Ход винной картой

Казахстанская компания «Био Тау Жер» выращивает органический виноград и делает из него вино под брендом «Chateau Karakemer»

Ход винной картой

В глобальном масштабе экологически чистое вино завоевывает рынок по принципу «медленно, но верно» — продажи органических вин за последние 10 лет выросли, по разным оценкам, на 25–35%.

Эксперты предполагают, что этот тренд будет сохраняться, а интерес потребителей к продукту расти. Недостаточную пока популярность вина из органического винограда они объясняют тем фактом, что многие потенциальные клиенты о таком вине просто не знают. Впрочем, даже те, кто в курсе, часто не придают особого значения этой информации. Закономерно, что рынок вина из органического винограда отличается от страны к стране — спрос выше в регионах с более высоким процентом населения, разбирающегося в вопросе органического производства, то есть в развитых странах и мегаполисах.

В Казахстане производитель вина из винограда, который был выращен без применения искусственных химических веществ, таких как гербициды и пестициды, пока только один. Это завод Chateau Karakemer компании «Био Тау Жер».

Правила органического виноделия

В селе Каракемир, где расположен завод ТОО «Био Тау Жер», еще в советское время существовал плодовинсовхоз и росли виноградники. Для виноградарства прекрасно подошли и климатические условия предгорий Заилийского Алатау, и почва — в гумусе здесь много камней, что позволяет земле сохранять тепло для корней лозы в прохладные ночи. Но в годы антиалкогольной кампании почти все виноградники здесь были вырублены, и их возрождение началось только в начале 2000‑х.

Руководитель «Био Тау Жер» Нагима Таванова вспоминает: «Когда я начинала бизнес, французские виноделы порекомендовали мне проверить земли и сертифицировать их для органического производства — ведь после развала Советского Союза здесь никто не пользовался удобрениями. В 2002 году в Каракемир приехали представители Suolo e Salute, сертификационной компании из Италии. Они взяли почву на анализ и были удивлены девственной чистотой земли». Сейчас компания «Био Тау Жер» полностью казахстанская, но изначально это было совместное казахстано-французское предприятие (52% — у казахстанской стороны, 48% — у французской). Компаньонов пригласили именно для того, чтобы они помогли наладить «правильное» выращивание винограда и производство вина. Французский винодел Хосе-Филипп Кусо помог с выбором сортов, подходящих для региона, и после придирчиво следил за высадкой 100 тысяч саженцев Cabernet Sauvignon, Cabernet Franc, Fer-Servadou и Merlot — весной 2003 года их привезли в Казахстан из провинции Лангедок, юга Франции. Каждая лоза тогда обошлась примерно в 1,7 евро.

Площадкой под виноградники стали 20 гектаров бывшего яблоневого сада, лозу высаживали в течение двух недель около двухсот человек. Тогда же, в 2003-м, компания «Био Тау Жер» начала строительство винодельческого завода. Производственный комплекс находится на глубине 8 метров, его стены выложены речным камнем — для естественного температурного баланса. Летом на заводе температура в пределах 20 градусов, зимой — около 5.

Расчетный урожай с 20 гектаров виноградников — 90–100 тонн, производственная мощность завода Chateau Karakemer — 135 тысяч литров в год, в перспективе в «Био Тау Жер» хотят расширить площади виноградников, добавив белые сорта. Возможности для этого есть — в аренде у компании 400 гектаров земли, 202 из них пригодны для высадки лозы.

Чистое вино

Собирают виноград на заводе Chateau Karakemer вручную, укладывая каждую кисть в деревянные или пластиковые ящики. Вино готовится по классической технологии брожения сусла на мезге. Дрожжи на производстве используются обязательно сортовые, для каждого сорта винограда — свой сорт дрожжей. На винодельческом предприятии объясняют, что дрожжи для виноделия могут быть универсальными либо общими для всех белых или всех красных вин. Но есть и специальные — для Cabernet Sauvignon — свои, и для Merlot — свои, особенные.

В технологической производственной цепочке на винодельческом предприятии задействована универсальная машина для переработки любых ягод, в которых содержится сок, вне зависимости от их формы. Такое оборудование установили в расчете на перспективу выжимать не только виноградный сок, но и соки других культур и делать, например, детский органический сок, поскольку компания планирует развиваться именно в направлении производства органической продукции. Среди отдаленных планов — установка консервного завода и создание туристической инфраструктуры, но пока все силы брошены именно на винодельческую составляющую.

Первые вина под брендом «Chateau Karakemer» появились на казахстанском рынке в 2012 году — это был урожай 2008‑го, каждый год в продажу поступает новая партия вина с пятилетней выдержкой. Этот срок прописан в технологиях предприятия, но сейчас здесь подумывают сократить его до трех лет, поскольку казахстанцы все-таки чаще предпочитают молодые вина более выдержанным.

«Это чистый натуральный сок, который прошел процесс брожения»,— с гордостью характеризует продукцию своего завода Нагима Таванова, еще раз подчеркивая, что вина произведены из органического винограда и имеют особенные вкусовые свойства. О пользе употребления красного вина можно спорить, но вино из органического винограда действительно отличается от обычной винодельческой продукции. Во-первых, в нем ограниченное содержание ангидрида серы — это единственный консервант, который есть в любом вине, поскольку без серы вино не будет стабильным. «Именно ангидрид серы является причиной того, что от вина утром болит голова или есть другие неприятные симптомы,— комментирует бренд-менеджер Chateau Karakemer Ернар Бали. — Органическое вино должно быть достаточно нестабильным по сравнению с обычным, но единственное, что с ним может из-за этого произойти,— это выпадение осадка. Осадок — это винный камень, естественная для вина вещь, а отсутствие осадка говорит лишь о количестве консерванта в вине, а никак не о качестве напитка». Второе преимущество вина из органического винограда — это чисто экологические выгоды: при производстве не используются вредные химикаты, а значит, оно не загрязняет почву, воздух и воду, а неблагоприятное воздействие на окружающую среду сведено к нулю.

«В мировой практике винный бизнес ставится пятнадцать лет, нами уже пройдено тринадцать,» — констатирует Нагима Таванова. Все эти годы компания «Био Тау Жер» развивает бизнес самостоятельно, без господдержки. Ситуация парадоксальная — хотя виноградарство считается приоритетной отраслью сельского хозяйства и пользуется всеми преференциями со стороны государства, компания, которая выращивает виноград, воспользоваться ими не может, потому что ее конечным продуктом является вино, подакцизный товар, на производство которого ни льгот, ни субсидий не предусмотрено.

Реальный вкус

Сейчас компания «Био Тау Жер» выстраивает эффективную систему реализации вина из органического винограда. Первоначально продажи вин от Chateau Karakemer начинали через больших импортеров, но, учитывая наценки последних, конечная стоимость вина получалась высокой и неконкурентоспособной. «В 2012 году на полке в “Магнуме” наше вино стояло за 4600 тенге, а рядом — бутылки чилийского и французского вина за 1800–2200 тенге. Народ не брал, поскольку не понимал, почему казахстанский продукт стоит дороже европейского. Конечно, мы старались делать упор на объяснения типа «это органика, она и должна быть на порядок дороже, потому что затраты выше, а производственная часть — тяжелее», но было понятно: с этим нужно что-то делать,» — рассказывает о маркетинговой истории компании Ернар Бали. В «Био Тау Жер» решили оптимизировать производство и максимально сократить маржу, чтобы привлечь потребителя. Через четыре года получилось сделать партию вина с ценой в тысячу тенге за бутылку для оптовых покупателей. Однако пока и этот ход себя не оправдывает: если раньше у потребителей был вопрос «почему так дорого», то сейчас они снова сомневаются в покупке, но уже из соображений, что «органика не может стоить так дешево». Бренд-менеджер Chateau Karakemer предупреждает, что такие цены компания держит только для того, чтобы более масштабно представить себя на казахстанском рынке и дать людям возможность оценить вино из органического винограда, а по сути — создать новую рыночную нишу на казахстанском рынке вина. «Да, мы сейчас работаем в минус, но это осознанное решение, и держать такую цену долго мы не сможем, уже в следующем году стоимость нашего вина начнет расти». Если до сих пор вино из органического винограда продавалось только в нескольких ресторанах страны (с сумасшедшей наценкой до 500%) и точечно в нескольких магазинах, то сейчас производитель подписал договор с сетью «Рамстор» и планирует открыть собственную фирменную точку.

За производством органических вин лежит простая идея — добиться ественным путем того, что многие виноделы получают за счет применения химии и технологических приемов. Второй вариант проще и дешевле, первый — значительно затратнее и по деньгам, и по времени. Казахстанское вино из органического сырья вряд ли станет дешевым и массовым продуктом, но вполне способно стать одним из имиджевых товаров, по которому будут узнавать нашу страну.

Статьи по теме:
Казахстан

Модернизация или советизация?

На наших глазах складывается пропагандистское общение: обращаются не к личности собеседника, а к обобщенному образу аудитории

Тема недели

Без выбора

Предложенный Минздравом вариант обязательного социального медстрахования, увеличивая расходы на медицину, может лишить часть населения медицинской помощи

Люди и события

Кольсайская пастораль*

Почему после пресс-тура в Саты у журналистов появилось больше поводов для разочарования в местном туризме