Настоящая самостоятельность

Редакционная статья

Настоящая самостоятельность

Игра в имитацию — та игра, в которую в Казахстане играют во всех сферах жизни на всех уровнях. Особенно ярко в имитацию играют казахстанцы, так или иначе причастные к политике и СМИ. В парламенте имитируются многопартийная система и жесткая критика правительства. Хотя по факту партия там господствует одна, а правительство критикуется в мажилисе столь же единодушно, сколь впоследствии и принимаются предложенные им законопроекты. Кабинет министров уже который год имитирует социально-экономическую модернизацию, никак не успевая перейти к реализации одних утвержденных стратегий и планов в связи с тем, что вместо них регулярно утверждаются новые. Медиа изображают, будто работают в системе, где существует свобода слова. Хотя по казахстанским меркам это много — два уголовных дела против двух наиболее ярких представителей журналистской среды за один год.

Так почему же в этой системе мы не можем имитировать местное самоуправление? И оно до известной степени имитируется.

В международной практике местное государственное управление и местное самоуправление юридически разводятся. Если первое осуществляют уполномоченные государством органы (исполнительные и представительные), то самоуправление отдается на откуп гражданам и их объединениям. В Казахстане акценты несколько смещены. «Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций» — зафиксировано в пунктах 2 и 3 статьи 89 Конституции РК.

На практике органом местного самоуправления в Казахстане стали маслихат и местный аким. «Будет продолжена фискальная децентрализация с недопущением централизации расходных полномочий на областном уровне. Для расширения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления с 2018 года города районного значения, села, поселки, сельские округа с численностью населения более 2000 человек будут самостоятельно формировать и исполнять собственный бюджет. Будет обеспечена открытость и прозрачность местных бюджетов»,— значится в стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года. Законопроект, посвященный местному самоуправлению, сейчас находится в мажилисе и можно с высокой вероятностью утверждать, что в текущем виде и будет принят.

Ответ на вопрос, почему происходит так, что мы в развитии местного самоуправления идем вразрез с мировой практикой, прост и непрост одновременно. Активность населения на местах, резко возросшая в последнее время по разным причинам, может быть обернута на пользу власти, если внимание людей сконцентрируют на возможности самостоятельно решать местные проблемы, или трансформирована в протестный потенциал.

Понятно, какой вариант больше всего нравится политтехнологам на левом берегу Ишима, но для реализации этого сценария необходимо передать на местный уровень рычаги управления, пускай самые слабые. А здесь уже кроется риск, хотя речь идет всего лишь о районном уровне. Например, риск того, что публичная власть может вырасти в конкурента государственной, выдвинуть популярных оппозиционных политиков или попасть под их влияние. Поэтому избирается серединный вариант, при котором самоуправление существует, но находится «под крышей» госоргана.

В целом же стоит оценить нынешние подвижки в вопросе децентрализации власти как позитивные. Правда, настоящая децентрализация произойдет, когда на более высоком — областном уровне — начнут распределять часть собираемого в области корпоративного подоходного налога в пользу акимата. И некоторые акимы, на деле, а не на словах заинтересованные в развитии своих областей, уже несколько лет мечтают о такой возможности. Подотчетность местным представительным органам на региональном уровне достаточно высока, а вот ресурсов не хватает.

И если центр согласится на такую меру, тогда от имитации мы наконец перейдем к настоящим действенным реформам. Хотя бы по одному из фронтов работы.

Читайте тему номера: Порция самоуправления

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках