Наш грузовик вперед летит

В пятилетней перспективе казахстанская Hyundai Auto Truck & Bus планирует выйти на производственный уровень в 10 тыс. машин, из которых на экспорт отправится четыре пятых

Шалкар Нуртлеуов
Шалкар Нуртлеуов

Нынешний год стал первым для сборочного завода Hyundai Auto Truck & Bus, компании, входящей в КМК «Астана-Моторс». За этот небольшой промежуток времени компания успела наладить крупноузловую сборку грузовиков различных классов и развить продажи не только в Казахстане, но и найти клиентов в Белоруссии. Сейчас на складах предприятия пусто — собранные машины отправлены потребителям. Более того, контракты подписаны даже на те грузовики, что еще только идут по железной дороге к границам РК в виде машинокомплектов. О возможностях и трудностях казахстанских пионеров сборки грузовиков и автобусов рассказал гендиректор Hyundai Auto Truck & Bus Шалкар Нуртлеуов.

Оборудуй казахстанским!

— Шалкар Абугалиевич, каковы результаты завода за год: удалось ли выйти на плановые показатели?

— С момента запуска завода было собрано и реализовано на внутреннем рынке чуть более сорока единиц коммерческой техники. При открытии завода мы планировали выпуск 500 машин, но собрали меньше по разным причинам: это пуско-наладочные работы, обучение персонала, сертификация производственной линии, задержка поставок самих машинокомплектов из Кореи, которые идут транзитом через КНР. Но, делая первые шаги в подобном бизнесе, мы стараемся оперативно решать — и решаем — все эти вопросы. Поэтому в 2012 году мы хотим перевыполнить первоначально заявленные плановые показатели и произвести 2 тысячи единиц продукции.

— Открывая завод, руководство компании указывало, что проектная мощность предприятия лишь через три года составит тысячу единиц. Сколько будет автобусов, сколько грузовиков?

— Именно так, но в связи с подписанием меморандума (между дистрибьютором Казахстана компанией Hyundai Аuto Тruck & Вus и дистрибьютором коммерческой техники в Белоруссии — компанией Hyundai Truck) о намерениях по поставке в Белоруссию в течение 2012 года тысячи единиц грузовиков модельного ряда HD, произведенных в РК, компания решила увеличить мощности завода. Относительно подписанного договора — мы договорились о том, что условно обозначенный объем будет равномерно распределен на весь год для планомерной производственной загрузки нашего завода. Если говорить об автобусах, с начала 2012 года на заводе запустится линия по производству модели County (от 19 до 28 мест) с проектной мощностью до двухсот единиц в год на первом этапе производства и с дальнейшим увеличением до тысячи машин.

— Откуда планируется привлечь инвестиции на расширение производства?

— Часть мы получили у коммерческих банков второго уровня, часть — из собственных средств управляющей компании «Астана Моторс». Также мы будем активно участвовать в программе «Дорожная карта бизнеса 2020». Напомню, наша компания открыла завод в рамках ГПФИИР на 2010—2014 годы, поэтому мы рассчитываем на поддержку государства. Господдержку мы уже чувствуем. Недавно я беседовал с управляющим директором АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST» Джалилем Булатовым. KAZNEX обещает содействовать нам на межправительственном уровне по вопросам продвижения нашей продукции в Белоруссии и на других рынках. Наряду с этим они готовы оказывать консультативную поддержку в вопросах таможенного регулирования, оформления и регистрации казахстанских грузовиков в названной стране. Г-н Булатов пообещал организовать встречу в ближайшее время с руководством Реестра отечественных товаропроизводителей Казахстана, чтобы продвигать казахстанские грузовики Hyundai на внутреннем рынке. Также мы намерены провести переговоры с МИНТ о включении нашего завода в транслируемый ежедневно по национальному телевидению цикл документальных фильмов «Индустриальный вестник». При поддержке KAZNEX планируется посещение руководством и ряда стран СНГ в рамках Торговой миссии Казахстана.

— Каков на сегодня уровень локализации производства? Что для завода уже сегодня готовы выпускать казахстанские производители?

— Сегодня уровень локализации — 20%. Мы активно работаем над увеличением объема локализации при производстве малотоннажных грузовых автомобилей и спецтехники за счет приобретения ряда комплектующих у казахстанских производителей. Так, к примеру, была достигнута договоренность с казахстанским производителем аккумуляторных батарей. Наряду с этим наша компания наладила производство собственных надстроек на шасси, таких как рефрижераторы, промтоварные фургоны, изотермические будки, борта и тенты. Так компания расширяет ассортимент и предлагает потребителю качественный товар по доступным ценам. Будь такая возможность, мы бы довели локализацию до 50—60% уже завтра. Но в Казахстане нет предприятий, которые смогли бы обеспечить нас необходимыми автокомплектующими, и нет заводов по производству данных комплектующих.

— А поставщики из стран Таможенного союза вами как потенциальные партнеры не рассматриваются?

— Конечно, и резину, и кресла, и аккумуляторы мы могли бы привезти из России и Белоруссии. Но перед страной стоит задача развивать казахстанское производство. Чтобы казахстанский грузовик имел отечественную начинку. Однако при этом начинка должна быть мирового уровня. Мы надеемся, что с ростом объемов производства казахстанские компании — потенциальные поставщики поймут, что выгодно инвестировать в развитие своего производства с тем, чтобы производить продукцию для нашего завода. Например, недавно мы вели переговоры с «Казфильтром» — компанией, которая готовится производить фильтры по корейской технологии. Нас интересуют их салонные, воздушные и масляные фильтры, но пока все на стадии переговоров. Конечно, фильтры не повышают уровень локализации в разы, и все же нам важно, чтобы продукция была именно казахстанская, важно, чтобы отечественные предприятия вокруг нас заработали.

Китайцы нишей ниже

— Кто ваши конкуренты, если говорить о грузовиках?

— В сегменте малотоннажных грузовиков (до 5 тонн) с нами конкурируют японские Mitsubishi и Isuzu, а россияне с «Газелями» в сегменте до двух тонн. Правда, сегодня все уже понимают, что такое «Газель», а что такое грузовик от Hyundai. Сейчас некоторые наши клиенты, ранее предпочитавшие российскую коммерческую технику из-за удобства сервиса, доступности запчастей, меняют парк на Hyundai. Во-первых, ресурс двигателя до капремонта у Hyundai в пять раз больше, чем у российских — 500 тысяч км. К этому надо добавить, что у корейских грузовиков дизельный двигатель, а у россиян — бензиновый. У Hyundai больше грузоподъемность — до 5 тонн. И второе, локализовав производство в РК, мы снизили цену наших грузовиков где-то на 20%. Что касается «одноклассников» из Страны восходящего солнца, то их цены на порядок выше, чем наши.

Также у нас в линейке есть машины грузоподъемностью 10 тонн и более. Это HD 170, HD 260 и др. Тут конкуренция жестче: нам противостоят «КАМАЗ», «МАЗ», тягачи Renault, собранные в России. Но опять же гарантированный запас мощности двигателя у Hyundai — 500 тысяч км, а у россиян в три раза меньше. По стоимости корейские грузовики этого класса, собранные у нас, на 10—20% дороже российских. Хотя и тут у нас есть свои неоспоримые преимущества. Во-первых, это больший ресурс двигателя, мощность, экологичность и, что немаловажно, комфорт и безопасность.

— А как же китайские конкуренты-крупнотоннажники?

— К нам недавно обратился один дистрибьютор грузовиков с севера республики. Раньше он сотрудничал с китайскими производителями, но теперь хочет сотрудничать с нами. Вот его комментарии: да, продаются китайские машины хорошо, но я не зарабатываю денег на сервисе, а наоборот, теряю. Если китайский грузовик сыпется, то он сыпется весь, без возможности вернуть его в строй. А стоимость ремонта китайского грузовика порой бывает сопоставима с приобретением такого же нового. Тем более что, по словам дилера, заводы-изготовители китайской продукции дают гарантию год, или 30 тыс. км пробега, что в наших условиях идентично двум месяцам активной эксплуатации, после чего китайскую технику невозможно использовать. К тому же китайские производители очень часто меняют технические параметры своих грузовиков, что приводит к путанице при заказе запасных частей. Вдобавок все клиенты, которые купили китайские машины, не возвращаются. Они понимают, что это выброшенные на ветер деньги. Даже на запчасти технику продать невозможно — спроса нет. Однако «китайцев» все равно покупают, продажи машин Sinotruck (со слов самих производителей) в РК на уровне 2—4 тысяч единиц в год! Все дело в цене. Например, китайский двадцатитонник стоит около 50—60 тысяч долларов, российский аналог — 75—80 тысяч, а Hyundai HD 270 казахстанского производства — 90 тысяч. Тот, кто первый раз сталкивается с закупом техники таких моделей, сначала смотрит на цену, но с опытом эксплуатации и для развития своего бизнеса впоследствии отказывается от нее в пользу качества. Что касается марки Hyundai, мы находимся в разном соотношении цены и качества с грузовиками из Поднебесной и больше конкурируем с российской техникой. Один из несомненных наших плюсов — при относительно высоких затратах на приобретение коммерческая техника марки Hyundai окупает себя в течение пяти лет. Это рынок, а у рынка есть свои правила: скупой платит дважды.

— Компания сообщила о поставке четырех автомобилей в Белоруссию. Какие еще экспортные направления будут задействованы в ближайшие год-два?

— У Казахстана есть возможность стать эксклюзивным поставщиком техники Hyundai в Белоруссию. Основные факторы привлекательности казахстанских грузовиков для Белоруссии — это короткие сроки поставок (15 дней против четырех месяцев импорта из Кореи), более привлекательная стоимость по некоторым моделям (ценовая разница между нашим продуктом и корейским примерно 7—10%, по некоторым моделям даже больше). Помимо шасси грузовиков, собранных в Казахстане, у белорусских партнеров есть большая потребность в надстройках, в частности в промтоварных и изотермических будках с холодильными установками, сделанных на нашем предприятии. Также белорусская сторона проявляет большой интерес к автобусам марки County казахстанского производства. Что касается других экспортных направлений, то в ближайшие три года Hyundai Auto Truck & Bus будет рассматривать новые рынки сбыта в странах Центральной Азии и Кавказа.

— Какой уровень продаж внутри РК сегодня планируется после выхода завода на полную мощность?

— В течение пяти лет мы планируем выйти на проектную мощность в 10 тысяч машин. Половина объема придется на внутренний рынок.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее