В ожидании аналитики

Эффективность работы госорганов была бы выше, если бы нашлись воля и ресурсы для качественного анализа текущей ситуации в стране

В ожидании аналитики

Налоги — одна из самых чувствительных граней взаимодействия государства и общества. В Казахстане контакты физических лиц с налоговыми органами предельно минимизированы. Казахстанцы пока не сдают декларации о доходах, напрямую им приходится платить лишь несколько видов налогов, поскольку большой объем регулярных контактов с налоговиками принимают на себя бухгалтеры фирм и учреждений.

Масштаб этой группы внушителен, даже если считать только частный сектор: на начало 2016 года в Казахстане активно действовали 221,7 тыс. субъектов бизнеса, за 10 лет их количество увеличилось почти на 30%. Если бы конечные налогоплательщики из среды частного бизнеса — бухгалтеры — выделились в собственную партию, то их объединение уступало бы лишь «Нур Отану», в котором состоит около 870 тыс. человек.

Государство в этом взаимодействии, а нередко и противостоянии, представляют сотрудники Комитета госдоходов (КГД) Министерства финансов — налоговики и таможенники. В последние несколько лет КГД внедряет массу новаций в налоговое и таможенное администрирование, меняя устоявшиеся годами процедуры и внедряя в новейшие IT-технологии.

В такой системе жизненно необходима структура, снижающая трение между двумя группами, и эту функцию в некоторой мере выполняет Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (АНК). Диалоговые площадки, организуемые ассоциацией, позволяют участникам не только обменяться мнениями, но становятся чем-то вроде мастер-классов и тренингов для большого количества наиболее активных налогоплательщиков страны. Сегодня «Эксперт Казахстан» обсуждает с председателем управляющего совета АНК Жаннат Ертлесовой ход этого непростого диалога — общества и государства, а также новации в Налоговый кодекс и пытается понять, почему многие из них общество встречает в штыки.

Диалоги о налогах

— Жаннат Джургалиевна, АНК находится в постоянном контакте с казахстанскими налогоплательщиками. Какие вопросы их беспокоят сегодня?

— Нашу аудиторию я бы разделила на две части. Первая — члены нашей ассоциации, в основном крупный и средний бизнес. С ними мы примерно раз в две недели проводим круглые столы, на которых обсуждаем и, по возможности, пытаемся решить какие-то важные проблемы. Для этой же группы проводим одну закрытую налоговую конференцию в год. Вторая часть — аудитория нашей бесплатной открытой конференции, которую мы также проводим ежегодно, и куда приглашаем всех желающих. Около 90 процентов участников нашей бесплатной конференции — представители малого и среднего бизнеса.

У каждой из обозначенных групп свои вопросы. Крупный бизнес беспокоит по-прежнему большое количество неясностей в Налоговом кодексе. Но в последние несколько лет все большее внимание мы обращаем на проблемы малого и среднего бизнеса, потому что МСБ — хребет нашей экономики, и это не высокие слова, ведь субъектов крупного бизнеса в стране мало, теневой сектор значительный и самозанятых много. И меня очень порадовало, что первую за 12 лет существования ассоциации конференцию в Астане 22 сентября посетило полторы тысячи человек. К слову, провести ее удалось благодаря адресной поддержке фонда «Самрук-Казына».

— Чем интересен этот проект «Самрук-Казыне»?

— Фонд демонстрирует, что его всерьез волнуют проблемы малого и среднего бизнеса. Одна из его главных задач — развитие национального МСБ. Прошлый опыт показывает, что получалось это не так успешно, как хотело бы руководство фонда. Фонду необходимо создавать и участвовать в большом количестве диалоговых площадок, в том числе и регионального уровня, чтобы услышать бизнес и местные сообщества, наладить с ними эффективный диалог. Сейчас в «Самрук-Казыне» реализуется программа трансформации, и внимание фонда к такого рода проектам свидетельствует о том, что процесс идет в правильном направлении.

— Какие из новаций, предлагаемых КГД, вызывают у бизнеса больше всего вопросов?

— Малый и средний бизнес волнуют изменение порогового значения для постановки на НДС, и то, что Минэк и Минфин хотят перевести всех на общий режим, и проблемы всеобщего декларирования. На нашей конференции обсуждалось много косвенных вопросов. Например, выступал председатель правления «Казахтелекома» Куанышбек Есекеев, он рассказывал о сервисах, которые провайдер предоставляет налогоплательщикам. И тут же с мест поднимались представители МСБ и задавали радикально меняющие характер обсуждения вопросы: например, как можно пользоваться этими замечательными сервисами для уплаты налогов, если у них периодически отключают электроэнергию. Это такие частные неналоговые проблемы, которые не позволят внедрить уже упомянутое всеобщее декларирование. Поэтому правительство правильно сделало, что отложило внедрение новаций, затрагивающих интересы МСБ, с 1 января 2017 года на более поздний период.

— Проекты, которые приходится переносить,— это свидетельство низкой эффективности работы госорганов?

— Я не думаю, что в правительстве сидят какие-то вредители или люди, не понимающие специфики МСБ. Нам недостает качественной аналитики. Никто не анализирует тот огромный объем информации, который стекается в госорганы из разной отчетности. Однако или нет людей, или нет желания заниматься анализом. Мне кажется, это и есть самая главная проблема нынешнего этапа развития.

— Конференции АНК — это только диалоговые площадки или там есть место для просветительской работы?

— В отличие от многих других конференций, у нас после каждого выступления сразу задаются вопросы из зала, возникает диалог в реальном времени. В этом году мы впервые на конференции делали выставку современных контрольно-кассовых аппаратов, таможенники демонстрировали систему автоматизации таможенных складов. Демонстрировалась работа в системе электронных счетов-фактур. Благодаря поддержке Министерства информации и коммуникаций на конференции выдавались электронные подписи.

— Нередко позиции налогоплательщиков и госорганов сталкиваются, в этом случае задача АНК — отстоять интересы налогоплательщиков. Как часто удается это сделать?

— Не могу сказать, что наша функция — в любом случае отстаивать интересы бизнеса. Может быть, в силу своего характера или того, что я много лет проработала в государственных органах, я стараюсь занимать рациональную позицию. Кроме того, особенность работы АНК состоит в том, что ассоциация обращается в госорганы только, когда проблемы носят системный характер. Мы не поднимаем вопросы отдельных налогоплательщиков.

А кейсов, когда мы отстаивали позицию членов ассоциации, я могу привести много. Например, налоговые органы собирались с 1 января будущего года вводить электронный аудит. Это означает, что налоговики получают прямой доступ ко всей бухгалтерской информации налогоплательщика. Причем не просто к бухгалтерским документам, а к тому, как они преобразуются в налоговую отчетность. Но к такому доступу не готовы обе стороны: у налогоплательщиков разные системы, и для начала их необходимо стандартизировать, да и у налоговиков есть свои недоработки. В итоге мы создали большую рабочую группу и будем в течение следующего года отлаживать механизмы этой системы.

Нужны ориентиры

— Вы не поддержали введение налога с продаж?

— Если будет внедрен налог с продаж, то сохранятся ровно те же самые проблемы, что сегодня с НДС. Если около 30 процентов экономики в тени, как этот налог ни назови, все равно его будут собирать неэффективно. Ключевая проблема, как мне кажется, это работа таможни, поскольку половина теневой экономики — это теневой импорт. Много говорят о коррупции при возврате НДС, но, во-первых, наверняка этот уровень ниже, чем на заре независимости, а во-вторых, НДС успешно работает в большинстве развитых стран. Нужно бороться с коррупцией при администрировании.

— Какова ваша оценка работы над новым налогово-таможенным кодексом?

— Очень хорошо, что президент разрешил перенести его разработку, потому что, на мой взгляд, готовность этого нового кодекса сейчас составляет, может быть, один процент. В Министерстве экономики в этом году снова поменялось руководство, у него свои взгляды. Конечно, есть проблемы в администрировании, но их можно решать и в текущем режиме, как мы всегда и делали. Пока от Минэкономики нет предложений, как должна измениться налоговая политика, сказать что-то про этот новый кодекс нельзя. Работа над кодексом, кажется, остановилась. Однако задача выработки новой налоговой политики осталась нерешенной. Поэтому хотелось бы восстановить экспертное обсуждение на площадках рабочих групп.

— Вы долго работали в правительстве, вот уже 12 лет возглавляете неправительственную организацию. Насколько последовательной видится вам работа правительства в целом?

— Если вы спросите любого госслужащего, то он ответит: «Конечно, работа последовательна, ведь у нас есть стратегия “Казахстан-2050”». На самом деле мне кажется гениальным решение нашего президента постоянно устанавливать стратегические ориентиры: сначала войти в 50, затем в 30 наиболее развитых стран, внедрить стандарты ОЭСР и так далее. Такие ориентиры необходимы интенсивно развивающимся государствам. Важно, чтобы мы каждый день, каждую неделю были уверены, что идем в правильном направлении, не отклоняемся от курса. И объяснять это нам должны чиновники, но вот этой-то работы мы как раз и не видим. Нам нужны не только индикаторы, по которым мы можем судить о ситуации, но мы должны ощущать поступательные изменения. Например, во всех развитых странах, прежде чем предлагать к утверждению новый бюджет, правительство отчитывается, к каким результатам привели предыдущие расходы. У нас же министры говорят только об освоении денег: «Освоен такой-то объем средств, построено столько-то школ». Но индикатором в данном случае служит другое — качество образования, его доступность.

— Как вы считаете, почему такого рода анализ не проводят?

— Об этом можно рассуждать долго. Если сформулировать коротко: в таком анализе не заинтересована наша элита, да и общество его не требует. Однако какие-то позитивные подвижки я ощущаю. Если вспомнить то, что было в 1990‑е или даже 10 лет назад, насколько более прозрачной стала работа многих госорганов сегодня — перемены заметны. Конечно, многое делается для галочки, но и позитивные изменения происходят. Хочется только, чтобы они шли быстрее, а результаты работы были качественными.

Статьи по теме:
Политика и экономика

Квазизадачка

Квазигосударственный сектор давно пора реформировать, только непонятно как

Казахстан

Обеспечение устойчивого развития энергетики

Краткие итоги министерской конференции и восьмого международного форума

Казахстанский бизнес

Инвестиции без заразы

Неблагоприятная эпизоотическая ситуация может поставить крест на капиталовложениях животноводческих ферм РК

Тема недели

Опасные цифровые связи

В области кибербезопасности уровень подготовки государства, бизнеса и общества не соответствует уровню угроз. Ситуацию должен изменить «Киберщит»