Вперед и вместе

Внутрирыночное сотрудничество — важная составляющая новых бизнес-моделей телекоммуникационных операторов

Вперед и вместе

Предоставить клиенту те услуги, за которые он готов платить дополнительно,— вот главная задача мобильных операторов на ближайшие годы. Что такое модель телеком-супермаркета, в чем ее плюсы для всех участников рынка и почему партнерство в отрасли неизбежно — в интервью главы представительства iKS-Consulting в Казахстане Светланы Черненко «Эксперту Казахстан».

Клиентов больше — денег меньше

— Все операторы казахстанского рынка мобильной связи получили доступ к 4G. Насколько отечественным потребителям нужна мобильная связь четвертого поколения?

— Наша компания недавно проводила исследования, и мы очень четко на наших казахстанских потребителях увидели разделение на поколения X, Y и Z. Поколение Х считает себя продвинутым — эти люди застали расцвет технологий, но они при нем не родились, в отличие от «игреков» — молодежи возрастных категорий пятнадцать лет и старше, двадцать лет и старше. Это пользователи практически с рождения. Интернет и мобильность у них, можно сказать, в генах. Они не всегда самостоятельные абоненты — в выборе оператора и аппарата многие зависят от родителей — но в том, что касается контента, они уже формируют рынок благодаря собственным предпочтениям. В отличие от «иксов» поколения Y и Z не перфекционисты в плане устройства, изображения, качества — они спокойно могут отказаться от огромного родительского телевизора на стене в пользу того, чтобы полежать у себя в комнате и посмотреть то, что им интересно с экрана мобильного. При этом они не смотрят с телефона сериалы или длинные фильмы, они смотрят в основном короткие видео, и для этого им удобен и достаточен сотовый телефон с экраном от пяти дюймов и больше.

А поскольку рынок будет развиваться за счет молодежи, которая восприимчива к новым предложениям и хорошо на них откликается, 4G актуален и оправдан. Это необходимый задел на будущее, причем совсем недалекое. Что касается некоторого скепсиса по поводу необходимости 4G, напомню историю развития услуги предоставления интернета как такового в Казахстане. Лет 15–20 назад некоторые эксперты утверждали, что это никому особо не надо: пользователей у нас нет, а тех кто есть, они знают лично. Не верили, что количество пользователей будет исчисляться хотя бы тысячами, не то что миллионами. А теперь мы видим миллионные показатели. Интернет прочно вошел в нашу жизнь, так же как и мобильность, и бессмысленно отрицать необходимость 4G.

— Как можно охарактеризовать текущую ситуацию на рынке мобильной связи в Казахстане? Есть ли внешние факторы, которые ощутимо влияют на рынок?

— На мобильный рынок республики нестабильная экономическая ситуация влияет сейчас в гораздо меньшей степени, чем это было, например, в кризис 2008 года, когда рынок рос где-то даже вопреки происходящему. Сейчас списывать замедление темпов роста на экономическую ситуацию не совсем корректно. Скорее, это просто совпало с тем моментом, когда казахстанский рынок насытился и даже стал близок к перенасыщению. Количество абонентов уже превышает численность населения Казахстана, рынок сейчас расширяется за счет вторых-третьих устройств у одного абонента. И закономерность складывается такая, что растет рынок гораздо активнее в натуральных величинах, нежели в деньгах. Потребление увеличивается лавинообразными темпами, процветают безлимитные тарифные планы, и как результат — потребление существенно опережает те доходы, которые обеспечивает.

Да, макроэкономические факторы влияют на доходность бизнеса для операторов — они не всегда могут оптимизировать свои затраты, потому что закупают на внешних рынках оборудование и каналы, плюс существует давление внутреннего рынка со стороны потребителя, в условиях которого они не могут повышать тарифы. Но само сокращение объема рынка в денежном выражении обусловлено не кризисом, говорить люди меньше не стали. Говорить они стали больше, но за меньшие деньги, которые сами операторы и предложили. Натуральная составляющая наращивается быстрее, чем финансовая, и это сейчас основной вопрос стратегии всех операторов: как сделать так, чтобы эти объемы монетизировать.

Инфраструктурная труба

— Компании сейчас предлагают тарифные планы с фиксированной тарифной платой и достаточно условным ограничением трафика и голосовых услуг. Насколько это перспективный путь?

— В краткосрочной перспективе такой подход приносит быструю отдачу, но как стратегия развития, конечно же, это тупиковый вариант. Предложить все и по минимальной цене можно, но ресурсы закончатся, а сети надо развивать. Мы только что говорили, что люди потребляют все больше и больше тяжелого контента, для этого операторам нужно постоянно наращивать сеть. То есть нужно брать деньги с клиента, а он сидит на фиксированной плате, хоть и потребляет все больше. Круг замкнулся.

— И что в таком случае делают мобильные операторы?

— Активно ищут себя в смежных отраслях. Мы можем видеть заявления практически всех компаний о том, что они развиваются в IT-направлении на корпоративном рынке, в направлении работы с данными. Могу сказать, что эта работа с данными (Big Data) — один из очень перспективных путей развития, потому что данные — это тот уникальный ресурс, которым располагают операторы, и он сейчас почти никак не используется. Он наверняка востребован, но со стороны оператора нет соответствующего предложения. А ведь это мощнейший ресурс для аналитики в смежных отраслях: это и логистические потоки, и поведенческие модели, и многое другое. Обработка и предоставление такой информации — это колоссальный тренд во всем мире. Проблема в том, что базу для этого нужно было закладывать еще лет пять назад, но тогда к работе с данными отношение было такое: «Это существует где-то там, в будущем, которое неизвестно когда у нас настанет». Будущее наступило внезапно, абоненты закончились.

Эти стадии, когда рост за счет новых абонентов закончился, тарифы flat-rate, а компенсации новыми услугами, за которые можно брать деньги, пока нет, проходили все рынки. Преимущество казахстанского мобильного рынка сейчас в том, что он на два-три года отстает от мировых трендов. И мы можем видеть их и имплементировать сразу самые удачные решения. Например, Kcell активно двигается в части контентных предложений, Beeline — в плане стратегии мультисервисного оператора и поставщика сервисных решений. Это очень позитивные знаки.

— Какие варианты монетизации OTT-сервисов есть у операторов?

— Встраиваться в тот промежуток цепочки, где ты можешь быть полезен. Например, что касается ОТТ-телевидения, перспективно развитие CDN-сетей (Content Delivery Network). Оператору при этом не нужно вступать в прямую конкуренцию с поставщиками видео, при партнерстве оператор может предложить свою сеть, своих абонентов. Если провести аналогию, то мобильный оператор сейчас выступает в качестве супермаркета. У него есть огромные полки — инфраструктура, и покупатели — абоненты. Оператор может приглашать в свою сеть, так скажем, интересные покупателю бренды и получать свое бонусное вознаграждение. Наполняя свою сеть интересными предложениями, локализуя трафик внутри своей сети, выигрывает и оператор — клиенты получают новые услуги, за которые они согласны платить, и клиенты — они получают услуги хорошего качества, и поставщик контента, который таким образом увеличивает рынок сбыта.

— Включаться в эту цепочку нашим операторам как разработчикам, мне кажется, уже поздно?

— У нас ограниченный с точки зрения потребительского спроса рынок, и маловероятно, что будет создано какое-то решение, которое будет конкурировать с глобальными. Предложить то, в чем полезен именно ты,— вот верный путь. Сейчас распространенной характеристикой для операторов связи (не только наших, вообще в отрасли) является понятие «инфраструктурной трубы». Звучит как-то обидно, операторы стремятся от этого уйти. Но по сути это одно из предназначений оператора связи, и, двигаясь в сторону сервисной составляющей, увеличивая портфель универсальных или специализированных решений, операторам важно вкладываться в инфраструктуру. Ведь каким бы ни был шикарным контент, если он будет ходить через дырявые «трубы», это будет никому не нужно.

Совместное будущее

— Какие новые точки роста видите у мобильных операторов? Что думаете о возможности предоставления финансовых услуг?

— Давайте исходить из реалий — у нас ограниченный рынок. Решения, которые нужно разрабатывать или имплементировать извне, достаточно дорогие. Разработать и внедрить решение в США и сделать аналогичное в Казахстане — это две совершенно разные истории, притом, что с точки зрения затрат они более или менее сопоставимы. Если мы начнем урезать затраты за счет сокращения функционала, то получим отвратительное решение, которое будет никому не нужно. Для того чтобы какому-то оператору в одиночку потянуть подобный проект на таком небольшом рынке, как наш, нужно обладать огромной смелостью и неограниченными бюджетами, длинными кредитными линиями. К чему я веду? На казахстанском рынке должны быть общие модели, общие рыночные решения, к которым могли бы подключаться все игроки. Наша страна любит смотреть на азиатский опыт — японский, сингапурский, малайзийский. Так вот, там «надрыночные» инфраструктурные решения весьма популярны как на уровне сетей, так и на уровне программных решений.

— А кто там создает эти надрыночные надстройки?

— Государство. Часто в партнерстве с бизнесом (модели ГЧП — государственно-частное партнерство). И на нашем рынке роль государства очень велика, и занижать ее не имеет смысла. Пресловутая «рука рынка» к нам просто не потянется и самостоятельно все не решит — никогда не уравновесятся огромные инвестиции, которых не избежать, и заведомо небольшая отдача. Для того чтобы все эти красивые решения, в том числе финансовые, у нас внедрялись, нужна политическая воля. Перспективные точки роста возникнут тогда, когда появится та самая надрыночная инфраструктура, к которой будут подключаться участники рынка, каждый из них будет нести меньше затрат, и операторы будут уже концентрироваться на своем клиентском решении, его кастомизации, конкурировать на уровне маркетинга.

— Можно ли говорить о том, что традиционные бизнес-модели у операторов сотовой связи уходят в прошлое, и сейчас они в процессе построения новых?

— Да, и модель телеком-супермаркета идеальна. Она будет применяться в отношении большинства новых услуг. Предлагая IT-решения для корпоративных клиентов, операторы тоже не будут сами разрабатывать их с нуля. Задача операторов — заводить к себе эти решения и через себя продавать. Заполнять полочки в своем супермаркете и предлагать продукт клиентам. Конкуренция при этом все равно сохранится и на уровне инфраструктуры: чьи полки лучше, красивее, ровнее и «быстрее».

Еще один важный момент. Не существует одного решения, которым мы быстро и надолго компенсируем падение доходов на рынке. Весь смысл бизнес-модели телеком-супермаркета в том, чтобы товаров было много. Каждая услуга в отдельности имеет невысокую маржинальность, она будет приносить компании неощутимый доход. Но когда этих услуг тысяча, а лучше миллион (это образно, конечно), тогда и эти небольшие деньги складываются в тысячи и миллионы.

— Каким вы видите сценарий развития рынка на ближайшие годы?

— Я оптимистично смотрю на перспективы и предполагаю, что операторы будут максимально развивать партнерские схемы: договариваться друг с другом, с государством, поставщиками услуг. С последними договориться проще всего, поскольку они в этом тоже заинтересованы. А вот операторам не так просто будет перейти от жесткой конкуренции к партнерству, но объединяться внутри рынка там, где возможно, необходимо, чтобы избегать дублирования затрат денег и времени. Надеюсь, мы увидим больше партнерских схем и бизнес-моделей, которые выльются в новые интересные решения.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности