Наш грузовик вперед летит

В пятилетней перспективе казахстанская Hyundai Auto Truck & Bus планирует выйти на производственный уровень в 10 тыс. машин, из которых на экспорт отправится четыре пятых

Шалкар Нуртлеуов
Шалкар Нуртлеуов

Нынешний год стал первым для сборочного завода Hyundai Auto Truck & Bus, компании, входящей в КМК «Астана-Моторс». За этот небольшой промежуток времени компания успела наладить крупноузловую сборку грузовиков различных классов и развить продажи не только в Казахстане, но и найти клиентов в Белоруссии. Сейчас на складах предприятия пусто — собранные машины отправлены потребителям. Более того, контракты подписаны даже на те грузовики, что еще только идут по железной дороге к границам РК в виде машинокомплектов. О возможностях и трудностях казахстанских пионеров сборки грузовиков и автобусов рассказал гендиректор Hyundai Auto Truck & Bus Шалкар Нуртлеуов.

Оборудуй казахстанским!

— Шалкар Абугалиевич, каковы результаты завода за год: удалось ли выйти на плановые показатели?

— С момента запуска завода было собрано и реализовано на внутреннем рынке чуть более сорока единиц коммерческой техники. При открытии завода мы планировали выпуск 500 машин, но собрали меньше по разным причинам: это пуско-наладочные работы, обучение персонала, сертификация производственной линии, задержка поставок самих машинокомплектов из Кореи, которые идут транзитом через КНР. Но, делая первые шаги в подобном бизнесе, мы стараемся оперативно решать — и решаем — все эти вопросы. Поэтому в 2012 году мы хотим перевыполнить первоначально заявленные плановые показатели и произвести 2 тысячи единиц продукции.

— Открывая завод, руководство компании указывало, что проектная мощность предприятия лишь через три года составит тысячу единиц. Сколько будет автобусов, сколько грузовиков?

— Именно так, но в связи с подписанием меморандума (между дистрибьютором Казахстана компанией Hyundai Аuto Тruck & Вus и дистрибьютором коммерческой техники в Белоруссии — компанией Hyundai Truck) о намерениях по поставке в Белоруссию в течение 2012 года тысячи единиц грузовиков модельного ряда HD, произведенных в РК, компания решила увеличить мощности завода. Относительно подписанного договора — мы договорились о том, что условно обозначенный объем будет равномерно распределен на весь год для планомерной производственной загрузки нашего завода. Если говорить об автобусах, с начала 2012 года на заводе запустится линия по производству модели County (от 19 до 28 мест) с проектной мощностью до двухсот единиц в год на первом этапе производства и с дальнейшим увеличением до тысячи машин.

— Откуда планируется привлечь инвестиции на расширение производства?

— Часть мы получили у коммерческих банков второго уровня, часть — из собственных средств управляющей компании «Астана Моторс». Также мы будем активно участвовать в программе «Дорожная карта бизнеса 2020». Напомню, наша компания открыла завод в рамках ГПФИИР на 2010—2014 годы, поэтому мы рассчитываем на поддержку государства. Господдержку мы уже чувствуем. Недавно я беседовал с управляющим директором АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST» Джалилем Булатовым. KAZNEX обещает содействовать нам на межправительственном уровне по вопросам продвижения нашей продукции в Белоруссии и на других рынках. Наряду с этим они готовы оказывать консультативную поддержку в вопросах таможенного регулирования, оформления и регистрации казахстанских грузовиков в названной стране. Г-н Булатов пообещал организовать встречу в ближайшее время с руководством Реестра отечественных товаропроизводителей Казахстана, чтобы продвигать казахстанские грузовики Hyundai на внутреннем рынке. Также мы намерены провести переговоры с МИНТ о включении нашего завода в транслируемый ежедневно по национальному телевидению цикл документальных фильмов «Индустриальный вестник». При поддержке KAZNEX планируется посещение руководством и ряда стран СНГ в рамках Торговой миссии Казахстана.

— Каков на сегодня уровень локализации производства? Что для завода уже сегодня готовы выпускать казахстанские производители?

— Сегодня уровень локализации — 20%. Мы активно работаем над увеличением объема локализации при производстве малотоннажных грузовых автомобилей и спецтехники за счет приобретения ряда комплектующих у казахстанских производителей. Так, к примеру, была достигнута договоренность с казахстанским производителем аккумуляторных батарей. Наряду с этим наша компания наладила производство собственных надстроек на шасси, таких как рефрижераторы, промтоварные фургоны, изотермические будки, борта и тенты. Так компания расширяет ассортимент и предлагает потребителю качественный товар по доступным ценам. Будь такая возможность, мы бы довели локализацию до 50—60% уже завтра. Но в Казахстане нет предприятий, которые смогли бы обеспечить нас необходимыми автокомплектующими, и нет заводов по производству данных комплектующих.

— А поставщики из стран Таможенного союза вами как потенциальные партнеры не рассматриваются?

— Конечно, и резину, и кресла, и аккумуляторы мы могли бы привезти из России и Белоруссии. Но перед страной стоит задача развивать казахстанское производство. Чтобы казахстанский грузовик имел отечественную начинку. Однако при этом начинка должна быть мирового уровня. Мы надеемся, что с ростом объемов производства казахстанские компании — потенциальные поставщики поймут, что выгодно инвестировать в развитие своего производства с тем, чтобы производить продукцию для нашего завода. Например, недавно мы вели переговоры с «Казфильтром» — компанией, которая готовится производить фильтры по корейской технологии. Нас интересуют их салонные, воздушные и масляные фильтры, но пока все на стадии переговоров. Конечно, фильтры не повышают уровень локализации в разы, и все же нам важно, чтобы продукция была именно казахстанская, важно, чтобы отечественные предприятия вокруг нас заработали.

Китайцы нишей ниже

— Кто ваши конкуренты, если говорить о грузовиках?

— В сегменте малотоннажных грузовиков (до 5 тонн) с нами конкурируют японские Mitsubishi и Isuzu, а россияне с «Газелями» в сегменте до двух тонн. Правда, сегодня все уже понимают, что такое «Газель», а что такое грузовик от Hyundai. Сейчас некоторые наши клиенты, ранее предпочитавшие российскую коммерческую технику из-за удобства сервиса, доступности запчастей, меняют парк на Hyundai. Во-первых, ресурс двигателя до капремонта у Hyundai в пять раз больше, чем у российских — 500 тысяч км. К этому надо добавить, что у корейских грузовиков дизельный двигатель, а у россиян — бензиновый. У Hyundai больше грузоподъемность — до 5 тонн. И второе, локализовав производство в РК, мы снизили цену наших грузовиков где-то на 20%. Что касается «одноклассников» из Страны восходящего солнца, то их цены на порядок выше, чем наши.

Также у нас в линейке есть машины грузоподъемностью 10 тонн и более. Это HD 170, HD 260 и др. Тут конкуренция жестче: нам противостоят «КАМАЗ», «МАЗ», тягачи Renault, собранные в России. Но опять же гарантированный запас мощности двигателя у Hyundai — 500 тысяч км, а у россиян в три раза меньше. По стоимости корейские грузовики этого класса, собранные у нас, на 10—20% дороже российских. Хотя и тут у нас есть свои неоспоримые преимущества. Во-первых, это больший ресурс двигателя, мощность, экологичность и, что немаловажно, комфорт и безопасность.

— А как же китайские конкуренты-крупнотоннажники?

— К нам недавно обратился один дистрибьютор грузовиков с севера республики. Раньше он сотрудничал с китайскими производителями, но теперь хочет сотрудничать с нами. Вот его комментарии: да, продаются китайские машины хорошо, но я не зарабатываю денег на сервисе, а наоборот, теряю. Если китайский грузовик сыпется, то он сыпется весь, без возможности вернуть его в строй. А стоимость ремонта китайского грузовика порой бывает сопоставима с приобретением такого же нового. Тем более что, по словам дилера, заводы-изготовители китайской продукции дают гарантию год, или 30 тыс. км пробега, что в наших условиях идентично двум месяцам активной эксплуатации, после чего китайскую технику невозможно использовать. К тому же китайские производители очень часто меняют технические параметры своих грузовиков, что приводит к путанице при заказе запасных частей. Вдобавок все клиенты, которые купили китайские машины, не возвращаются. Они понимают, что это выброшенные на ветер деньги. Даже на запчасти технику продать невозможно — спроса нет. Однако «китайцев» все равно покупают, продажи машин Sinotruck (со слов самих производителей) в РК на уровне 2—4 тысяч единиц в год! Все дело в цене. Например, китайский двадцатитонник стоит около 50—60 тысяч долларов, российский аналог — 75—80 тысяч, а Hyundai HD 270 казахстанского производства — 90 тысяч. Тот, кто первый раз сталкивается с закупом техники таких моделей, сначала смотрит на цену, но с опытом эксплуатации и для развития своего бизнеса впоследствии отказывается от нее в пользу качества. Что касается марки Hyundai, мы находимся в разном соотношении цены и качества с грузовиками из Поднебесной и больше конкурируем с российской техникой. Один из несомненных наших плюсов — при относительно высоких затратах на приобретение коммерческая техника марки Hyundai окупает себя в течение пяти лет. Это рынок, а у рынка есть свои правила: скупой платит дважды.

— Компания сообщила о поставке четырех автомобилей в Белоруссию. Какие еще экспортные направления будут задействованы в ближайшие год-два?

— У Казахстана есть возможность стать эксклюзивным поставщиком техники Hyundai в Белоруссию. Основные факторы привлекательности казахстанских грузовиков для Белоруссии — это короткие сроки поставок (15 дней против четырех месяцев импорта из Кореи), более привлекательная стоимость по некоторым моделям (ценовая разница между нашим продуктом и корейским примерно 7—10%, по некоторым моделям даже больше). Помимо шасси грузовиков, собранных в Казахстане, у белорусских партнеров есть большая потребность в надстройках, в частности в промтоварных и изотермических будках с холодильными установками, сделанных на нашем предприятии. Также белорусская сторона проявляет большой интерес к автобусам марки County казахстанского производства. Что касается других экспортных направлений, то в ближайшие три года Hyundai Auto Truck & Bus будет рассматривать новые рынки сбыта в странах Центральной Азии и Кавказа.

— Какой уровень продаж внутри РК сегодня планируется после выхода завода на полную мощность?

— В течение пяти лет мы планируем выйти на проектную мощность в 10 тысяч машин. Половина объема придется на внутренний рынок.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности