Скорость любит нас

Казахстанские мобильные операторы вкладываются в развитие сетей связи четвертого поколения — инвестиции в инфраструктуру опережают маркетинг

Скорость любит нас

4G города берет — мобильные операторы то и дело отчитываются о том, в каких регионах запустили связь нового поколения или улучшили покрытие. Фактически сейчас в республике развивается две сети 4G: первая — совместного предприятия Tele2 и Altel, а вторую совместно разворачивают Kcell и Beeline Казахстан. Ситуацию на рынке в целом можно описать как турбулентно-конкурентную — до равновесия здесь, несмотря на наметившиеся тенденции партнерства, еще далеко.

Командный забег

В самом разгаре начавшаяся в марте 2015 года интеграция Tele2 Казахстан и Altel. Юридически объединение скоро будет завершено: Altel из АО уже реорганизован в ТОО, и сейчас идет процесс слияния двух фирм в одну — закончить его планируют до конца года. Техническая интеграция занимает больше времени. Условно говоря, компания оптимизирует сеть, например, в ситуации, когда рядом стоят четыре базовые станции: две Tele2 Казахстан и две Altel, обеспечивая одну и ту же емкость и одно и то же покрытие. Одна из базовых станций демонтируется, и оборудование переносится на какую-то из трех оставшихся. Как минимум, это позволяет объединенной компании сэкономить на затратах по содержанию сети — вместо четырех базовых станций остаются три с той же самой зоной покрытия и емкостью.

«Нами закончена полная интеграция сетей в трех регионах Казахстана — ЮКО, Кызылординской и Жамбылской областях. В этих регионах мы, по сути, построили объединенную сеть Tele2 и Altel с полным перечнем сервисов 2G, 3G и 4G. В третьем квартале мы начали техническую интеграцию сетей в ВКО и Павлодаре, и планируем до конца года закончить интеграцию в этих регионах. В начале ноября закончили интеграцию биллинговой системы, теперь абоненты Tele2 и Altel обслуживаются на объединенной биллинговой системе компании»,— подводит промежуточные итоги председатель правления СП Tele2 Казахстан и Altel Роман Володин.

Полная интеграция сетей будет закончена во второй половине 2017 года. Сейчас в объединенной компании идет подготовительная работа к слиянию сети в Алматы. Техническую интеграцию специально начинали не со столиц — чтобы обкатать процесс и уже в Астане и Алматы сделать его максимально незаметным для пользователей.

Г-н Володин добавляет: «Отсутствие начала работ по интеграции не значит, что мы не проводим работ по улучшению сети. В Алматы мы провели работы по расширению емкости сети 3G, дополнительно ставили оборудование, которое позволило сети 4G увеличить свою емкость». Точный объем инвестиций в развитие сетей, в том числе интеграцию, собеседник не называет, отмечая лишь, что сумма исчисляется десятками миллиардов тенге.

В ближайшее время СП Tele2 Казахстан и Altel планирует запустить в Алматы и Шымкенте в пилотном режиме использование технологии LTE Advanced, что позволит существенно увеличить скорость передачи данных. «Мы рассчитываем, с учетом сети, которая у нас есть, с учетом спектра частот, которые нам доступны, что скорости у пользователя при использовании этих технологий будут порядка 250–300 мегабит в секунду»,— прогнозирует г-н Володин. Соглашаясь, что обещание звучит немного фантастично, он напоминает, что Tele2 уже применяет подобную технологию в других странах именно с таким результатом. По всей видимости, в РК именно этот оператор применит LTE Advanced первым. Если пилотный запуск пройдет успешно, то в следующем году можно будет говорить о планомерном развертывании технологии на всю сеть.

СП Tele2 Казахстан и Altel остается самым быстрорастущим оператором на рынке. Абонентская база объединенной компании сейчас составляет около 6,4 млн абонентов, суммарная выручка компании в III квартале 2016 года составила 23 млрд тенге, увеличившись на 6,5% по сравнению с предыдущим кварталом.

Парные танцы

Kcell и Beeline Казахстан в последний день лета подписали соглашение о совместном использовании сети 4G, продемонстрировав, что казахстанский телеком-рынок созрел до совместного использования инфраструктуры и модели Network Sharing. Как сказано в официальном сообщении от имени двух компаний, «чтобы повышать эффективность и значительно ускорить процесс реализации и предоставить улучшенное качество услуг, два оператора мобильной связи будут осуществлять совместное планирование 4G/LTE сетей». На практике это значит, что Ксеll будет строить сеть в семи регионах — это Алматы и Алматинская область, ЮКО, ЗКО, Атырауская, Мангистауская, Кызылординская и Актюбинская области. Beeline Казахстан берет на себя другие семь регионов — Астану и Акмолинскую область, ВКО, СКО, Карагандинскую, Жамбылскую, Павлодарскую и Костанайскую области. Работу в своих зонах ответственности компании уже начали — Kcell запустил объединенную сеть 4G в Алматы, Шымкенте, Атырау и Актау, а Beeline Казахстан — в Астане, Караганде, Жезказгане, Сатпаеве, Костанае, Боровом, Павлодаре, Семее и Усть-Каменогорске. Управляет объединенной сетью группа представителей обеих компаний.

При этом основные расходы в 2016 году и у Kcell, и у Beeline Казахстан пришлись не на инфраструктуру, а на приобретение радиочастот для запуска услуг стандарта 4G. В Kcell говорят, что общая стоимость частот 4G/LTE для компании составляет 26 млрд тенге, а общие инвестиции на развитие и поддержку сети (2G и 3G) в 2016 году оцениваются примерно в 20 млрд тенге, на развертывание сети 4G/LTE компания дополнительно затратит примерно 5 млрд тенге.

«Совместное использование сети 4G/LTE Kcell и Beeline Казахстан позволит сократить капитальные инвестиции в развитие сетей 4G,— отметили в Kcell,— компания оценивает, что в 2017 году затраты на 4G/LTE будут на уровне 2016 года». В Beeline Казахстан точные цифры инвестиций не озвучили, но подтвердили, что развертывание сети 4G в 2016‑м обошлось дешевле, чем покупка лицензий — в том числе благодаря Network Sharing, и подчеркнули: «Развитие сети четвертого поколения — это долгосрочный проект, и инвестиции в эту технологию будут расти».

По данным Kcell за III квартал 2016 года, общий доход компании составил почти 37 млрд тенге (падение к аналогичному периоду прошлого года — 13,6%), абонентская база — примерно 9,9 млн абонентов. К сожалению, со II квартала 2016 года группа компаний «Вымпелком» перестала выделять в своей отчетности Казахстан как отдельный сегмент «за счет уменьшения влияния операций в Казахстане на бизнес в целом», что косвенно свидетельствует о не очень хороших финансовых результатах Beeline Казахстан.

Смотри, какой 4G

Несмотря на то, что все казахстанские операторы мобильной связи получили лицензии на предоставление услуги передачи данных в формате 4G, трудно утверждать, что справедливость восстановлена. Пока СП Tele2 Казахстан и Altel имеет явное технологическое преимущество. Близость Altel к государству (компания является «дочкой» национального оператора связи «Казахтелекома») позволяла компании более двух лет оставаться монополистом на рынке связи РК по предоставлению услуги 4G. И менеджмент СП Tele2 Казахстан и Altel не скрывает, что в технологических возможностях видит свое маркетинговое преимущество на рынке и собирается конкурировать во многом за их счет.

«Сейчас, когда мы создали совместное предприятие, у нас объективно один из самых мощных спектров частот. Пока мы видим, что у нас есть задел по качеству 4G. Да, коллеги запустили 4G, но, по нашим оценкам, длительное время они не смогут догнать нас именно по скоростям. Поэтому наша задача инвестировать в качество самой услуги: зону покрытия 4G за счет интеграции и апгрейда сети и как раз в повышение скорости»,— рассказывал летом журналистам Роман Володин во время speed-теста, когда заинтересованным демонстрировали скорости мобильного интернета от Altel в Алматы.

Kcell и Beeline Казахстан на вопрос о конкурентном преимуществе, которое именно им дает 4G, ответили довольно расплывчато: главным плюсом называлась возможность доступа абонентов к связи 4‑го поколения и преимуществах мобильной сети 4‑го поколения. В Beeline Казахстан сообщили, что сейчас располагают большой по емкости сетью, но «она еще не загружена, и до конца года наши клиенты могут пользоваться услугами 4G бесплатно и безлимитно».

Именно с маркетинговыми предложениями, позволяющими пользователю оценить качество и возможности сети 4G, а операторам продемонстрировать, как лучше эти ресурсы использовать, сейчас некоторые сложности. В основном идет игра с тарифами, а упор больше делается на скорость, нежели на решение каких-то дополнительных проблем абонентов. «Людям нужны решения, и я думаю, что компании к этому придут и начнут продавать не скорости, а решения, которые можно через 4G получить — видеонаблюдение за ребенком или домом, решения для “умного дома” и так далее»,— такое мнение высказывает глава представительства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко. Пока все предложения от операторов, по сути, сводятся к идее дать абонентам возможность оценить скорость передачи данных, в том числе с помощью сервисов операторов.

СП Tele2 Казахстан и Altel в маркетинговых целях вернуло тарифные планы с безлимитным интернет-трафиком 4G для ALTEL и предложило безлимитный интернет для Tele2. Коммерческий директор компании Сергей Коньков обещает, что это предложение — акционное, у него есть начало и финал: «В течение этого периода наши абоненты могут сравнить покрытие и качество сети 4G у нас и у конкурентов, и на основании пользовательского опыта принять решение по продолжению использования того или иного продукта».

На фоне решения полугодовой давности об отмене безлимитных тарифов Altel такие действия выглядят немного нелогичными, но Сергей Коньков пояснил, что возврат безлимита стал возможен благодаря проведенным работам по увеличению емкости сети, весной же в компании наблюдали, что сервис деградирует, причем такими темпами, которые оператор не успевал компенсировать. И в случае сохранения безлимитных тарифов в такой ситуации удовлетворенность клиентов сильно бы пострадала.

Судя по всему, ценовое давление на стоимость новой услуги сохранится за счет демпинга со стороны СП Tele2 Казахстан и Altel. В объединенной компании отмечают, что тарифная политика компании останется в рамках стратегий, которым подчинено развитие брендов. Tele2 — бренд-дискаунтер, и менять нишу не собирается. Остается в силе и возможность троллинга конкурентов. Такой подход, утверждает г-н Володин, вполне соответствует позиционированию бренда. Главное, чтобы рынок дал возможность для троллинг-маркетинга.

Новые возможности

Компания Kcell первой на рынке начала использовать контентые предложения для своих абонентов. Презентованные в начале 2016 года мультимедийные ОТТ-сервисы activ music, activ TV и Bookmate by activ представлены на казахском, русском и английском языках. ТВ, музыка и электронные книги для абонентов оправдали ожидания мобильного оператора. На днях Kcell провел рестайлинг ОТТ-сервисов — теперь они называются mobi TV, mobi music и Bookmate. Зачем это было сделано и какие еще направления в компании считают перспективными для телеком-операторов, рассказал главный исполнительный директор АО «Kcell» Арти Отс.

— Господин Отс, с чем связан ребрендинг развлекательных сервисов?

— Мы решили, что универсальные названия mobi TV и mobi Music, будут более близкими пользователям обоих брендов Activ и Kcell.

— Когда вы планируете увидеть финансовую отдачу от новых сервисов?

— Когда мы запускали эти продукты, то ставили цель к середине года выйти на определенные показатели по выручке. И мы ее выполнили даже раньше, чем планировали. Сейчас с уверенностью можем говорить, что наши ОТТ-сервисы приносят нам прибыль. И еще отмечу, что эти сервисы создавались, в том числе, и для того, чтобы обеспечить потребности наших абонентов, предложить какую-то дополнительную ценность для бренда. Здесь мы сродни стартапу, который создает продукт для того, чтобы покрыть потребность рынка, а после, к моменту возникновения базы пользователей, решается вопрос с его монетизацией.

— По результатам III квартала 2016 года у компании выросли затраты на маркетинг и продажи. За счет чего?

— Затраты выросли за счет увеличения расходов на персонал в эксклюзивной ритейл сети.

— Какие направления развития в Kcell считают перспективными для телеком-операторов?

— Мы уже несколько лет работаем над финансовыми сервисами, они будут комплексными. Сейчас есть юридические и законодательные нюансы, которые нам необходимо проработать, но в целом это очень перспективное направление. Я думаю, здесь мы тоже будем сотрудничать с финансовыми организациями, потому что нет смысла самим с нуля строить экосистему. Еще одно перспективное направление — В2В сегмент, там в третьем квартале есть положительный тренд по доходности. У нас есть ряд продуктов и услуг для банков, транспортных компаний, call-центров. Есть сегменты, которые очень сильно зависят от мобильной связи, там для корпоративных клиентов у нас есть очень интересные и уже востребованные предложения. Очень перспективные вещи — это интернет вещей, Big Data, но мы пока изучаем, как правильно работать в этом направлении. Пока все операторы только осознают, что эти сферы имеют огромные перспективы. Здесь мы уже делаем первые шаги, и в будущем это направление может занять существенную часть нашего бизнеса.

— У компании уже есть предложения по аналитике больших данных?

— О Big Data все много говорят уже несколько лет. Однако пока не совсем понятно, как использовать эти данные эффективно, при этом не нарушая законы о конфиденциальности информации. У себя в компании мы уже нашли некоторые вещи для нашего внутреннего использования. Мы понимаем, что самый чувствительный момент — не дать нашим абонентам почувствовать, что мы торгуем их данными. Защита персональных данных — это главный вопрос в развитии таких сервисов. И это также одна из причин, почему Big Data пока не работает в полную силу.

— Если заглянуть в более отдаленное будущее, как мобильные операторы будут зарабатывать через 20 лет?

— В будущем все операторы будут сотрудничать на уровне сетей. Потому что сеть для клиентов — это не конкурентное преимущество, качество сетей будет примерно одинаковым. Все внимание будет сфокусировано на сервисах: музыка, книги, телевидение, финансовые услуги. Вы будете платить абонентскую плату за интернет, а голос будет бесплатным. Уже сегодня можно увидеть, что операторы дают голосовую связь безлимитно внутри своих сетей. Вам будет необходим только интернет-пакет. Также очень важным станет обслуживание клиентов. Я имею в виду то, что операторам потребуется больше мест, куда бы клиент мог прийти, посмотреть и сравнить разные модели телефонов. У нас есть Kcell Storе — это наши новые концептуальные магазины, где вы можете не просто купить новый смартфон, а получить информацию обо всех его возможностях, протестировать его, сравнить и остановить свой выбор на наиболее подходящей для вас модели. Мы также связываем свое будущее с корпоративным сегментом, в котором очень активно двигаемся вперед. Рост в нем по сравнению с прошлым годом (III квартал) составил порядка 25%. С В2В клиентами работаем в направлении предоставления универсальных мобильных решений для бизнеса. Одному из банков, например, мы предложили такое решение. Если клиент банка, вдруг, оставил свою банковскую карту в банкомате, ему сразу придет SMS-сообщение с информацией об этом. В будущем услуги такого характера будут еще более разнообразными.

Мобильный бизнес должен отойти от привычных и навязанных шаблонов. В период кризиса, когда доходы снижаются, необходимо задуматься над своими расходами. Существуют решения, которые позволяют компаниям разделить свои расходы не только со своими партнерами, но и с конкурентами. Отличный пример тому — наша работа с Beeline Казахстан по совместному использованию сети 4G/LTE. Для Kcell — это очень важный проект не только потому, что он позволяет снизить расходы и предоставить клиентам возможность получить качественную услугу в более короткие сроки и по максимально доступной цене. И это совсем не значит, что мы не можем инвестировать в качество, просто необходимо спрогнозировать тенденции рынка и адекватно оценить перспективы. Если говорить о сетях, то совсем скоро проникновение интернета станет настолько обширным, что вы даже не сможете представить себя без него, как без электричества.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности