самих работников. Все это является в моем понимании страховой премией. Если премия выплачивалась, то вне зависимости от источников финансирования конкретное физическое лицо в ОСМС имеет право получить медпомощь.

— В законе установлен размер дохода, с которого будут уплачиваться взносы в ФСМС, однако там ничего не говорится о самозанятых. Какова их роль в системе?

— Данная категория населения по действующим нормам оказалась вне системы ОСМС. Именно поэтому при обсуждении проекта закона и зашла речь о необходимости полностью включить эту категорию населения в систему. Актуальный проект закона призван детализировать категории граждан, в том числе граждан, за которых взносы уплачивает государство, и иных лиц, не охваченных ОСМС. К категории иных лиц может быть отнесена неактивная рабочая сила — домохозяйки и те, кто не зарегистрирован в качестве индивидуальных предпринимателей. Они так же, как и остальные, должны будут уплачивать взносы, исчислять и перечислять которые будут самостоятельно — через e-gov, «Правительство для граждан». Что касается суммы взноса, сейчас мы говорим о 5 процентах от размера минимальной зарплаты.

Поиски оптимума

— Пожалуй, главное, что беспокоит население, — качество оказываемых ему медицинских услуг. В развитых странах именно страховые компании становятся такими контролерами качества лечения, адекватности его стоимости, как, впрочем, и цен на выписываемые лекарства. Каким образом ФСМС будет участвовать в контроле качества лечения, будет ли проверяться, как потрачены деньги?

— Фонд социального медицинского страхования выступает прежде всего заказчиком медуслуг. С организацией, которая будет оказывать медицинские услуги, будет заключен договор. Разумеется, для того, чтобы говорить о исполнении договора, должен быть обеспечен мониторинг как объемов, так и качества оказываемых услуг. Надо сказать, что сегодняшняя система оплаты медуслуг уже предполагает процессный контроль качества. Дополнительно существует госконтроль, который осуществляет Минздрав. Фонд, будучи основным заказчиком, намерен и заказывать, и контролировать, и осуществлять мониторинг медицинских услуг в соответствии с договорами. Не только сбор премий, но и мониторинг услуг в списке ключевых задач ФСМС.

— Признаются ли ФСМС частные медицинские учреждения наравне с государственными? В действующем законе говорится о том, что участник системы ОСМС вправе выбрать медучреждение, в котором хотел бы лечиться. Но зачастую, особенно в глубинке, у него просто нет выбора, потому что в его районе может быть расположена всего одна поликлиника.

— Даже в существующей системе гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) участвуют частные медицинские организации, и это провозглашено в качестве одного из ее принципов. В системе ОСМС также в качестве одного из принципов будет внедряться данное равенство: вне зависимости от формы собственности медорганизации будут иметь право на оказание ГОБМП и на участие в системе ОСМС. В соответствии с действующей нормой законодательства все граждане Казахстана имеют право на выбор медицинской организации. Это положение реализовано в разных формах — при оказании населению первичной медико-санитарной помощи, амбулаторно-поликлинической помощи.

В ситуации с жителями сельской местности все зависит от развитости сети медучреждений. По моему мнению, сеть должна быть оптимальной. Избыточная сеть — это распыление финансовых ресурсов. Например, приобретая дорогостоящее оборудование, мы должны быть уверены, что оно используется эффективно, на полную мощность. Если оно работает один час в день, то это излишняя трата ресурсов. Второе — для работы на таком оборудовании врач должен иметь надлежащую квалификацию и постоянно повышать ее, а это тоже расходы. Мы должны руководствоваться принципом оптимальности задействованных как человеческих, так и материальных ресурсов.

Необходимо с самого начала понимать, что источники в системе медицинского страхования ограничены, они прогнозируемы, и поэтому мы будем заказывать медицинские услуги только в пределах тех ресурсов, которыми располагает система. И если строятся частные учреждения, допустим, в расчете на то, что они будут получать ресурсы напрямую от населения или через добровольное медицинское страхование, пожалуйста, это их выбор. Но для системы обязательного социального медицинского страхования емкость рынка должна быть оптимальной.

— Пенсионеры должны обеспечиваться медицинскими услугами бесплатно. Это справедливо и принято во многих странах мира. Но именно эта категория граждан составляет большую часть пациентов. То же самое — с многодетными матерями и беременными женщинами, которым чаще других приходится обращаться в поликлиники. Не окажется ли так, что медучреждения под разными предлогами будут отказываться от оказания услуг этим людям? Будет ли это контролироваться и кем?

— В модели ОСМС у медицинских организаций нет никаких причин отказываться от этих категорий населения. Страховая премия уплачивается всеми участниками не в одном и том же объеме, а по принципу социальной справедливости: от большего дохода берется больший взнос. За льготные категории населения, в числе которых пенсионеры и дети, будет платить государство по заранее известным ставкам. Все это уже заложено в соответствующих тарифах при планировании медицинской помощи. В частности, в комплексном подушевом нормативе на оказание амбулаторно-поликлинической помощи учитывается в числе прочего историческая стоимость лечения различных категорий населения. И если, допустим, стоимость лечения лиц пожилого возраста выше, значит, это отражено и в подушевом нормативе.

Собиратель, но не инвестор

— Законодательно система ОСМС обособлена от страхования в целом. Значит ли это, что медицинское страхование, осуществляемое страховыми компаниями, не будет признаваться медицинскими учреждениями наравне с ОСМС? Как отразится обязательное соцмедстрахование на добровольном страховании?

— Я не понаслышке знакома со страхованием, и я не разделяю существующую в обществе точку зрения о том, что система ОСМС якобы не является страхованием. Да, в действующем законе не употребляется понятие «застрахованный», но по сути система ОСМС — это система страхования. Человек уплатил премию либо за него уплатили премию, и он получает право на компенсацию затрат на медпомощь по заранее оговоренным пакетам в случае возникновения страхового события. Единственное отличие состоит в том, что этот вид страхования является социальным: как я уже говорила, те, кто располагает большим доходом, платят большие взносы.

Частные страховые организации будут работать так же, как они до настоящего времени и функционировали — в рамках действующего закона о страховании. Частное добровольное медицинское страхование как вид будет востребовано и в будущем. В этой системе могут участвовать как частные, так и государственные медицинские организации, если им это разрешено.

Но важно, чтобы участники рынка добровольного медицинского страхования, как и любые другие страховые организации, осуществляющие свою деятельность на финансовом рынке страны, понимали потребности сегодняшнего рынка. И если сегодня зачастую услуги в рамках добровольного медстрахования практически аналогичны пакету ГОБМП, то, вероятно, в будущем пакет добровольного страхования будет больше. И это, скорее всего, будет за пределами систем ОСМС и ГОБМП. Если кто-то хочет получить услуги без очереди или в какой-то известной клинике — пожалуйста, это тоже возможно. На мой взгляд, добровольное медицинское страхование будет развиваться, но оно, естественно, должно принимать во внимание и развитие системы ОСМС, и, наверное, изменившиеся приоритеты категорий застрахованных. Противоречий в работе двух систем я не усматриваю.

— Принцип работы ФСМС похож на ЕНПФ: сбор взносов, их инвестирование и существование за счет комиссионных взносов. Вы руководили Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Насколько успешной, на ваш взгляд, окажется инвестиционная деятельность фонда? Если ЕНПФ инвестирует на определенных условиях, в частности, под высокую доходность, будет ли делать то же самое ФСМС? 

— Деятельность фонда только на первый взгляд похожа на деятельность ЕНПФ. Для ЕНПФ инвестиционная деятельность основная. Правда, ЕНПФ собственно инвестиционную деятельность по пенсионным активам не осуществляет, этим занимается Национальный банк РК. Наша деятельность сходна в первой части — в сборе. Основная деятельность ФСМС — это заказ и оплата медицинских услуг для населения. Если оценить, какой объем времени займет сбор взносов в процентах от остальной нашей деятельности, то это примерно одна пятая часть. Остальное — все что связано с медицинскими организациями: заказ, размещение, контроль, лекарственное обеспечение и так далее. Деятельность ФСМС более многоплановая, чем деятельность ЕНПФ.

В Фонде соцмедстрахования, опять же в отличие от пенсионной системы, не планируется осуществлять накоплений, аккумулирования: практически весь объем собранных взносов и отчислений будет расходоваться в этом же календарном году на оказание медицинской помощи. Правда, по закону у нас имеется резерв, который должен составлять, по сегодняшним проектам, не менее трех процентов от активов фонда. Только эта часть будет управляться Национальным банком и вкладываться в ограниченный перечень финансовых инструментов, который уже установлен постановлением правительства РК. Сам ФСМС никакой инвестиционной деятельностью заниматься не будет.

— Особенность фонда в том, что это не просто учреждение, аккумулирующее и распределяющее средства, а важнейшая часть медицинского обеспечения. Как фонд намерен влиять на развитие медицины в стране и должен ли он это делать?

— Фонд является оператором системы обязательного социального медицинского страхования в Казахстане. ФСМС — это инструмент, который будет выявлять существующие в отрасли проблемы и предлагать варианты разрешения этих проблем. Речь идет в том числе о развитии таких направлений, как качество и доступность медицинской помощи, контрактирование услуг, развитие конкурентной среды, которая будет способствовать росту качества оказываемых медуслуг. Мы также будем поддерживать оптимизацию сети медучреждений. Это тот инструментарий, которым располагает ФСМС и который, безусловно, будет направлен на оптимальное развитие всей системы здравоохранения и предоставления доступной качественной медицинской помощи казахстанцам. Но политикой в сфере здравоохранения фонд заниматься не должен, ею будет заниматься профильное ведомство — Министерство здравоохранения и социального развития.

При этом в своей деятельности мы, безусловно, намерены очень тесно сотрудничать по всем вопросам с нашим профильным министерством, а также с местными исполнительными органами. В соответствии с действующим законодательством, местные исполнительные органы по-прежнему призваны обеспечить сеть и организацию медицинской помощи на местах. Поэтому я полагаю, что залог успеха кроется не в том, чтобы на кого-то переложить чьи-то функции, а в том, чтобы сообща выявлять проблемы и решать их, действуя превентивно и максимально предсказуемо. Вообще, мой принцип — максимальная предсказуемость. От предсказуемости, доступности, конкуренции выигрывают все участники системы: и поставщики услуг, и потребители, и регулятор.

Статьи по теме:
Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова

Люди и события

Восточные мудрецы и восточные красавицы

После долгого перерыва в Кастеевке возобновил свою работу зал искусства Востока