Как рассказать об устойчивом развитии?

Новые стандарты GRI дают детальное представление о том, как подготовить отчет об устойчивом развитии. Казахстанский бизнес может серьезно повысить уровень корпоративной отчетности, если воспользуется ими

Как рассказать об устойчивом развитии?

В декабре минувшего года PwC презентовал итоги опроса 111 руководителей фондов прямых инвестиций в 22 странах мира. Оказалось, что 96% опрошенных уже внедрили или планируют внедрить в ближайшем будущем политику ответственного инвестирования, предполагающую включение экологических, социальных аспектов и вопросов управления в процессы проведения инвестиционного анализа и принятия решений.

Давление инвесторов на компании с целью увеличения раскрытия информации в области устойчивого развития (УР) — давний тренд на крупных мировых рынках капитала. Компании, придерживающиеся принципов устойчивого развития и показывающие высокий уровень транспарентности в этой области, получают, таким образом, заметные преимущества при работе с инвесторами.

В развитых странах в целом к бизнесу предъявляется все больше требований по раскрытию информации от широкого круга заинтересованных сторон (регуляторы, партнеры, кредиторы, инвесторы, клиенты и т.п.), которым интересны те или иные аспекты деятельности организации, относящиеся к устойчивому развитию.

Такие требования будут предъявляться и к казахстанскому бизнесу. Казахстанская фондовая биржа в прошлом году присоединилась к инициативе ООН «Устойчивые фондовые биржи» и предложила листинговым компаниям публиковать отчеты по критериям экологичности, социальной ответственности и корпоративного управления (Environmental, Social and Governance — ESG). Международные кредиторы и инвесторы и зарубежные партнеры, вероятно, также будут все чаще запрашивать подобную информацию (например, ЕБРР при осуществлении своих инвестиций уже нередко требует предоставления отчета об устойчивом развитии). Предоставление таких данных для клиентов может носить и маркетинговый характер.

Например, в Германии в прошлом году была запущена частная инициатива маркировки продуктов «Made in Germany CSR» для товаров, которые производятся на территории Германии, в процесс производства которых внедрены принципы устойчивого развития.

Развитие практики предоставления информации о деятельности в области устойчивого развития может стать залогом стабильной работы в будущем и роста доверия со стороны заинтересованных сторон — основных пользователей такой отчетности. Однако те компании, которые уже начали раскрывать информацию об устойчивом развитии, столкнулись с серьезным вызовом — как именно нужно составлять отчет об УР? Финансовые отчеты уже давно всем знакомы, все больше казахстанских компаний готовят годовые отчеты, но отчеты об устойчивом развитии — вещь достаточно новая и далеко не всем понятная.

В прошлом году были презентованы первые международные стандарты в области подготовки отчетов об устойчивом развитии от Глобальной инициативы по отчетности, которые могут стать универсальным ответом на вопросы, касающиеся раскрытия нефинансовой информации для различных целей.

Терминология устойчивости

В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию сформулировала основную идею устойчивого развития. В трактовке комиссии УР это «удовлетворение потребностей настоящего времени, не подрывающее способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Все организации через свою деятельность вносят позитивный или негативный (часто и позитивный, и негативный) вклад в этот процесс и, соответственно, играют решающую роль в достижении указанной выше цели.

Глобальная инициатива по отчетности — GRI — это некоммерческая организация, разработчик наиболее широко используемых в мире принципов подготовки отчетности организаций в области устойчивого развития. Отчет об устойчивом развитии, как его видит GRI,— это практика информирования широкого круга заинтересованных сторон об экономическом, экологическом и/или социальном влиянии, которое оказывает компания своей деятельностью. Предполагается, что через процесс отчетности компания сможет идентифицировать свое влияние на окружающую среду в широком смысле этого слова и рассказать о нем в соответствии с мировыми общепринятыми правилами.

Путем постоянной обработки обратной связи и обсуждений с экспертным сообществом GRI пытается создать принципы и правила подготовки отчетов об устойчивом развитии, понятные всем эмитентам и пользователям, удовлетворяющие всем последним нормативам в этой области.

Ранее GRI выпускала руководства по подготовке отчетов об устойчивом развитии. Последним из них, четвертым по счету, было Руководство GRI G4, которое официально действует до сих пор и представляет собой пошаговую инструкцию о подготовке отчета в области устойчивого развития. Осенью прошлого года было объявлено о выпуске стандартов GRI (GRI Standards). И это достаточно серьезная новация, поскольку как таковых стандартов у GRI раньше не существовало. С 1 июля 2018 года G4 окончательно утратит силу и всем компаниям будет необходимо перейти на подготовку отчетов по GRI Standards. Наиболее инновационным организациям, а также тем, кто готовит отчет об устойчивом развитии впервые (им в первую очередь), предлагается перейти на стандарты с текущего года.

Перечень раскрываемой информации по GRI Standards не сильно отличается от того, что требовало Руководство G4. При переходе с G4 на GRI Standards радикальных изменений компании не почувствуют. В большей мере изменилась сама форма инструкции GRI и отчасти терминология. Документ позиционируется не только как инструкция, но и как некая норма, которой нужно соответствовать.

GRI Standards — это набор взаимосвязанных стандартов, которые организация сможет использовать для подготовки отчета об устойчивом развитии. В этот набор входит 36 стандартов, разделенных на четыре серии: 100, 200, 300 и 400. Серия 100 — это универсальные стандарты для всех организаций, которые готовят отчеты. Они рассказывают об общих подходах и принципах подготовки отчетов об УР и указывают перечень общей информации, которую должны раскрыть все компании. Стандарты остальных трех серий компании могут использовать выборочно в зависимости от того, о каких аспектах своей деятельности они отчитываются. Серия 200 посвящена экономическим вопросам (например, по «GRI 202: Рыночное присутствие» компания должна рассказать о своем вкладе в экономическое развитие регионов); серия 300 включает темы экологии («GRI 301: Материалы»; «GRI 302: Энергия»; «GRI 303: Вода» и т.д.); серия 400 — самая обширная — содержит требования к раскрытию вопросов социальной тематики, начиная от подходов к найму сотрудников до маркировки товаров для потребителей.

Такое разделение на серии самостоятельных документов уже достаточно интересно. Во-первых, теперь, когда GRI нужно будет внести обновления, им не нужно будет менять весь норматив, как это было раньше, когда раз в несколько лет объявлялось о выходе полностью нового руководства — это будет в большой мере оправдывать вложения ресурсов на изучение и следование новым стандартам. Уже даже появился первый пример такой работы. 16 января первые два стандарта были открыты для пересмотра в 2017 году: «GRI 303: Вода» и «GRI 403: Охрана труда и техника безопасности».

Еще одно важное преимущество новой формы в том, что компании могут использовать отдельные единичные стандарты из полного набора для раскрытия специфических вопросов своей деятельности и при этом не делать полноценный отчет об УР в соответствии с GRI Standards. Например, от компании заинтересованные стороны (скажем, регуляторы или местные активисты) требуют рассказать о выбросах парниковых газов и других веществ в атмосферу. В этом случае организация может воспользоваться только стандартом «GRI 305: Эмиссия» и осветить требуемую сферу деятельности. Опция частичного использования руководств GRI подразумевалась и раньше, но четкие инструкции на этот счет появились только теперь, и, вероятно, это будет способствовать расширению сферы применения стандартов GRI.

Акцент на важном

Принципы подготовки отчетов об устойчивом развитии остались концептуально теми же, что были в G4, только теперь они разделены на принципы определения содержания отчета и принципы определения его качества. Появление принципов определения содержания отчета, в первую очередь выделение принципа существенности (materiality), стало важным нововведением G4 и остается одним из краеугольных камней в философии подготовки хорошего отчета об устойчивом развитии.

Принцип существенности призывает компании оптимизировать содержание отчета и рассказать только о наиболее важных аспектах своей деятельности, раскрыть лишь ключевые темы устойчивого развития. Но при этом компания должна представить совершенно четкую методику того, как она определила, что является существенным, а что нет. Вовлечение заинтересованных сторон в процесс подготовки отчетности, консолидация и учет их мнений — еще один важнейший принцип подготовки отчета об УР. По мнению GRI, систематическое, выполненное должным образом взаимодействие с заинтересованными сторонами не только дает компании больше понимания, о чем ей нужно рассказать, но и повышает подотчетность организации кругу заинтересованных лиц, что в свою очередь повышает уровень доверия к организации и ее корпоративной отчетности.

В ходе применения этих принципов компания определяет круг конкретных тем, которые будут включены в отчет об устойчивом развитии: рыночное присутствие, использование энергии, работа с отходами, работа с персоналом и обучение, соблюдение прав человека и недопущение дискриминации, взаимодействие с местными сообществами и т.д. В дальнейшем она использует конкретные стандарты серий 200, 300 и 400 для раскрытия этих тем.

Каждый стандарт содержит список показателей, относящихся к этой теме (topic-specific disclosures). По каждому показателю указаны обязательные требования к раскрытию, а также рекомендации и разъяснения. Если компания выбрала базовый вариант соответствия стандартам GRI (Core option), то от нее не требуется раскрывать все показатели по конкретной теме, а достаточно выбрать один или несколько наиболее существенных. Если выбран расширенный вариант соответствия (Comprehensive option), то необходимо раскрыть полный список показателей по выбранным темам, а также включить в отчет дополнительную информацию об организации общего характера.

Отчет об устойчивом развитии может быть отдельным документом или в значительной степени состоять из отсылок на другие источники информации, но важно наличие указателя содержания GRI, в котором будут отмечены ссылки на раскрытие того или иного элемента стандартов. Этот пункт может в некоторой степени помочь казахстанским компаниям, которые нередко делают отчет об устойчивом развитии частью годового отчета.

По данным Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»), в 2016 году казахстанские компании выпустили 137 годовых отчетов и только 11 отчетов об устойчивом развитии, содержащих отсылку на GRI. Однако именно эти компании, за редким исключением, демонстрируют наиболее высокий уровень раскрытия информации. Как показывает практика, включение отчета об УР в комплект годовой отчетности может оказывать значительное позитивное влияние на общий уровень корпоративной отчетности. В ближайшем будущем можно ожидать лишь постепенного перехода на GRI Standards и расширения перечня компаний, ведущих подготовку отчета об устойчивом развитии.

В прошлом году компания Adobe впервые была включена в Индекс устойчивого развития Доу-Джонса, представляющего собой золотой стандарт для отчетности в области корпоративной ответственности. Как отметили представители компании, публикация отчетов о корпоративной ответственности стала ответом на растущее число запросов по темам об устойчивом развитии от инвесторского сообщества, неправительственных организаций, вопросов, приходящих через отдел продаж, и т.д. Что в результате привело компанию не только к необходимости раскрытия такой информации, но и к значительному уровню качества раскрытия. Очевидно, для казахстанских компаний переход на раскрытие нефинансовой информации также станет более актуальным по мере ужесточения регуляторных норм и расширения перечня запросов от заинтересованных сторон, как это происходило на развитых рынках. Этот процесс уже начался, мировые тренды приходят в казахстанский корпоративный сектор.

*Эксперт отдела рейтингов Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»).

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям

Международный бизнес

Указатель поворота

Чтобы продолжать устойчиво развиваться, Bosch переносит акцент на IoT и искусственный интеллект