Создаем критическую массу

Факторинг может стать эффективным решением ряда проблем с финансированием бизнеса, однако этот сегмент еще должен пройти этап формирования устойчивой базы развития и устранения барьеров для роста

Создаем критическую массу

В условиях, когда ужесточаются условия займов и финансовые институты ограничены в ликвидности, а также на фоне общих проблем с неплатежами в бизнес-сфере, предпринимателям все труднее восполнять оборотные средства. Особенно чувствительны к этой ситуации представители малого и среднего бизнеса, не имеющие достаточных запасов ликвидности. В такой ситуации эффективным решением может быть факторинг, позволяющий предпринимателям сразу получить оплату за оказанные услуги и отгруженные товары, передав другому агенту кредитный риск по платежу.

Казахстанский рынок факторинга, как показывает опрос Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»), растет достаточно быстро. Однако этот рост происходит с низкой базы, поскольку активная фаза развития сектора насчитывает всего несколько лет.

По итогам 2015 года объем уступленных участникам исследования RAEX денежных требований составил 37,7 млрд тенге (170 млн долларов), что на 14% больше, чем в 2014 году. По итогам I полугодия 2016 года рост в номинальном выражении достиг 33% к аналогичному периоду предшествующего года. Несмотря на то что факторы, очевидно, увеличивают число клиентов и их бизнес расширяется, в показатели вносит свой вклад и инфляция, которая, по официальным данным, достигла 13,6% в 2015 году. В июне текущего года индекс потребительских цен составил 117,7% к аналогичному месяцу 2015 года. Рост цен подогревается в том числе девальвацией национальной валюты — курс доллара на 1 июля 2016 года вырос на 82% к 1 июля 2015-го. Сфера торговли, на которую приходится почти три четверти факторинговых сделок, согласно опросу 2015 года, особенно подвержена колебанию цен из-за изменения валютных курсов.

Внутренний факторинг в 2014‑м — I полугодии 2016‑го составлял более 95% объема сделок на казахстанском рынке. Почти все оставшиеся сделки приходятся на факторинг без финансирования. О проведенных сделках по импортному факторингу в ходе анкетирования сообщил лишь один фактор, сделки по экспортному финансированию у участников исследования отсутствовали. При этом из семи участников опроса только трое вообще готовы предложить операции международного факторинга. Одна из причин низкой распространенности международного факторинга, вероятно, кроется в существенных валютных рисках, характерных для региона.

Из-за повышенных рисков в экономике факторы Казахстана пока не готовы предоставлять факторинг без права регресса в существенных объемах: на факторинг с правом регресса приходится более 80% совокупного объема сделок (2015 год). Из числа участников текущего опроса факторинг с правом регресса готовы предложить все факторы, пять готовы также предложить факторинг без регресса, реверсивный факторинг и конфиденциальный факторинг.

Казахстанский рынок факторинга остается достаточно молодым и характеризуется невысокой долей в ВВП (порядка 0,01% в 2015 году), а также малым числом игроков на рынке — на сегодняшний день ведут активную деятельность менее десяти факторов. Спрос на этот вид услуг на фоне проблем с банковскими займами растет, сказывается и постепенное повышение уровня осведомленности представителей малого и среднего бизнеса о возможностях факторинга, однако наряду с этим факторы сталкиваются с рядом барьеров, мешающих устойчивому развитию этой молодой финансовой отрасли.

По 20 на каждого

В настоящее время в Ассоциации финансистов Казахстана рассматривается инициатива банков по введению определенных налоговых послаблений на банковские факторинговые операции. Банки, имеющие финансовые, кадровые и прочие ресурсы, могут играть значительную роль на рынке факторинга, где их возможности развития несколько шире, чем у факторинговых компаний. Однако, по утверждению самих банкиров, существующие ограничения в налоговом законодательстве мешают им широко использовать факторинговые операции.

Для представителей МСБ при выборе между кредитом и факторингом важным аргументом в пользу последнего может быть скорость рассмотрения заявки, отсутствие жестких требований к заемщику и к предоставлению залогового обеспечения. Так что наличие интереса банков к этому сегменту, при снятии отмечаемых ими ограничений, может способствовать расширению рынка.

Два банка (Банк Астаны и Альфа-Банк Казахстан) подтвердили, что целенаправленно развивают это направление бизнеса уже сейчас. Помимо них, по данным RAEX, на рынке действует 15–20 специализированных факторинговых компаний.

По оценкам RAEX, на 7 участников исследования в 2014‑м — I полугодии 2016‑го приходилось примерно 80% объема казахстанского рынка факторинга. При этом достаточно высока доля крупнейшего участника — ДБ «Альфа-Банк». На него приходится около 47% денежных требований, уступленных участникам исследования в 2015 году, что обуславливает чувствительность динамики агрегированных показателей рынка к резкому изменению объемов бизнеса данной компании.

В 2015 году наиболее впечатляющие показатели имели «Евразийский Факторинг» и FinanzFactor, которые активно расширяют бизнес. Многие другие участники рынка показывали гораздо более скромные результаты, при этом зачастую у компаний имело место сокращение объема уступленных денежных требований. В 2016 году по сравнению с I полугодием 2015 года ситуация выглядит несколько лучше, и большее количество компаний перешли в положительную зону. В частности, в I полугодии 2016‑го хороших результатов достиг “ТехноФактор”. Динамика рынка в целом продолжает зависеть от отдельных игроков и, вероятно, по итогам года рост вновь будет двузначным.

Клиентская база участников анкетирования в 2014‑м — I полугодии 2016‑го расширялась. Так, в 2015 году число активных клиентов опрошенных факторов выросло по сравнению с 2014‑м на 27%, до 117. Среднее число активных клиентов у основных игроков рынка находится в районе 15–20 и достигает 30 только у некоторых из них.

Количество дебиторов, поставки, в адрес которых были переданы на факторинг, увеличилось на 44%, до 193. Однако рост показателя — во многом заслуга одной компании — FinanzFactor, которая, активно расширяя бизнес, увеличила число клиентов и дебиторов в 2015 году почти в четыре раза и по количеству контрагентов стала одним из лидеров рынка.

Большая часть клиентов и дебиторов представляют малый и средний бизнес, однако лидерами ренкинга по объему уступленных денежных требований закономерно являются два фактора с наибольшим числом клиентов среди крупных предприятий.

Средневзвешенная длительность профинансированной отсрочки платежа составляет в 2015 году 61 день, по сравнению с 53 днями в 2014-м.

Фактор вне закона

Среди моментов, положительно влияющих на инвестиционную привлекательность отрасли, участники исследования выделяют в первую очередь относительно низкий уровень конкуренции. Положительным для новых игроков пока выглядит и отсутствие регуляторных барьеров для входа на рынок. Кроме того, участниками рынка отмечается положительная рентабельность местного факторингового бизнеса.

Снижают инвестиционную привлекательность рынка невысокий спрос на услуги факторинга на рынке и дефицит квалифицированного персонала. Проблема с кадрами приводит в частности к тому, что на рынке не предлагаются капиталоемкие факторинговые услуги и в целом возможность развития и эволюции бизнеса сильно ограничена.

На данный момент у отрасли нет специализированного закона, так же как и нет прямого профильного регулятора. По мнению ряда участников рынка, отсутствие национальных стандартов факторинговой деятельности и пробелы в национальном законодательстве, регулирующем факторинговые операции, также становятся барьерами для развития отрасли и снижают ее инвестиционную привлекательность.

Факторинговая деятельность в Казахстане не лицензируется. Факторинговые операции включаются в состав банковской лицензии и, соответственно, косвенно подпадают под банковское регулирование, но к специализированным факторинговым компаниям не предъявляется особых требований, и у них нет профильного регулятора. Основные вопросы финансирования под уступку денежного требования регламентированы Гражданским кодексом РК. Это в некоторой степени снижает барьеры входа на рынок, однако отсутствие должных стандартов сдерживает развитие отрасли.

Среди международных норм, которые, по мнению участников рынка, являются предпочтительными при формировании внутренних стандартов и политик факторинговых компаний и банков, чаще всего упоминаются «Общие правила международного факторинга», выработанные международными факторинговыми организациями FCI и IFG. На втором месте участники ставят стандарты, основанные на Конвенции УНИДРУА и ООН (ЮНСИТРАЛ), и национальные, выработанные в сотрудничестве с национальным регулятором.

Растущий организм

Наиболее значимым барьером, затрудняющим развитие рынка факторинга в Казахстане, участники рынка склонны считать нехватку фондирования. Особенно остро эту проблему чувствуют специализированные факторы, не имеющие возможности обратиться за ликвидностью к крупному материнскому банку. Российская Ассоциация факторинговых компаний (АФК) в 2013 году проводила аналогичный опрос в Казахстане, и нехватка фондирования и тогда была отмечена главным барьером развития рынка. Отношение к негативным моментам в целом осталось схожим с тех пор.

Сразу три барьера набрали одинаковые оценки в ходе опроса (в среднем около 6 баллов по 10‑балльной шкале): отсутствие государственной поддержки отрасли, низкая инвестиционная привлекательность факторингового бизнеса и недостаточная осведомленность малого и среднего бизнеса о факторинге.

Невнимание институтов государственной поддержки к факторингу отчасти также связано и с вопросом ликвидности, так как от государства зачастую ожидают помощи именно в решении проблемы фондирования.

В этом направлении наметились определенные улучшения: участники рынка ожидают роста масштабов поддержки факторинговых компаний по линии Фонда развития предпринимательства «Даму» — государственного фонда, занимающегося финансовой и нефинансовой поддержкой малого и среднего бизнеса. До конца 2016 года на эти цели планируется выделить 1 млрд тенге. Как указывается в аналитических материалах фонда, в последующие годы, в случае интереса со стороны МСП к такому виду финансирования, а также если факторинг окажет положительное влияние в целом на развитие этого сегмента бизнеса, «Даму» планирует расширить объем финансирования на данные цели.

В «Даму» считают, что использование механизма факторинга расширит возможности МСП по непрерывному обороту капитала независимо от регулярности платежей дебиторов. Кроме того, использование государственных средств по данному направлению, возможно, позволит стимулировать развитие рынка факторинга в Казахстане и в целом будет способствовать росту прозрачности рынка.

Участники рынка выделяют и низкую инвестиционную привлекательность факторингового бизнеса в стране, и, соответственно, низкий объем инвестиционных вложений в сектор. Особенно учитывая недостаточный уровень развития фондового рынка.

Немаловажной проблемой является недостаточная информированность малых и средних предприятий о факторинге как финансовом инструменте поддержки торговых операций. В то время как крупный бизнес, как правило, осведомлен о возможностях данного инструмента. Рост информированности потенциальных клиентов — важный этап закрепления факторингового финансирования на казахстанском рынке финансовых услуг, который еще предстоит пройти. Пока, в том числе в силу ограниченности ресурсов, популяризация факторинга идет не слишком активно.

Рост рынка участники опроса, проведенного RAEX, связывают в основном с увеличением объемов сделок на внутреннем рынке как с субъектами малого и среднего бизнеса, так и с крупными компаниями. Крупные сделки лидеров отрасли в сегменте международного факторинга также могут стать драйверами рынка, однако факторинговые компании наиболее перспективным считают сотрудничество с партнерами из стран Евразийского экономического союза.

*Эксперт отдела рейтингов Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан»).

Методология исследования

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА Казахстан») при поддержке Фонда развития предпринимательства «Даму» провело исследование рынка факторинга и подготовило списки крупнейших Факторов по итогам 2015 года и I полугодия 2016 года.

В проекте «Казахстанский рынок факторинга» может принять участие любая факторинговая компания или банк, зарегистрированные на территории РК и осуществляющие деятельность по оказанию услуг (финансирование, управление дебиторской задолженностью, ее сбор, защита от рисков) под уступку денежных требований. Исследование проводится путем анкетирования факторов. В исследовании по итогам 2015 года и I полугодия 2016 года приняли участие 7 факторов.

Под основными терминами, используемыми в исследовании, понимается следующее:

Фактор — факторинговая компания или факторинговое подразделение банка, предоставляющие клиенту финансирование или иные услуги под уступку денежного требования.

Факторинг с регрессом — вид факторинга, при котором в случае невозможности взыскания с дебитора сумм в полном объеме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие денежные средства.

Факторинг без регресса — вид факторинга, при котором в случае невозможности взыскания с дебитора сумм в полном объеме фактор потерпит убытки в рамках выплаченного клиенту финансирования.

Международный факторинг — вид факторинга, при котором клиент и дебитор являются резидентами разных государств.

Объем денежных требований, фактически уступленных фактору,— данное определение подразумевает только те денежные требования, под которые финансирование уже предоставлено клиенту, либо оказаны иные услуги, предусмотренные в договоре факторинга. Данная формулировка используется для того, чтобы не исключать из оборота сделки, при которых оказываются услуги без выплаты финансирования (например, только страхование или управление дебиторской задолженностью).

Объем финансирования, фактически предоставленного фактором клиентам под уступку денежного требования,— объем авансов (первых платежей).

Факторинговое вознаграждение — совокупный доход фактора, включающий все виды комиссий, штрафы, пени и другие виды вознаграждений за осуществление факторинговых операций.

Срок факторинговой сделки — срок с момента предоставления финансирования в счет уступленного денежного требования до погашения данного требования.

Электронный факторинг — технология, при которой сведения о денежных требованиях, подтвержденные электронной цифровой подписью клиента, в электронном виде поступают фактору по защищенным каналам связи.

В анкетировании приняли участие следующие факторы: ТОО «CommerceFactor», ТОО «FinanzFactor», ТОО «First Factoring Company», АО ДБ «Альфа-Банк», ТОО «Евразийский Факторинг», ТОО «ТехноФактор», ТОО «Factoring to Business». RAEX выражает признательность всем компаниям и спикерам за интерес, проявленный к исследованию.

Статьи по теме:
Бизнес и финансы

Максут растет

БАСТ рапортует о завершении второй очереди строительства на Максуте

Спецвыпуск

Приспособиться к реальности

Замедление банковского кредитования и снижение запросов на оценку залоговой недвижимости переориентируют участников рынка на более сложные виды оценки

Спецвыпуск

Консалтинг ушел в минус

Рынок сильно просел в 2016-м, однако консалтеры ожидают его восстановление уже в текущем году

Спецвыпуск

Спроси у бухгалтера

Происходящие в банковском секторе события задевают и аудиторов: регулятор намерен ужесточить требования к аудиторским компаниям