Входим парой

В 2016 году на казахстанском рынке появились 4 наиболее ожидаемых бренда

Входим парой

Сразу две пары известных и давно ожидаемых брендов зашли на казахстанский рынок буквально в течение года. Если первая пара представлена в родственных индустриях — Starbucks и McDonald’s, то Uber и «Яндекс-Такси» и вовсе прямые конкуренты. Впрочем, большая часть страны их появления пока не почувствовала. Возможность питаться по-брендовому и ездить на такси в новом формате в 2016 году получили только жители Астаны и Алматы.

Общепит мирового масштаба

Наличие в стране сетей кофеен Starbucks и фастфуда McDonald’s считается признаком цивилизованного рынка. Казахстанский рынок на звание цивилизованного претендовал давно: сообщения о том, что эти сети откроют свои первые точки в республике, регулярно появлялись в СМИ последние несколько лет. Слухи о выходе Starbucks на отечественный рынок в 2012 году подогрела растяжка с логотипом компании, закрывающая строительный забор в южной столице.

И вот — дождались. Хотя первая кофейня Starbucks открылась в Алматы 18 декабря 2015 года, у компании официально шел фискальный 2016 год. Сейчас он закончен, и в числе достижений фискального 2016 года в отчетности Starbucks отмечено открытие первых точек сети в Камбодже, Казахстане, Люксембурге, Андорре, ЮАР, Словакии, Тринидаде и Тобаго. Всего за год Starbucks открыл 2 042 кофейни. По меркам кофейной империи, располагающей в общей сложности 29 085 точками в 75 странах,— год был успешным.

В день открытия первой кофейни Starbucks в Казахстане еще до 8 утра, несмотря на утренний морозец, у ТРЦ Mega Park собралась очередь из желающих выпить кофе, приготовленный работниками мультинациональной компании. Очереди при открытии кофеен Starbucks — не нонсенс, но все равно энтузиазм кофеманов стал объектом шуток в интернете.

«В Mega с утра огромные очереди за кофе Starbucks. Молодцы организаторы, создали нормальный такой ажиотаж, как будто казы начали бесплатно раздавать»,— писал тогда блогер, а ныне гендиректор сети конкурента Starbucks, кофеен Angel-in-us, Алишер Еликбаев. «Мы были настолько впечатлены первым знакомством с нашими казахскими гостями, что вскоре открыли еще одну кофейню Starbucks в ТЦ Mega в Алматы. В последующий год мы открыли еще шесть кофеен в Алматы и Астане, включая и чудесную кофейню с reserve-баром в торговом центре Esentai»,— ответили в Starbucks на вопрос корреспондента «Эксперта Казахстан» о итогах первого года работы знаменитой сети в РК.

На презентацию последней из упомянутых кофеен приезжал вице-президент по лицензионным операциям Starbucks в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Рис Айли, но, общаясь, он больше акцентировал внимание на продукции и услугах сети, нежели конкретике об инвестициях и доходах. Из последней отчетности компании: мировые продажи сети выросли на 5%, хорошие показатели у Северной и Южной Америки — плюс 6%, Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион продемонстрировали рост на 3%, а вот показатели региона EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка), к которому в компании относят и Казахстан, остались на прежнем уровне. Кстати, Starbucks планирует открыть в Китае более 5 000 кофеен к 2021 году и ожидает, что китайский рынок в конечном счете обойдет рынок США.

Утренняя очередь в Starbucks напомнила о километровых очередях 1990‑го в первый московский McDonald’s. Первая казахстанская «дочка» сети открылась 8 марта 2016 года в Астане не без ажиотажа — очередь была, но, конечно, уже не такая, как в девяностые в Москве. Зато сама церемония открытия фастфуда прошла с участием селебрити местного уровня — Адильбека Джаксыбекова, тогдашнего акима Астаны, министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы. Г-н Мухамедиулы, правда, пояснил, что культура и спорт здесь ни при чем, а он пришел на открытие, чтобы поддержать своего друга Кайрата Боранбаева, владельца франшизы сети в Казахстане. В конце этого лета российская пресса сообщала о намерении казахстанского франчайзи американской сети приобрести рестораны и франшизу McDonald’s в 13 регионах России, в том числе и в Москве.

Представители McDonald’s Казахстан считают, что полностью выполнили задачи, которые ставились на 2016 год, первый год работы сети McDonald’s в республике, в том числе планы по открытию ресторанов и планы по инвестициям. Более того, PR-служба McDonald’s Казахстан отмечает, что некоторые показатели оказались даже лучше прогнозируемых, правда, не указывая, какие именно.

Первый казахстанский ресторан McDonald’s посетил даже глава государства Нурсултан Назарбаев. Визит президента за несколько дней до открытия официально объяснили заботой об инвестиционной привлекательности республики: чем больше на рынке мировых брендов, тем она выше, поскольку в том числе и на основании присутствия международных брендов инвесторы формируют первичное представление о потенциале рынка, покупательской способности граждан и даже общей экономической ситуации в стране.

Дави на газ

Не особо активно использующие услуги таксопарков казахстанцы привыкли, что решить вопрос передвижения по городу можно легким взмахом руки у обочины. Выхода на казахстанский рынок Uber и «Яндекс.Такси» ждали в основном те, кто использовал эти сервисы в других странах и остался ими доволен.

Uber и «Яндекс.Такси» появились на рынке РК почти одновременно — сервис вызова такси стал доступен в Астане с 10 июня, в Алматы — с 7 июля 2016 года. «Яндекс.Такси» начал возить пассажиров по южной столице с 28 июля 2016 года, а по Астане — совсем недавно, с 30 ноября. Принципиальное отличие первого сервиса от второго — Uber работает непосредственно с водителями, «Яндекс.Такси» — с таксопарками и диспетчерскими. Принципиальное совпадение — пассажиры и Uber, и «Яндекс.Такси» — люди со смартфонами, где установлено соответствующее мобильное приложение. Владение пластиковой карточкой в казахстанских условиях не обязательно, но желательно: в «Яндекс.Такси», где первоначально предусматривалась оплата наличными, быстро подключили эту опцию, а в Uber, в свою очередь, добавили возможность оплаты наличными.

Обе компании утверждают, что выход на казахстанский рынок получился весьма успешным. «Мы очень довольны результатами работы в Казахстане. Сервис был невероятно тепло принят жителями и гостями страны. Алматинцы и астанчане очень ждали прихода инновационного сервиса, что было видно по количеству открытий приложения в городе еще до официального старта работы платформы в городе,— прокомментировали вопрос о первых итогах работы в Uber. — Как оказалось, это было только начало: Алматы, к примеру, установил множество рекордов среди других городов региона в первый месяц с момента запуска».

Рекордными, по словам представителей компании в РК, оказались такие показатели, как количество заказов поездок, количество открытий приложения, количество стран, представители которых сделали поездку с Uber в Алматы, количество автомобилей и водителей-партнеров, которые в день запуска были онлайн на платформе. «За первые месяцы с начала работы сервиса спрос на поездки, которые можно заказать через платформу Uber в Казахстане, был рекордным по нашему региону»,— подчеркивают в Uber.

Кроме того, в компании отметили, что казахстанский рынок имеет огромный потенциал, а рост спроса происходит не за счет ухода с рынка других игроков. «По опыту работы Uber на зрелых рынках, например в Москве, где сервис был запущен в декабре 2013 года, большая часть наших пользователей — это не те, кто всегда пользовался услугами традиционных такси, а потом переключился на Uber,— рассказывают представители Uber. — Большая часть наших пользователей — это люди, которые никогда раньше не пользовались такси в принципе, потому что это было дорого, неудобно или по другим причинам. Таким образом, с начала работы Uber в Казахстане мы значительно расширили спрос на поездки по городу». В Казахстане зарегистрировано уже более 1 500 индивидуальных предпринимателей-партнеров Uber.

С «Яндекс.Такси» в Алматы уже более 3 000 водителей из 32 таксопарков и диспетчерских. В компании отмечают, что итоги работы в 2016 году в Казахстане превысили ожидания: «Сервис в Казахстане активно растет как по количеству пользователей и их активности, так и по количеству подключенных автомобилей. Среднее время подачи машины — 8 минут в классе “эконом” и 4 минуты в классе “бизнес”».

Стоит отметить, что оба бренда начали работу на казахстанском рынке с маркетинговых акций и демпинга и поначалу очаровали жителей мегаполисов дешевизной поездок. Правда, результатом стала проблема с доступностью машин. Но Uber решает этот вопрос за счет динамических коэффициентов: в периоды повышенного спроса на поездки (это могут быть плохие погодные условия, часы пик, окончание массовых мероприятий) в системе применяется алгоритм, который в режиме реального времени прогнозирует спрос и на основе этих данных временно повышает стоимость поездок, применяя так называемые динамические коэффициенты. Временами они клиентов весьма удивляют и те предпочитают воспользоваться либо другим сервисом, либо традиционным голосованием у обочины. И тем не менее число заказов такси через эти два приложения растет, и 2016 год уже можно с полным правом назвать годом, когда рынок служб такси Алматы и Астаны кардинально изменился.

Статьи по теме:
Люди и события

Дефиле к юбилею

В Алматы завершился двадцатый сезон Kazakhstan Fashion Week

Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова