В ответе за то, во что расфасовали

Производители товаров в упаковке требуют прозрачности сферы управления отходами, поскольку повышать эффективность сбора и переработки мусора в РК будут за их счет

В ответе за то, во что расфасовали

Превратить мусор в товар, который выгодно собирать и перерабатывать — один из постулатов концепции по переходу Казахстана к «зеленой экономике». На практике это должно быть реализовано за счет внедрения расширения ответственности производителей (РОП) по утилизации упаковки. Практически каждый производитель товаров народного потребления (без упаковки сегодня мало кто обходится) будет перечислять некоторое количество денег некой организации, которая обеспечит сбор и утилизацию упаковки. Эффективность системы вызывает у производителей сомнения и обоснованное желание получить четкие ответы на принципиальные вопросы: кому, за что и сколько именно они будут платить.

«РОП — это сейчас самый болезненный вопрос для любого производителя, потому что предполагает повышение цены»,— объясняет директор департамента корпоративных отношений «Эфес Казахстан» Чингиз Кастеев. По предварительным расчетам самих производителей, с введением РОП цены вырастут на 5–7%.

Разворошить кучу мусора

Основная цель введения принципа РОП, несомненно, благая — создание эффективной системы управления отходами путем увеличения объемов и доли перерабатываемых отходов. Во всем мире это происходит за счет производителя — на него возлагается ответственность за сбор, транспортировку, переработку и обезвреживание отходов, которые образуются после утраты потребительских свойств продукции, товаров или упаковки.

О введении принципа РОП в республике заговорили несколько лет назад, тогда же была определена последовательность действий: утверждены план мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013–2020 годы и программа модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014–2050 годы (сейчас уже упразднена).

Планировалось введение новой статьи в экологический кодекс о расширенной ответственности производителей и импортеров. В 2014 году в Национальной палате предпринимателей была создана рабочая группа, занимавшаяся в том числе и подготовкой законодательных изменений. Позицию производителей, которые за все и платят, власти обещали учесть. Под РОП попадали три группы продукции: автотранспортные средства, комплектующие и запчасти; упаковка и продукция в упаковке; электронное и электрическое оборудование. Процесс предполагался постепенным, ответственность производителей должна была расти по мере готовности системы управления отходами как в законодательной части, так и в части администрирования.

Введение РОП с 1 января 2016 года для производителей стало неожиданностью. «Причиной ускоренного введения РОП в Казахстане стало введение утилизационного сбора в России, это была защитная мера казахстанского автопрома. Но по остальным направлениям введение оказалось преждевременным — не готова инфраструктура по раздельному сбору мусора, совершенно не отработана законодательная часть. Новая статья в экологическом кодексе появилась, но все предложения производителей в ней были проигнорированы»,— говорит исполнительный директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков Алия Мамытбаева. По ее мнению, спешка и непоследовательность привели к тому, что в законе осталось много непроработанных моментов.

Одним — права, другим — обязанности

По экологическому кодексу, принцип РОП производителями и импортерами реализуется одним из двух способов. Первый — применение собственной системы сбора, переработки и утилизации отходов согласно требованиям законодательства. Второй — заключение с уполномоченной организацией — оператором РОП договора, направленного на организацию сбора, переработки и (или) утилизации отходов и внесение за это платы на счет оператора РОП. ТОО «Оператор РОП» было создано в январе 2016 года, и, к возмущению производителей, наделено полномочиями монополиста с правом взимать плату за организацию всех упомянутых услуг.

«Оператор РОП, согласно решению правительства, существует в виде ТОО. И это вызывает вопросы к прозрачности и подконтрольности организации. Ведь по закону она не обязана ни перед кем, кроме учредителей, отчитываться»,— указывает г-н Кастеев, добавляя, что никаких требований к эффективности ТОО «Оператор РОП» в законе нет. То есть компания, имеющая исключительные права, сама определяет для производителей тарифы за утилизацию их упаковки, но при этом за выполненную работу ни производителям, ни обществу отчета не дает.

«Непонятно, куда будут идти средства, которые будет аккумулировать организация. В отношении оператора отсутствуют целевые показатели по объемам переработки отходов и ее глубине. А бизнес желает ясно видеть стратегию»,— озвучивает мнение производителей Чингиз Кастеев.

Раз производителей не устраивает оператор РОП, логичным выглядит использование первого способа реализации принципа расширенной ответственности — собирать и перерабатывать свою упаковку самостоятельно. Но здесь снова законодательные сложности: при существующих формулировках получается, что каждый производитель должен сам собрать и переработать 30% от квартального объема выпускаемой продукции. Производители в отличие от оператора РОП получили целевые показатели, причем такие, которые нереально выполнить при отсутствии в стране инфраструктуры для сбора вторсырья.

Таким же нереальным выглядит предложение производителям создать непрофильный бизнес — собственное производство по переработке отходов. Самой разумной альтернативой оператору РОП могли бы быть объединения производителей однородной продукции, которые аккумулируют определенные средства и выбирают к кому обратиться за услугой по сбору, сортировке и переработке отходов. Но условия создания коллективных систем в законе не прописаны.

«Законодательно оператору РОП определены в основном права и полномочия, большей частью направленные на сбор денег, а производителям и их системам — в основном обязанности. Различия в правовом положении и полномочиях оператора РОП и собственных систем производителей по переработке отходов налицо»,— констатирует г-жа Мамытбаева и напоминает, что за год функционирования РОП в автоотрасли ничего не создано, «средства собираются, а реализации нет».

Сбор денег, а не тары

Сколько стоит расширенная ответственность производителей, сами производители пока не знают. «В 2016 и 2017 году хотят ввести РОП с коэффициентом “ноль”, чтобы договориться о ставках на будущее. Государство не понимает, что бизнес не может в таких условия функционировать. Мы должны видеть перспективу на три-пять лет вперед. И сейчас уже составляем финансовые планы на 2018–2019 годы, и какие цифры туда писать по РОП — совершенно непонятно»,— объясняет Чингиз Кастеев.

Платить производителям нужно будет за каждую тонну упаковки. Последняя представленная ТОО «Оператор РОП» методика расчетов платы за сбор, сортировку и переработку отходов выглядит как формула: 1МРП×масса×коэффициент (на данный момент — нулевой). Один МРП появился в формуле около месяца назад, до этого фигурировала цифра в несколько раз больше. Именно отталкиваясь от предыдущей формулы расчета, производители прикинули, что соберут для оператора РОП за год 21,5 млрд тенге, а стоимость продукции вырастет на 5–7%.

«Понятно, что мы будем платить деньги, и это правильно. Но суммы должны быть адекватные и тратиться должны целенаправленно» — так звучит общая позиция производителей. Они настаивают, что невозможно вводить принцип РОП, не имея даже исследований в сфере управления отходами. «Сколько выбрасывается тонн мусора, сколько там пластика, бумаги, стекла, сколько для переработки нужно контейнеров, машин, заводов — такой анализ никто не делал»,— уверен г-н Кастеев.

Производители сами профинансировали исследование, его проводила компания Center for International Business Partnership. Объем собранных отходов в Казахстане по итогам 2015 года — 3,23 млн тонн, из которых на отходы домашних хозяйств и отходы производства, приравненные к бытовым, пришлось 86%. На полигоны попадает более 97% мусора. Доля отходов, которые проходят сортировку и в дальнейшем могут быть реализованы как вторичное сырье, незначительна и составляет 0,3%, а утилизируется только 11,4%.

При этом сортировочные производственные мощности в Казахстане составляют 335 тыс. тонн в год, что в 10 раз меньше объема всех собранных в том же году отходов. Несмотря на острый недостаток сортировочных мощностей, загруженность существующих в 2015 году составила всего 3%. Исследование в большей степени касалось законодательного обеспечения введения принципа РОП в РК, и вывод экспертов ожидаем: действующая система не готова работать с существующими объемами, а изменения в законодательстве направлены больше на сбор средств с производителей, нежели на качественные изменения в системе управления отходами.

Среди непроработанных ключевых вопросов производители отмечают в том числе и неустановленные права собственности на отходы и высокие риски двойного обложения утилизационным сбором. «Все это говорит о том, что ни государство, ни бизнес-сообщество, ни заинтересованные отрасли, ни общество объективно не готовы к внедрению принципа РОП»,— делает вывод Алия Мамытбаева.

Для того чтобы модель РОП в Казахстане все-таки заработала, производители предлагают государству усовершенствовать законодательство и ввести правила обращения с отходами, обеспечивающие эффективный технологический цикл; законодательно обозначить пределы расширенной ответственности производителя (то есть до какой стадии они отвечают за переработку), а также закрепить право собственности на отходы. И, конечно же, разработать прозрачную методологию по определению базовой ставки и коэффициента за сбор, утилизацию и переработку отходов и обеспечить прозрачность работы оператора РОП на уровне закона.

А пропагандировать среди населения сортировку мусора можно начинать хоть сегодня. Даже в развитых странах на это уходило несколько лет.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности