Время сделать техповтор

Почему новое президентское послание сформировано в основном из старых тезисов?

Время сделать техповтор

Традиционная форма подачи президентского послания, согласно которой глава государства обращается к депутатам, а в их лице к народу Казахстана, трансформировалась по мере изменения политической целесообразности.

Чтобы подчеркнуть всю важность стратегии «Казахстан-2050», было решено выйти за стены парламента: в итоге программу долгосрочных действий Нурсултан Назарбаев презентовал в астанинском театре оперы и балета. В конце 2014‑го в преддверии президентских выборов традицией пожертвовали еще раз. Послание «Нурлы жол — путь в будущее», ставшее, по сути, предвыборной платформой Назарбаева на выборах-2016, было зачитано на расширенном заседании политсовета партии «Нур Отан». Поскольку нуротановцы представляют в парламенте большинство, формальность была соблюдена: документ был презентован перед большинством депутатов нижней и верхней палат парламента.

Смена технологического уклада меняет бизнес - модель, которая требует меньше рабочих рук

В этом году впервые президент не зачитывал послание перед аудиторией, а опубликовал его в СМИ. Что же помешало главе государства выступить с обращением как обычно? Этот вопрос волнует всех, пожалуй, даже больше, чем содержание послания. А документ — явно не самый сильный в ряду последних посланий. Структура вызывает ощущение незаконченности документа. В послании нет идеологических концептов вроде «мәңгілік ел», «нация единого будущего», «общество всеобщего труда», без которых не обходится ни одна доктрина последних трех лет. Возможно, этим вызван слабый интерес к посланию со стороны политологов.

Но поскольку послание — политический документ, определяющий работу государственной машины как минимум на год, то оно по-прежнему достойно внимания. В том смысле, что каждый тезис документа трансформируется в поручение правительства, а каждое поручение правительства — в статью республиканского бюджета.

Есть у модернизации начало

С кризисного 2008‑го обращение президента к народу неизменно начинается с алармистских ноток. В этом смысле последнее обращение главы государства к народу не стало исключением. Разница лишь в вызовах, которые меняются из года в год. Если в 2016 году лидера нации тревожила новая эпоха, в которой нет места высоким нефтяным котировкам, мировая экономика замедляется и повсюду идут военные конфликты, то в нынешнем — эта самая новая эпоха предстала в совершенно другом обличии. Теперь речь идет о четвертой промышленной революции, которая «приведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых».

Трансформация, которую несет собой четвертая промышленная революция, формирует ключевой тезис послания-2017. В мире радикально меняется технологический уклад, и чтобы не оказаться у разбитого корыта, необходимо бросить все силы на реализацию в стране третей модернизации.

Формула Модернизации 3.0 состоит из пяти слагаемых: ускоренная технологическая модернизация экономики, улучшение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, повышение человеческого капитала и институциональные преобразования. Работа по всем этим направлениям, по мнению Нурсултана Назарбаева, поможет осуществить третью модернизацию.

Об угрозах, которых несет в себе смена технологического уклада, президент говорит не в первый раз. В послании «Стратегия “Казахстан-2050” — Новый политический курс состоявшегося государства», с которым Нурсултан Назарбаев выступил в конце 2012‑го, с тревогой ожидается третья (!) индустриальная революция — идея экономического и социального теоретика Джереми Рифкина, которая была в то время в ходу. Чтобы встретить эту революцию с достоинством, президент предложил с помощью нацкомпаний стимулировать экономику будущего, куда отнес цифровые и нанотехнологии, робототехнику, регенеративную медицину.

В послании-2017 сектора экономики будущего, о которых шла речь в стратегии «Казахстан-2050», отсутствуют как явление. На этот раз под ускоренной технологической модернизацией понимается не создание отраслей «умной экономики», а повышение производительности труда с помощью роботизации и использования big data.

Ключевым словом в послании является «культивировать». Президент предлагает культивировать новые индустрии, к которым причисляет 3D-принтинг, онлайн-торговлю, мобильный банкинг, цифровые сервисы. Трезвая оценка своих возможностей отражается в подходах к ускоренной технологической модернизации — мы должны встроиться в глобальную цепочку производства товаров и услуг, в первую очередь за счет привлечения транснациональных компаний.

В прошлом году Нурсултан Назарбаев посетил 15 стран, в том числе Южную Корею, Японию, Саудовскую Аравию и Китай. Целью большинства поездок было привлечение в страну инвестиций и крупнейших ТНК. Пока что откликнулись только китайские компании. «Договоренности с китайской стороной достигнуты. Объекты обозначены. Нужно конкретно работать. Это будут современные производства с созданием порядка 20 тысяч новых рабочих мест для казахстанцев. На сегодня начата реализация шести проектов, а два проекта уже запущены. Один из них — завод по крупноузловой сборке гибридных и полностью электрических автомобилей JAC. Поручаю проработать вопрос дальнейшего развития производства электромобилей с экспортной ориентацией, предусмотрев создание необходимой инфраструктуры», — заявил г-н Назарбаев.

Если этим планам не помешает китаефобия казахстанцев, ставшая ключевым катализатором земельных митингов весной прошлого года, одной из главных вех перехода страны к Индустрии 4.0 станет крупноузловая сборка электромобилей китайского бренда JAC на казахстанской площадке. Правда, могут возникнуть трудности с экспортом: Узбекистан огородился высокими пошлинами; в Кыргызстане слабый платежеспособный спрос; в сторону Поднебесной нам смотреть пока незачем. Китайские предприниматели жаждут воспользоваться евразийским окном и экспортировать электромобили в Россию. Учитывая, что за все годы пребывания Казахстана в ЕАЭС местные автопроизводители завезли в Россию не более сотни новых автомобилей, эта цель оказывается также туманной.

Вкалывают роботы — несчастен человек

О четвертой технологической революции в мире заговорили после выступления швейцарского экономиста Клауса Шваба на прошлогоднем форуме в Давосе. По его мысли, драйвером первой промышленной революции стала паровая машина, запустившая механизированное производство. Основа второй революции — электричество, которое дало возможность массового производства. Сердце третьей революции — электроника, позволяющая автоматизировать все сферы экономики. Базой четвертой революции является интернет. Его проникновение во все сферы хозяйства обеспечило цифровизацию физических активов, что дает возможность соединить их в отдельную виртуальную экосистему. Прибавьте сюда развитие роботов, искусственного интеллекта, распространение big data, и мы получаем роботизированные фабрики, управляемые на расстоянии с помощью интернета вещей.

Несомненным плюсом Индустрии 4.0, по выражению основателя PayPal Питера Тиля, является возможность создавать больше благ меньшими ресурсами. Смена технологического уклада меняет бизнес-модель, которая требует меньше рабочих рук. Примеры того, как работает промышленность в эпоху после четвертой революции, уже немало. Горнодобывающая корпорация Rio Tinto внедрила на одном из австралийских месторождений дистанционное управление самосвалами и планирует заменить все обычные поезда, работающие в карьерах, на автоматические. Производитель электроники Foxconn еще в 2015 году заменил 60 тыс. рабочих роботами. На подходе технологическое решение Дубайского дорожно-транспортного ведомства, которое планирует к 2030 году перевести 25% городского транспорта в беспилотный режим.

Как любит подчеркивать Нурсултан Назарбаев, от глобализации не убежать. И вместе с благами, которые несет Индустрия 4.0, нам следует ожидать трудностей. «С внедрением новых технологий в традиционных отраслях будут высвобождаться трудовые ресурсы», — заявил президент.

Как и куда эти ресурсы распределять — ответ давно известен. Каждое крупное предприятие вместе с местной администрацией, считает президент, должно разработать дорожную карту, в которой будут предусмотрены совместные инвестиции в переподготовку сокращаемых работников и их дальнейшее трудоустройство. Однако навязать партнерство этим сторонам будет непросто. Повышение производительности в большинстве секторов отечественной промышленности напрямую связано с сокращением рабочей силы — в этом заинтересованы крупные компании. Местные власти под давлением центра стремятся сохранить и увеличить количество рабочих мест. Противоречие решается, если динамика появления новых трудоемких ниш и предприятий и темпы высвобождения рабочей силы приблизительно равны. В действующей системе решение административное: раз появление новых рабочих мест затруднено, то и сокращение их нужно жестко контролировать.

Главный фактор

Третья модернизация — это не только новый взгляд на вещи, но и другие подходы к решению экономических, политических, технологических и социальных задач. Для этого нужны люди с новыми знаниями и компетенциями. Поэтому президент не забыл и о таком направлении, как улучшение качества человеческого капитала. Это справедливо: без умных людей инвестиции в высокотехнологические отрасли бесполезны. Но озабоченность вызывает схематичное представление о человеческом капитале, которое в послании толкуется как образование плюс здоровье нации.

Однако человеческий капитал формируется не только инвестициями в эти сферы, но и благоприятной средой для жизни. «Креативному классу» (многие критически относятся к этому термину, но именно таким видится движущий класс Индустрии 4.0) необходимо не только обеспечить сносные условия труда и хорошую зарплату. Ему важно свободно коммуницировать с коллегами за рубежом, он склонен постоянно искать новый опыт и менять страну проживания, для него неприемлемы системы, где он постоянно сталкивается с коррупцией и непотизмом.

Схематичное определение человеческого капитала задает технократический подход для развития образования. Согласно ему правильные учебные программы развивают «способности критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». Где в этой схеме место учителей, зарплаты которых много ниже средних по стране, непонятно. Отбор в педагогический корпус при такой зарплатной шкале явно не положительный.

Сюда стоит добавить другую проблему, о которой глава государства ничего не сказал. Ожидается острая нехватка учителей. По оценке центра прикладных исследований «Талап», в 2020 году в школах будут учиться на 700 тыс. детей больше, чем сейчас. Одним лишь увеличением числа грантов на педагогические специальности проблему решить вряд ли удастся.

Старый добрый Кейнс

На первом (ускоренная технологическая модернизация) и четвертом (улучшение качества человеческого капитала) приоритетах концептуальная часть послания заканчивается.

Тезисы оставшихся трех приоритетов (улучшение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, институциональные изменения) звучали под разным соусом в предыдущих обращениях президента к народу. Это может быть как свидетельством того, что каждое новое послание — это уточнение долгосрочной стратегии, а не набор популистских решений, так и аргументом, что качеством работы правительства в рамках этой стратегии президент не вполне доволен. Это касается программ и мер, связанных с индустриализацией, внедрением инноваций, повышением производительности труда, привлечением инвестиций.

За скобками можно оставить лишь ответ правительства кризису — программу «Нурлы жол». «В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4 400 километров автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 километров с поэтапным внедрением платности». В кризисном 2016‑м госинвестиции в дорожные работы стали, пожалуй, главным драйвером для строительного сектора, который показал самый высокий рост (7,9%) среди других отраслей экономики РК.

Кейнсианский рецепт пришелся по вкусу кабмину, поэтому в этом году стартует еще одна программа, разработанная на принципах этой макроэкономической теории, — «Нурлы жер». Она направлена на стимулирование строительства жилья в основном через строительство инфраструктуры за государственный счет, а также субсидирования кредитов застройщикам и ставок по ипотеке для населения. Таким образом вектор направления основной массы государственных расходов несколько скорректировался.

Послание работает по следующей схеме: если в нем президент дает свою высочайшую отмашку какой-либо инициативе, то Минфин непременно изыщет денежные средства, и даже силы, не заинтересованные в реализации этой инициативы, не станут препятствовать. В этом смысле любое послание президента фиксирует то, чьи интересы взяли верх.

Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев в ноябре прошлого года рассказал, что ведомство разрабатывает новую госпрограмму «Цифровой Казахстан». Ее реализация, заверил тогда чиновник, позволит получить 1% прироста в секторе информационно-коммуникационных технологий. Президент в обращении к народу Казахстана поддержал эту инициативу.

Уже на следующей неделе после оглашения послания г-н Абаев, ссылаясь на главу государства, поручил департаменту информации МИК РК внести проект программы «Цифровой Казахстан» на рассмотрение правительства. Любопытно, планируемая отдача от программы выросла — ожидается увеличение веса сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП до 4,7% к 2020 году против 2,6% по итогам 2015‑го.

«К 2018 году мы должны охватить цифровым вещанием 95 процентов населения страны. Поручаю холдингу “Зерде” обеспечить в 2017 году строительство и ввод в эксплуатацию 244 радиотелевизионных станций», — заявил г-н Абаев. Следует ожидать, что в предстоящем году инвестиции в сектор заметно вырастут в том числе благодаря капвложениям квазигосударственных компаний.

Корпорация «Феникс»

В 2015 году президент, критикуя «Самрук-Казыну», «КазАгро» и «Байтерек» за их неэффективность, предложил преобразовать их в небольшие по численности организации. Тема трансформации институтов развития получила свое развитие в послании-2017. «Самрук-Казына», по президентской задумке, должен стать высокоэффективным, компактным и профессиональным. Качество менеджмента и корпоративного управления должно подтянуться до международного уровня. Роль «Байтерека» и «КазАгро», в свою очередь, должна сузиться до оператора госпрограмм.

Здесь уместно вспомнить разговор двухлетней давности Нурсултана Назарбаева с Умирзаком Шукеевым, председателем «Самрук-Казына». Г-н Шукеев попросил для себя больше полномочий, чтобы сократить зарубежные представительства нацкомпании. «Тебя не слушают?», — удивился президент. «Меня не то чтобы не слушают, но я, например, по представительствам год назад вынес решение правления, но по разным причинам эти представительства до сих пор не закрываются, — отчитался глава “Самрук-Казыны” и добавил: Там много интересов, просто мне одно слово ваше нужно, и все».

То же самое, пожалуй, можно сказать в отношении трансформации «Байтерека» и «КазАгро». Следует предположить, что реорганизация нацкомпании затягивается по простой причине — в сжимающейся как шагреневая кожа экономике РК не хватает рабочих мест топовым менеджерам с западным образованием и связями.

На этот раз трансформация должна завершиться успехом, поскольку открываются новые вакансии. В ответ на предложение президента разработать экспортную и инвестиционную стратегии создаются две новые национальные компании: одна будет заниматься продвижением казахстанских товаров на заграничных рынках, вторая — привлечением зарубежных инвестиций. И это несмотря на прозвучавшее в послании: «Практика, когда мы создавали юридические лица под каждую программу или поручение, должна быть прекращена».

В обратную сторону

Семь лет назад президент в своем обращении к народу с оптимистическим названием «Новое десятилетие — Новый экономический подъем — Новые возможности Казахстана» потребовал от бюрократии сократить издержки бизнеса, связанные с регистрацией и ведением предпринимательской деятельности.

Эту задачу президент поставил и на этот раз. «Процессы оказания госуслуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующиеся процедуры. При этом нужно перевести их оказание полностью в электронный формат, без обязательного физического присутствия. Кроме того, существующая регулятивная нагрузка на бизнес несовместима с задачей создания новой модели роста. Перед правительством и акимами ставлю задачу — разработать к 1 июля текущего года системные меры по дерегулированию бизнеса», — говорится в послании-2017.

«За последние десять лет количество ежегодно принимаемых нормативно-правовых актов возросло более чем в четыре раза. Только за 2016 год принято шесть тысяч различных актов, которые регламентируют бизнес. В целом по республике контрольно-надзорные функции осуществляет 61 ведомство», — заявил Нурсултан Назарбаев.

«Правительство рапортует, что отменены плановые проверки, внедрены новые системы управления рисками, госуслуги переводятся в электронный формат, однако фактического сокращения численности сотрудников и проверяющих органов не происходит. Мы же сократили, почему чиновники сидят там же, где мы сократили? Это просто какое-то удивительное саморазмножение! Проверяющих сокращаем, количество чиновников остается — чудо», — недоумевал глава государства.

Президент собирается решить проблему мягкой силой. Он предложил создать рейтинг регионов и городов по легкости ведения бизнеса. Более того, лидер нации указал акимам и правительству, как это сделать — на основе методик Всемирного банка. И чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки даже посулил награду: «Для лучших мы учредим специальную премию. Вручать ее будем раз в год, в День индустриализации».

Забытое поручение

Даже очень критичный наблюдатель не может не признать, что послания президента Казахстана, как правило, очень добротные документы с весьма своевременными идеями. Беда с реализацией этих идей, конвертируемых в дальнейшем в поручения. Раз послание-2017 оказалось миксом из идеи, тезисов и поручений предыдущих президентских посланий, то стоило бы добавить предложение, озвученное Нурсултаном Назарбаевым в самом первом обращении к народу Казахстана.

«Начиная со следующего года, наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос — насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности», — предложил президент в 1997 году.

Если Нурсултан Назарбаев имел в виду публичные отчеты о результатах работы правительства в целом, отдельных ведомств, а также местных исполнительных органов, то исполнительная власть не выполняет это поручение вот уже 20 лет.

Читайте редакционную статью: Четвертый приоритет, седьмое направление

Статьи по теме:
Казахстан

Обеспечение устойчивого развития энергетики

Краткие итоги министерской конференции и восьмого международного форума

Казахстанский бизнес

Инвестиции без заразы

Неблагоприятная эпизоотическая ситуация может поставить крест на капиталовложениях животноводческих ферм РК

Тема недели

Опасные цифровые связи

В области кибербезопасности уровень подготовки государства, бизнеса и общества не соответствует уровню угроз. Ситуацию должен изменить «Киберщит»

Казахстан

Лизинг на первой скорости

Лизинговый механизм, идеально подходящий для обновления основных средств, в РК работает слабо. Двигателем рынка остается господдержка