Молодая поросль

Пока действительно крупные компании, не имеющие советских корней, возникли лишь в финансовом секторе

Молодая поросль

Большинство крупнейших компаний Казахстана, которые представлены в рейтинге, появились еще в советские времена. Это наследие составляет основу крупного бизнеса страны. Однако на сегодняшний день в списке «Эксперт-100» уже сформировался значительный пласт предприятий, созданных с нуля за годы независимости и не имеющих в своей основе советских активов. Это компании, которые возникли в период рыночной экономики и, успешно развиваясь, вошли в число крупнейших в Казахстане. Такие предприятия формируют сектор новой экономики. Своим существованием они демонстрируют возможность или невозможность развития бизнеса в стране, и от скорости расширения этого сегмента будет во многом зависеть уровень роста казахстанской экономики и степень ее диверсификации.

В общем рейтинге нашлось 36 компаний, которые можно отнести к сегменту новой экономики. При этом большая их часть — казахстанские предприятия, которые контролируются отечественными бизнесменами, иностранного капитала здесь не так много. Это уже достаточно большая доля, хотя эти компании генерируют только около 10% совокупного объема реализации всех участников рейтинга. Несмотря на заметное число представителей, сегмент новой экономики достаточно концентрирован. Почти половина относится к финансовому сектору. Промышленность и машиностроение в этом списке занимают только пятую часть. Следующие по численности отрасли — торговля (11%) и телекоммуникации (8%). Для сравнения, в общем «Рейтинге-100» на финансовый сектор приходится только порядка 18% (хотя некоторые финансовые институты входят также в состав холдингов), а половина списка — это все же предприятия промышленности.

Как отмечает начальник управления макроэкономического развития и социальной сферы ЦМАП Бауыржан Турлубеков, другой объективной причиной может быть нехватка инвестиций для создания промышленных предприятий с нуля. Следует признать, что в Казахстане еще продолжается период накопления частного капитала, массовое создание новых предприятий еще впереди. Поэтому и приходится говорить о том, что почти девяносто процентов предприятий промышленности и машиностроения из сотни крупнейших компаний Казахстана функционирует на основе советских активов. При этом практически все представители финансового сектора появились уже в годы рыночной экономики.

Показательно, что из 100 крупнейших компаний страны 13 — банки, 12 из которых относятся к сегменту новой экономики, т.е. речь идет ровно о трети. Банки дают 47% доходов новой экономики. При этом помимо банков здесь присутствуют страховые, инвестиционные компании и пенсионный фонд. Именно это русло выбрала казахстанская новая экономика в качестве приоритетного. Во время перехода к рынку банковский сектор переживал взрывной рост. Если в 1991 году в Казахстане было 72 банка, то уже в 1995 их было более 170. Последующая работа регулирующих органов по укрупнению коммерческих банков привела к тому, что сегодня их только 39. Тем не менее до начала кризиса этот сегмент экономики был одним из самых прибыльных и быстрорастущих в стране (хоть при этом и собрал значительные риски), что объясняет его текущую долю в структуре новой экономики.

Новый рынок

Одним из ярких представителей новой экономики является отрасль связи, которая получила динамичное развитие уже в конце девяностых — начале двухтысячных, продолжает довольно бурно расти в настоящее время и при этом сохраняет потенциал роста на ближайшие годы. Безусловно, важным драйвером телекоммуникационного рынка является сотовая связь, которой в советское время просто не существовало. За девять месяцев текущего года казахстанские предприятия связи оказали услуг на сумму 405 млрд тенге, из которых 55% — доходы операторов мобильной связи. Номинальное число абонентов в этом сегменте, по данным статагентства, — 23,5 млн. Это услуги, которые потребляются регулярно практически всеми жителями страны.

В рейтинг попал также «KazTransCom» — один из конкурентов доминирующего оператора связи «Казахтелекома» на его основном рынке кабельной инфраструктуры, в том числе магистральной. Исторически работая в основном с сырьевиками в западных областях Казахстана, «KazTransCom» сегодня строит сеть и в других регионах, выходя на полноценный национальный уровень. Но это как раз пример того, как сложно конкурировать с советским наследием. Если бы «Казахтелеком» входил в рейтинг самостоятельно, он бы занимал примерно 16-ю позицию среди крупнейших компаний страны, в то время как «KazTransCom» занимает только 66-ю строчку.

А вот, например, с информационными технологиями все достаточно печально. Сектор в списке новой экономики представлен единственной, хоть и устойчиво растущей, компанией — АО «Логиком», которая занимается в основном продажей компьютерной техники.

«В перспективе пяти лет, можно полагать, акцент государственной поддержки новых предприятий будет на инновационно-ориентированных компаниях, — отмечает Бауыржан Турлубеков. — Как показывают данные финансово-хозяйственной деятельности, чистая прибыль большинства предприятий новой экономики небольшая (в среднем 30 млн долл.) — это пока несопоставимо с показателями других крупнейших компаний (с советскими активами) и многомиллиардными прибылями транснациональных корпораций. Объемы продаж также невелики (236 млн долл. в среднем), много убыточных. Но уже по объемам продаж и прибыли выделяются предприятия в сфере телекоммуникаций и связи. Вероятно, именно в этой и смежных сферах экономики и следует усматривать потенциал для роста».

В другой раз

Потребительский бум, который сопровождал рост экономики, привел к появлению перспективных предпринимательских инициатив в области ретейла. В частности речь идет о таких компаниях, как «Меломан» и Mega Center Management. «Меломан» специализируется на производстве и продаже аудио- и видеопродукции, книг, бытовой электроники и сопутствующих товаров. Кроме того, компания владеет единственным предприятием в Казахстане и Средней Азии по производству оптических носителей (CD, DVD). В прошлом году ее доходы выросли на 27,9%. «Mega Center» представлен сетью торгово-развлекательных комплексов. Кроме того, в список крупнейших компаний страны вошел продавец канцелярских товаров «АБДИ Компани». Эта компания возникла практически на пустом рынке, на котором в постсоветский период не было крупных игроков, и заняла доминирующее положение. Тот факт, что эти компании входят в сотню крупнейших, уже говорит о том, что их объемы реализации значимы для экономики. И при этом они продолжают демонстрировать хорошие темпы роста. Однако, несмотря на продолжающуюся положительную динамику доходов, компании демонстрируют слабые показатели чистой прибыли — кризис затронул сектор торговли самым непосредственным образом.

Сектор промышленности тем временем развивается довольно слабо. Из всех областей промышленного производства в новой экономике нашлось только шесть компаний. Самые крупные из них относятся к нефтегазовому сектору. Следующие по объемам реализации — пивовары, причем иностранные, «Эфес Караганда пивоваренный завод» и Carlsberg Kazakhstan. Также сектор представлен АО «Казахстан Кагазы», пищевиками «Беккер и К» и не так давно появившимся в машиностроении «Азия Авто». Так что новая экономика демонстрирует пока довольно слабые попытки перейти к развитию производственного сектора.

«В финансовом секторе в советское время предприятий практически не было. Здесь была свободная ниша. При этом в рыночной экономике без финансового сектора существовать нельзя, — рассказывает генеральный директор АО СП «Белкамит» Павел Беклемишев. — Так что активное развитие этого сектора вполне объяснимо. И понятно, что финансовые институты должны быть достаточно крупными, чтобы обслуживать нужды экономики. Нет ничего удивительного в том, что появилось много крупных банков. Здесь нужно было заместить государственный сектор на частно-рыночный. Промышленные предприятия сосредоточены в основном в добывающем сегменте. Это фундаментальный сектор, требующий больших затрат. И новым компаниям довольно трудно конкурировать с гигантами, созданными в советское время. В перерабатывающем сегменте есть интересные проекты, но они, по всей видимости, просто еще не доросли до сотни — это требует времени. Новым предприятиям будет сложно тягаться по оборотам с такими компаниями, как ENRC, “Казахмыс”, “АрселорМиттал Темиртау” и др.». При этом, как отмечает г-н Беклемишев, крен в сырьевую направленность (где существуют основные крупные предприятия) вызывает определенное беспокойство, но при этом будет достаточно сложно его изменить.

Компании, созданные в советское время, это, как правило, монополисты и доминирующие игроки на рынках. И достичь таких объемов, создавая компанию с нуля на основе частного капитала в рыночной экономике, это действительно большая задача. При этом едва ли можно ожидать, что появятся компании, готовые бросить вызов советским гигантам. Скорее создания сильных предприятий новой экономики можно ожидать в секторах, в которых советское наследие практически не представлено — как это было на банковском рынке или в мобильной связи.

[inc pk='60' service='table']