Операция “Стоп-инфляция”

Методы управления ценами, применяемые Министерством национальной экономики, совмещают административные и рыночные инструменты

Операция “Стоп-инфляция”

Сразу после перехода к плавающему обменному курсу и режиму инфляционного таргетирования в августе минувшего года правительство начало применять административные инструменты по удержанию роста цен. В уходящем году арсенал командных мер по борьбе с инфляцией расширился.

Министерство предложило установить рекомендуемые цены на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), фиксировать надбавки (на уровне 20-25%) в период пиков роста цен, выделить местным производителям до трети мест на физических рынках, открывать социальные магазины, проводить ярмарки сельхозпродукции и поддерживать строительство оптовок в пригородах.

Набор инструментов на первый взгляд и впрямь кажется странным, если учесть, что в конце минувшего года правительство решило либерализовать цены на нескольких рынках — хлебном и топливном.

Однако, прежде чем обвинить правительство в непоследовательности, стоит вспомнить макроэкономический контекст, в котором вырабатывались эти инструменты.

ВВП республики в 2015 году вырос на 1,2%, показав один из минимальных результатов за последние 15 лет. Официальная оценка роста экономики в 2016 году — 0,5%. По итогам 2015 года рост индекса потребительских цен составил 13,6%, по итогам 11 месяцев уходящего года инфляция составила 7,5%, и нельзя исключать, что по итогам года показатель выйдет за границы заявленного коридора в 6-8%.

Ситуация, когда экономика показывает темпы роста, близкие к нулю, но сохраняется высокая инфляция, называется стагфляцией. При стагфляции происходит падение реальных доходов населения и компаний, получающих выручку в национальной валюте, растет бедность, сокращаются качество и размер соцпакета. В воронке стагфляции тонут сбережения, инвестиции и доверие к национальной валюте. Именно поэтому сдерживание инфляции всеми доступными целями и стало главной целью экономических властей страны — правительства и Нацбанка. Задачей долгосрочной и краткосрочной одновременно.

Другими словами, правительство было вынуждено использовать оперативные административные меры для контроля цен. В противном случае страну ожидал бы рост социальной нестабильности.

В структуре инфляции учитываются цены на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Следует отметить, что административно контролируется лишь первая из трех составляющих, да и та — частично, через цены на социально значимое продовольствие. Этим правительство в первую очередь пытается поддержать наименее защищенные слои населения, чьи траты на продукты питания занимают в структуре совокупных расходов до 50%.

Сдерживание цен на СЗПТ, по-видимому, показало наиболее ощутимый эффект. Цены на продовольствие по итогам 11 месяцев года давали один из самых мощных импульсов инфляции — 7,8% к декабрю 2015-го. Для сравнения, непродовольственные товары подорожали на 8,6%, услуги — на 6,0%.

Цены на СЗПТ выросли на 11,2%. Из продовольственных товаров наиболее сильным ростом отметились цены на яйцо (34,2%), черный чай (11,7%), мясо птицы (5,1%), творог (4,4%). Причиной роста цен в большинстве случаев явились сезонный фактор, рост цен у поставщиков сырья и импортеров готовой продукции, увеличение расходов местных производителей и оптовиков на бензин и дизтопливо после отмены регулирования цен на топливном рынке. Упали цены на плодоовощную продукцию (лук — 18,5%, морковь — 15,3%, картофель — 11,1%) в силу того же сезонного фактора. Цены на сахар снизились на 9,5% из-за сжатия цен импортеров и оптовиков.

Помимо административных мер (выставления рекомендованных цен и возбуждения дел за необоснованное завышение цен) местные власти в координации с Министерством национальной экономики также прибегали и к конвенциональным для развитых рыночных экономик способам. Например, продуктовым интервенциям за счет ресурсов региональных стабилизационных фондов по ограниченному кругу товаров — СЗПТ. Всего осенью-2016 проведено интервенций на 3,5 тыс. тонн продукции на сумму 470,5 млн тенге. Еще одно направление работы — организация ярмарок для местных сельхозтоваропроизводителей. В сентябре-ноябре, по сведениям МНЭ, проведено 1,5 тыс. ярмарок, где продано продукции на 9 млрд тенге.

В краткосрочных планах Минэка пороговые розничные, а также рекомендуемые цены на СЗПТ, рассчитанные по методологии министерства (предусматривает наценку в оптовом звене до 23%, в розничном — 15-30%). Планируется стандартизировать перечень товаров, входящих в СЗПТ, наладить ежемесячную отчетность производителей о еженедельном уровне отпускных цен с тем, чтобы в дальнейшем публиковать их.

Административные меры регулирования действительно показали себя эффективными на коротком отрезке, не позволив захлестнуть замедлившуюся экономику волной инфляции. Однако из этого не следует, что Минэку и местным исполнительным органам необходимо применять их в дальнейшем на постоянной основе.

В долгосрочной перспективе наиболее эффективным выглядит набор инструментов, оказывающих на цены не прямое, а косвенное влияние: снижение стоимости капитала, удешевление стоимости входа на рынок, расширение доступа к физическим рынкам и розничным сетям, сокращение транспортных и трансакционных издержек, снижение административного давления на участников всей цепочки добавленной стоимости.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках