Операция “Стоп-инфляция”

Методы управления ценами, применяемые Министерством национальной экономики, совмещают административные и рыночные инструменты

Операция “Стоп-инфляция”

Сразу после перехода к плавающему обменному курсу и режиму инфляционного таргетирования в августе минувшего года правительство начало применять административные инструменты по удержанию роста цен. В уходящем году арсенал командных мер по борьбе с инфляцией расширился.

Министерство предложило установить рекомендуемые цены на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ), фиксировать надбавки (на уровне 20-25%) в период пиков роста цен, выделить местным производителям до трети мест на физических рынках, открывать социальные магазины, проводить ярмарки сельхозпродукции и поддерживать строительство оптовок в пригородах.

Набор инструментов на первый взгляд и впрямь кажется странным, если учесть, что в конце минувшего года правительство решило либерализовать цены на нескольких рынках — хлебном и топливном.

Однако, прежде чем обвинить правительство в непоследовательности, стоит вспомнить макроэкономический контекст, в котором вырабатывались эти инструменты.

ВВП республики в 2015 году вырос на 1,2%, показав один из минимальных результатов за последние 15 лет. Официальная оценка роста экономики в 2016 году — 0,5%. По итогам 2015 года рост индекса потребительских цен составил 13,6%, по итогам 11 месяцев уходящего года инфляция составила 7,5%, и нельзя исключать, что по итогам года показатель выйдет за границы заявленного коридора в 6-8%.

Ситуация, когда экономика показывает темпы роста, близкие к нулю, но сохраняется высокая инфляция, называется стагфляцией. При стагфляции происходит падение реальных доходов населения и компаний, получающих выручку в национальной валюте, растет бедность, сокращаются качество и размер соцпакета. В воронке стагфляции тонут сбережения, инвестиции и доверие к национальной валюте. Именно поэтому сдерживание инфляции всеми доступными целями и стало главной целью экономических властей страны — правительства и Нацбанка. Задачей долгосрочной и краткосрочной одновременно.

Другими словами, правительство было вынуждено использовать оперативные административные меры для контроля цен. В противном случае страну ожидал бы рост социальной нестабильности.

В структуре инфляции учитываются цены на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Следует отметить, что административно контролируется лишь первая из трех составляющих, да и та — частично, через цены на социально значимое продовольствие. Этим правительство в первую очередь пытается поддержать наименее защищенные слои населения, чьи траты на продукты питания занимают в структуре совокупных расходов до 50%.

Сдерживание цен на СЗПТ, по-видимому, показало наиболее ощутимый эффект. Цены на продовольствие по итогам 11 месяцев года давали один из самых мощных импульсов инфляции — 7,8% к декабрю 2015-го. Для сравнения, непродовольственные товары подорожали на 8,6%, услуги — на 6,0%.

Цены на СЗПТ выросли на 11,2%. Из продовольственных товаров наиболее сильным ростом отметились цены на яйцо (34,2%), черный чай (11,7%), мясо птицы (5,1%), творог (4,4%). Причиной роста цен в большинстве случаев явились сезонный фактор, рост цен у поставщиков сырья и импортеров готовой продукции, увеличение расходов местных производителей и оптовиков на бензин и дизтопливо после отмены регулирования цен на топливном рынке. Упали цены на плодоовощную продукцию (лук — 18,5%, морковь — 15,3%, картофель — 11,1%) в силу того же сезонного фактора. Цены на сахар снизились на 9,5% из-за сжатия цен импортеров и оптовиков.

Помимо административных мер (выставления рекомендованных цен и возбуждения дел за необоснованное завышение цен) местные власти в координации с Министерством национальной экономики также прибегали и к конвенциональным для развитых рыночных экономик способам. Например, продуктовым интервенциям за счет ресурсов региональных стабилизационных фондов по ограниченному кругу товаров — СЗПТ. Всего осенью-2016 проведено интервенций на 3,5 тыс. тонн продукции на сумму 470,5 млн тенге. Еще одно направление работы — организация ярмарок для местных сельхозтоваропроизводителей. В сентябре-ноябре, по сведениям МНЭ, проведено 1,5 тыс. ярмарок, где продано продукции на 9 млрд тенге.

В краткосрочных планах Минэка пороговые розничные, а также рекомендуемые цены на СЗПТ, рассчитанные по методологии министерства (предусматривает наценку в оптовом звене до 23%, в розничном — 15-30%). Планируется стандартизировать перечень товаров, входящих в СЗПТ, наладить ежемесячную отчетность производителей о еженедельном уровне отпускных цен с тем, чтобы в дальнейшем публиковать их.

Административные меры регулирования действительно показали себя эффективными на коротком отрезке, не позволив захлестнуть замедлившуюся экономику волной инфляции. Однако из этого не следует, что Минэку и местным исполнительным органам необходимо применять их в дальнейшем на постоянной основе.

В долгосрочной перспективе наиболее эффективным выглядит набор инструментов, оказывающих на цены не прямое, а косвенное влияние: снижение стоимости капитала, удешевление стоимости входа на рынок, расширение доступа к физическим рынкам и розничным сетям, сокращение транспортных и трансакционных издержек, снижение административного давления на участников всей цепочки добавленной стоимости.

Статьи по теме:
Политика и экономика

В поиске стабильности

Канада заинтересована в еще более тесном сотрудничестве с Казахстаном, но на предсказуемых условиях

Спецвыпуск

Недра, о которых забыли

Еще не пройдя ценовой кризис, горнодобывающий сектор страны на полном ходу входит в ресурсный

Казахстан

Музыка нас связала

В казахстанский прокат вышла весенняя комедия «Оралман из Питера» — творческий кинодебют композитора Армана Дуйсенов и клипмейкера Алена Ниязбекова

Люди и события

Восточные мудрецы и восточные красавицы

После долгого перерыва в Кастеевке возобновил свою работу зал искусства Востока