Граждане оштрафованные

Объемы выплат по штрафам растут чуть быстрее совокупных поступлений в госбюджет

Граждане оштрафованные

«Штрафуют все чаще, размеры штрафов растут, видимо, совсем нет денег в казне, раз решили пополнять ее таким способом», — мы все чаще слышим это обывательское наблюдение от автолюбителей и бухгалтеров, промышленников и импортеров. На фоне опережающей реальный сектор динамики налогов в структуре ВВП (по итогам 9 месяцев минувшего года производства страны показали рост на 0,2%, валовая добавленная стоимость — 0,3%, а налоги на продукты — 3,2%) цель увеличить наполняемость бюджета любой ценой, в том числе и за счет штрафов, выглядит правдоподобно. Статистика, казалось бы, также подтверждает этот тезис: объем поступлений от штрафов уверенно растет, хотя в общей структуре поступлений доля их незначительна.

Растущие штрафы — достаточно серьезный раздражитель населения, чтобы власти заметили это. Не случайно тему штрафов поднял в очередном послании президент Нурсултан Назарбаев, фактически признавший, что действующие штрафы неадекватны целям, которых стремится достичь государство, налагая взыскания. И независимые аналитики, и депутаты, опрошенные «Экспертом Казахстан», сходятся во мнении: продолжать штрафовать как прежде — неправильно, модель необходимо корректировать.

Ни много ни мало

Казахстанские компании и физические лица с каждым годом платят все больше штрафов. Согласно официальным данным Министерства финансов (МФ) РК вместе с ростом доходной части бюджета страны увеличиваются объемы штрафов, пеней, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями.

В ходе подготовки этого материала были использованы данные января-ноября (статистики за декабрь пока нет в открытом доступе) в период с 2010‑го по 2016 год. Итак, за последние семь лет поступления в государственный бюджет выросли в 2,2 раза — с 3791 млрд тенге в 2010 году до 8424 млрд, при этом выплаты по штрафам — в 2,7 раза. В разбивке по годам поступления выплат по штрафам выглядят следующим образом: 2010 год — 19,2 млрд тенге, 2011‑й — 23,5 млрд, 2012‑й — 32,1 млрд, 2013‑й — 35,9 млрд, 2014‑й — 48,5 млрд, 2015‑й — 41,2 млрд и 2016 год — 52,6 млрд.

При этом доля штрафов в неналоговых поступлениях в указанные годы варьируется от 11,7 до 30,3%. Столь существенные колебания можно объяснить следующим: в 2012 году, когда было показано минимальное значение доли штрафов, резко увеличились доходы от государственной собственности; в 2014‑м, когда был достигнут максимальный показатель, при относительно средних темпах увеличения неналоговых поступлений в госбюджет наиболее существенный прирост показал именно объем уплаченных штрафов, пеней, санкций и взысканий. Отметим, по предварительным данным 11 месяцев 2016 года, доля штрафов в неналоговых поступлениях в государственный бюджет страны составляет 15,6%. Тем не менее доля штрафов в госдоходах остается стабильной и незначительной — в пределах 0,6%.

В общей структуре источников поступлений от штрафов особо можно выделить Министерство внутренних дел РК. За последние шесть лет (исключение составляет 2010 год) полицейские приносили в казну не менее трети всех поступлений. В 2015‑м доля МВД едва не достигла 60% всех выплат от штрафов, пеней, санкций, взысканий в доходную часть госбюджета страны. Эти данные позволяют говорить, что в позапрошлом году казахстанские полицейские штрафовали как никогда активно.

В целом же Министерство внутренних дел РК, суды и Министерство финансов РК, самым крупным подразделением которого является Комитет государственных доходов (КГД), стабильно обеспечивали более половины всех поступлений выплат последних лет по штрафам. И хотя суммарная доля штрафов, поступающих по линии остальных госучреждений из года в год снижается, размеры самих взысканий, напротив, растут в натуральном выражении и практически по всем ведомствам.

Штраф по плану

Чем можно объяснить увеличение «штрафных» поступлений в Казахстане? Ужесточением администрирования или увеличением планов по штрафам, которые негласно могут быть у многих ведомств? О необходимости пополнения бюджета, сокращения его дефицита говорят постоянно и много — и в центре, и на местах.

На момент сдачи номера в печать государственные ведомства не предоставили свои мнения и данные по этому вопросу. В свою очередь опрошенные эксперты, в отличие от обывателей, напрямую не связывают вопрос по уплате штрафов с необходимостью закрытия дыр в государственном бюджете. По их мнению, например, увеличение в последние годы исполненных МВД взысканий может быть связано с установкой на казахстанских автодорогах специального оборудования для фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД).

Независимый экономист Рахим Ошакбаев обращает внимание на тот факт, что в Казахстане очень высокие штрафы за нарушение ПДД, размеры которых зачастую в десять раз больше аналогичных штрафов, принятых в соседней России. Г-н Ошакбаев не исключает наличия планов по штрафам. «Возможно, такие планы и существуют. Раньше этим грешили особенно налоговые органы. Конечно, это очень печальная практика», — отмечает он.

«Дело в том, что наши госорганы стали при формировании бюджета заранее закладывать, прогнозировать поступления в бюджет от получения штрафов, от уплаты штрафов», — подтверждает член комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса парламента РК Азат Перуашев. По его мнению, это методологически неправильно.

«Госорганы заведомо считают, что наше общество незаконопослушное, что наше общество не уважает собственные законы. Более того, такие планы провоцируют органы, которые обязаны осуществлять надзор за исполнением законов, к выискиванию поводов для штрафов даже там, где этих поводов не существует. Это касается и проверок бизнеса, и наказания отдельных граждан, которые выбрасывают окурки и другой мусор на тротуар. Но это же смешно: разве полиция этим должна заниматься — семечками и сигаретами?» — возмущается депутат.

На пути к справедливости?

«Не секрет, что в последнее время одним из хороших источников пополнения дохода является пагубная практика наложения штрафов, которые являются деструктивным механизмом во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками. Только по итогам 2015 года сумма поступлений в доходную часть республиканского бюджета в виде штрафов выросла в два раза — с 2,6 миллиарда тенге в 2014 году до 4,8 миллиарда тенге, по данным отчета правительства, — заявила в ходе правительственного часа председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Гульжана Карагусова и задала вопрос: — Что, за такой короткий период времени все наши налогоплательщики стали нарушителями?»

Между тем президент Нурсултан Назарбаев в последнем послании народу страны «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» заявил о необходимости справедливых и соразмерных совершенному правонарушению административных штрафов. «Административные штрафы должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению. Нужно проводить дальнейшую работу по снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере. Следует декриминализировать экономические составы с невысокой степенью общественной опасности», — подчеркнул в документе глава государства. По его словам, следует гуманизировать административное и уголовное законодательство.

По утверждению Азата Перуашева, у любого решения, уменьшать или увеличивать как количество, так и размеры штрафов, имеется обратная сторона. «Если сильно уменьшать штрафы, их никто не будет бояться и они не будут ни на что влиять. Тогда это просто приведет к тому, что инструмент штрафа, как стимула для исполнения норм, не будет работать. Если штрафы делать более жесткими, большими, тогда мы провоцируем коррупцию», — утверждает он.

Он считает, что госорганам следует искать так и не найденный ранее баланс. «Всегда ли нужны штрафы? Я думаю, далеко не всегда. Все-таки наше общество достаточно сознательное, достаточно зрелое, чтобы регулировать свои поведения или какие-то нормы поведений, правила, скажем так, по умолчанию. А для нарушителей штрафы, может быть, и не помогут», — подчеркивает депутат мажилиса.

Рахим Ошакбаев смещает угол атаки в несколько другую плоскость. В Казахстане, уверен он, существует острая необходимость в реализации пятой институциональной реформы главы государства — создании транспарентного и подотчетного государства, потому что отдельные госорганы еще больше закрылись, информация о их деятельности недоступна, и они, по сути, являются абсолютно непрозрачными, не подотчетными обществу.

С экспертом можно согласиться. С ростом транспарентности мы будем все ближе и ближе подходить к более адекватной системе взаимодействия власти и общества. Только это поможет власти повысить уровень доверия, сейчас находящийся на, пожалуй, самом низком уровне после 1990‑х. Там, глядишь, и штрафные санкции перестанут вызывать такое раздражение и плодить столько мифов у обывателей.

Статьи по теме:
Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова

Люди и события

Восточные мудрецы и восточные красавицы

После долгого перерыва в Кастеевке возобновил свою работу зал искусства Востока