Касса не работает

Редакционная статья

Касса не работает

Кризисный период в банковском секторе Казахстана затянулся на неприлично длительный срок. Этой зимой исполнилось восемь лет с тех пор, как крупнейшие системообразующие банки впервые пришлось спасать за государственный счет. Тогда правительство «в целях обеспечения устойчивости и безопасности банковской системы» установило над ними контроль и влило в экономику, в том числе в не выдержавшие удара мирового финансового кризиса фининституты, первые 10 млрд долларов. Впоследствии банки поддерживали не только напрямую, но и косвенно — через субсидирование кредитования приоритетных секторов экономики и малого и среднего бизнеса отдельно.

Поддержка государства (основным источником средств был Нацфонд) помогла банкам выстоять, но за ней должны были последовать регуляторные решения. Монетарным и фискальным властям совместно с частными банкирами необходимо было выработать эффективные механизмы, которые бы позволили очистить систему от неработающих займов (NPL). Однако созданным при банках компаниям не хватает опыта управления стрессовыми активами. Выполненным оказалось только первое действие из двух — вывод NPL за баланс. Все это исказило и без того полную перекосов систему.

До сих пор встречаются различные экспертные оценки качества реализации той антикризисной программы, но, поскольку ее целью было оздоровление системы и отдельных игроков, признать ее успешной объективно нельзя. «Деньги, которые были выделены — 10 миллиардов — на тот кризис, до сих пор их не видели, исчезли, нет возврата», — в 2012 году констатировал президент Нурсултан Назарбаев, добавив, что «банки попросту перестали работать и просят выделить деньги из Нацфонда». К тому моменту со старта «спасательной» операции прошло более трех лет.

Одним из главных доводов в пользу того, чтобы государство спасало крупные коммерческие банки, было уже упомянутое «обеспечение устойчивости банковской системы», да и всего финсектора в целом. Правительство и Нацбанк вполне устраивала ситуация, при которой этот рынок рос на внешнем фондировании, и поэтому-то якобы и недопустимо было терять доверие иностранных инвесторов. Впрочем, такая версия очень похожа на отговорку. Реальная же задача, которую выполняли в том числе за счет средств Нацфонда, возможно, была куда меркантильнее — спасти вклады влиятельных лиц в терпящих катастрофу банках.

Как бы то ни было, доверие западных инвесторов казахстанский банковский сектор все-таки потерял. И если это произошло не в разгар кризиса, то после него, когда кредиторов БТА Банка и Альянс Банка пропускали через несколько процедур реструктуризации. Казахстан перестал интересовать и непосредственных игроков из числа международных банков. В последние годы из страны ушли RBS, HSBC, группа UniCredit, на днях было объявлено о том, что рынок покидает Kookmin Bank.

С задачей кредитовать экономику у банков получается справляться все хуже и хуже. Виной тому и последствия девальвации-2015, охладившей частных инвесторов, и политика самого регулятора, который пока изымает ликвидность по довольно высоким ставкам, фактически убивая интерес банкиров искать проекты за пределами финсектора. Макроэкономическая ситуация также не стимулирует деловую активность: мы вступили в полосу низких темпов роста из-за негативной конъюнктуры нефтяных цен.

Общий итог государственной поддержки банковского сектора скорее негативный. Старые проблемы так и не были решены, напротив, они копились до следующего кризиса. Последним аргументом в пользу такого резюме стала ситуация вокруг одного из лидеров рынка, Казкоммерцбанка, слившегося ранее с проблемным БТА. По оценке источника Bloomberg, в ноябре минувшего года сумма, которая могла бы спасти ККБ, оценивалась в 4,5 млрд долларов. Тогда же появилась информация о возможном слиянии Казкома с Народным банком. Недавно стороны подтвердили, что переговоры по сделке между двумя фининститутами действительно идут. Параллельно стало известно о сделках еще нескольких банков, два из которых официально об этом объявили — на долю Kookmin в Банке ЦентрКредит претендует консорциум, где представлен Цеснабанк.

«Пусть объединяются или акционеры ставят собственные деньги, если хотят сохранить банк. Другого способа сохранить банк нет. Они не нужны экономике — значит, у них нет права на жизнь», — такой довольно жесткий рецепт банкирам выписал президент на расширенном заседании правительства в минувшую пятницу. К явному неудовольствию тех, кто ждал, что президент в очередной раз поручит выделить из Нацфонда средства на спасение, в Астане пришли к выводу, что настало время суровых решений и крайне консервативной политики. По крайней мере, наступать на те же грабли, что и раньше, государство не намерено.

Читайте тему номера: Очистительные процедуры

Статьи по теме:
Тема недели

Игра в один шлагбаум

После ухода Атамбаева риторика Бишкека в отношении Астаны смягчится. Вести торговую войну с Казахстаном Кыргызстан не в состоянии

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Спецвыпуск

Капитал всему голова

Регулятор прописал банкам очистку портфелей, но живыми в итоге этого «лечения» останутся не все

Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки