Инструмент под рукой

Снижение административных барьеров — самый дешевый и действенный инструмент стимулирования предпринимательства в регионах

Инструмент под рукой

В регионах РК существует много проблем, мешающих развитию бизнеса. Это отсутствие квалифицированных кадров, слабое развитие финансовых услуг, инфраструктуры, наличие огромного количества административных барьеров и многое другое. По мнению Кайнара Кожумова, управляющего партнера Центра исследований и консалтинга, чтобы стимулировать предпринимательство в регионах, акимам первым делом нужно снижать административные барьеры. Если на решение остальных проблем нужны дополнительные денежные средства, то на борьбу с бюрократизмом — воля и желание самого акима.

Правила игры

— Как отразится внедрение четвертого уровня бюджета на бизнесе в регионах?

— Думаю, каких-то больших перемен для бизнеса с внедрением самостоятельного бюджета на уровне городов районного значения, сел, поселков и сельских округов ждать не стоит. Поскольку крупный и средний бизнес сосредоточен, скажем так, в урбанизированной части страны, как правило, в городах областного значения.

В городах районного значения и поселках в основном представлен микро- и малый бизнес. Поэтому, если и ожидать какого-то влияния, то только незначительных изменений для крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, которые заняты мелкой торговлей. В целом в сельской местности не так много людей, которые платят индивидуальный подоходный налог — платеж от бизнеса, который будет оставаться в бюджете села. То есть нововведение коснется небольшой группы людей.

— Заинтересован ли аким поселка в том, чтобы выводить из тени местных предпринимателей? Взять хотя бы магазины у дома, где не пробивают чеки.

— Казалось бы, аким поселка должен быть заинтересован в том, чтобы кассовые аппараты работали во всех магазинах в округе, раз бюджет теперь остается у него. Но кассовые аппараты — это вывод из тени корпоративного подоходного налога, который не формирует местный бюджет, а уходит выше — в республиканский.

 На снижение адмбарьеров не нужны дополнительные денежные средства

Есть вопросы и к механизму взимания индивидуального подоходного налога, который с принятием поправок будет оставаться в бюджете поселка. Да, можно заставить всех местных предпринимателей оформить свидетельство ИП и платить индивидуальный подоходный налог за себя и своего работника, если, конечно, он есть. Однако, чтобы оплатить ИПН, индивидуальному предпринимателю нужно поехать в город — не во всех поселках есть отделение банка. Поездка в город создает дополнительные трудности и расходы. Не легче ли утрясти на месте? Не стоит сбрасывать со счетов финансовую грамотность жителей поселка, которая, что скрывать, низкая. В такой ситуации получается, что заинтересованность акима в том, чтобы выводить бизнес из тени — вопрос открытый.

— Не приведет ли к конфликту интересов между акимом и предпринимателем введение четвертого уровня бюджета?

— Как известно, у республиканского бюджета одна налоговая база, у областного и районного — другая. Предполагается, что бюджет четвертого уровня будет формироваться налогами, которые взимаются с людей (индивидуальный подоходный налог) и активов, расположенных или зарегистрированных на данной территории (налог на транспорт, земельный налог, налог на имущество с физических лиц). КПН и НДС — налоги, которые платит бизнес, будут, как и раньше, уходить в республиканскую казну. Учитывая, что индивидуальный подоходный налог — основной налог, который местный предприниматель должен отдавать в бюджет четвертого уровня, здесь есть потенциал для конфликта интересов.

Акиму важно не снижать число занятых на вверенной ему территории, чтобы максимизировать поступления в свой бюджет, а бизнесу важно обеспечивать свою конкурентоспособность (хотя в текущих условиях корректнее будет говорить выживаемость), в том числе за счет увеличения производительности труда. Это предполагает, что увеличение числа занятых не является ключевой задачей бизнеса. Аким же, если предприниматель процветает, будет стремиться, чтобы тот нанимал больше работников. Если же предприниматель, напротив, испытывает затруднения, аким будет стремиться к тому, чтобы бизнесмен хотя бы не сокращал штат. Понятно, что предприниматель, который сильно зависит от исполнительной власти, уступит пожеланиям акима. Но из-за этого он потеряет в производительности и не сможет конкурировать на рынке.

Поэтому вместе с внедрением четвертого уровня бюджета необходимо пересмотреть распределение собираемого КПН между разными уровнями бюджета. Можно оставить поступления от крупных налогоплательщиков на республиканском уровне, а от малого бизнеса направить в местный бюджет. Тогда аким не станет сильно сопротивляться, если бизнес начнет повышать производительность, оптимизируя штат. Потому что производительность прямым образом влияет на способность бизнеса генерировать прибыль, то есть увеличивает налогооблагаемую базу.

Дешево и сердито

— Какие инструменты, стимулирующие развитие бизнеса, есть в арсенале акима?

— Наша система госуправления такова, что инструменты поддержки бизнеса разрабатываются в профильных министерствах. Затем спускаются вниз по исполнительной вертикали, и акимы используют их в пределах своих полномочий. Разработать индивидуальные инструменты стимулирования бизнеса акимы не могут — ограничены в полномочиях.

Слабая инфраструктура, административные барьеры, трудности с доступом к финансированию, отсутствие квалифицированной рабочей силы, ограниченный доступ к сбытовой сети и рынкам — основные проблемы бизнеса в регионах РК. Конечно, ситуация от региона к региону меняется: где-то вопрос нехватки квалифицированных рабочих рук стоит на первом месте, где-то главной проблемой являются административные барьеры.

Но акимы на своем уровне могут лишь влиять на снижение административных барьеров, а также создавать кое-какую инфраструктуру. Остальные проблемы — нехватка финансов, квалифицированной рабочей силы — аким не в силах решить самостоятельно.

Административные барьеры искусственно создаются либо чиновниками на местах, либо уже заложены в нормативных правовых актах. Из-за них предприниматель несет дополнительные издержки, теряет деньги и время. Но что хорошо — на борьбу с ними не нужны дополнительные денежные средства. Поэтому, если учесть соотношение затрат и получаемых выгод, снижение адмбарьеров — по-настоящему единственный эффективный сегодня инструмент стимулирования бизнеса в регионах. Деятельность акима должна быть направлена на поддержку бизнеса посредством снижения всякого рода барьеров в акимате, его структурных подразделениях и подведомственных организациях, а также на ускорение всех разрешительных и иных процедур.

Развитие инфраструктуры — второе направление, с которым аким может справляться самостоятельно. Для развития предпринимательства важно наличие физической инфраструктуры: дорог, инженерных сетей, телекоммуникаций, а также доступности банковских услуг и тому подобного. Создание инфраструктуры по сравнению со снижением административных барьеров — затратное дело. Но есть возможность обеспечить доступ к инфраструктуре без особых затрат путем обеспечения прозрачности и максимального упрощения процедур. Сейчас, например, для подключения к услугам водоснабжения, электрическим сетям затрачивается много времени. Достаточно упростить эту систему, и условия ведения бизнеса в регионах заметно улучшатся.

— Нужен ли акиму собственный пакет инструментов стимулирования бизнеса?

— Я бы, наверное, поставил вопрос несколько иначе. Важно не отсутствие или наличие собственных инструментов у акима, а эффективность реализации государственной политики в развитии предпринимательства на местах. И здесь важно то, насколько аким компетентен, готов ли он разговаривать с бизнесом, все ли он делает, чтобы развивать предпринимательство на вверенной ему территории.

Развитие предпринимательства, создание рабочих мест, привлечение инвестиций — ключевые задачи акима. И стимулирование предпринимательства на местах должно строиться на повышении доверия к исполнительной власти и создании необходимой инфраструктуры. То, как сейчас многие пытаются найти конкретного инвестора и предложить ему конкретный проект, может и работает, но лишь в рамках ручного управления. В долгосрочном плане это неэффективная политика. Поэтому акимам лучше сфокусироваться на создании общих условий: при выборе места для инвестиций бизнес примет решение в пользу того, где минимальные коррупция и административные барьеры.

Статьи по теме:
Политика и экономика

Квазизадачка

Квазигосударственный сектор давно пора реформировать, только непонятно как

Казахстан

Обеспечение устойчивого развития энергетики

Краткие итоги министерской конференции и восьмого международного форума

Казахстанский бизнес

Инвестиции без заразы

Неблагоприятная эпизоотическая ситуация может поставить крест на капиталовложениях животноводческих ферм РК

Тема недели

Опасные цифровые связи

В области кибербезопасности уровень подготовки государства, бизнеса и общества не соответствует уровню угроз. Ситуацию должен изменить «Киберщит»