Время конкурировать

Без развитой конкуренции нельзя войти в 30 развитых государств мира, считает Жаннат Ертлесова

Время конкурировать

Конференция «Методы определения рыночной власти и расследования картелей», состоявшаяся 4 ноября этого года в Астане, стала первым мероприятием, организованным Ассоциацией развития конкуренции и товарных рынков (АРК). Ассоциация создана в этом году, и ее цель — содействовать защите законных прав и интересов членов, развивать конкуренцию и предпринимательство, а также вместе с экспертным сообществом и госорганами совершенствовать антимонопольное законодательство и повышать уровень правового сознания компаний. Работа по этим направлениям должна привести к формированию здоровой конкурентной среды на всех отраслевых рынках страны.

О вопросах и задачах, стоящих перед вновь созданной неправительственной организацией, рассказала председатель совета АРК Жаннат Ертлесова.

Барьер перед тридцаткой

— Создание конкурентной среды является важной задачей на первом этапе построения рыночной экономики. Однако этот этап мы миновали более 20 лет назад. Почему Вы видите необходимость создания такой ассоциации именно сейчас?

— Вы, наверное, согласитесь с мнением, что в любой развитой рыночной экономике конкуренция — это основа ее развития. Однако пока у нас в Казахстане наблюдается совсем иная ситуация: высоки доли государственного сектора и частных монополий и практически полностью отсутствует конкуренция в экономике. По моему мнению, именно это не позволяет нашей стране стать развитой. Собственно, это и явилось идеей создания Ассоциации развития конкуренции и товарных рынков. Пришла убежденность, что бизнесу в Казахстане необходима такая ассоциация как место обсуждения, координации и продвижения идей. Поэтому в этом году мы с рядом единомышленников и создали АРК.

— Полагаю, имеются и другие существенные причины, побудившие к созданию новой организации?

— Безусловно. Например, возьмем недавно опубликованный ежегодный Отчет о глобальной конкурентоспособности за 2016–2017 годы Всемирного экономического форума. В данном рейтинге участвовали 138 стран мира, и Казахстан занял в этом году 53‑е место, тогда как в 2015‑м располагался на 42‑м. Поэтому, выполняя поручение президента нашей страны о вхождении в группу самых развитых государств, правительство должно обеспечить устойчивость. А это без создания условий для развития конкуренции невозможно. Если взглянуть на рейтинг, из 12 измеряемых позиций произошло ухудшение сразу по 7 пунктам.

Если же еще глубже изучить Глобальный индекс конкурентоспособности, из 114 его индикаторов за прошедший год Казахстан улучшил свои позиции по 40 из них, а ухудшил по 65 индикаторам. Причем из 65 индикаторов с отрицательным для нас результатом по 9 произошло падение рейтинга на 20 и больше позиций. Например, по такому показателю, как интенсивность местной конкуренции мы находимся на данный момент на 106‑м месте в мире, по количеству поставщиков на внутреннем рынке — на 113‑м, по качеству поставщиков на внутреннем рынке — на 97‑м. Это косвенное свидетельство тому, что наши сограждане сталкиваются с высокими барьерами ведения бизнеса.

В Казахстане должно быть организовано очень тесное сотрудничество регулятора с правоохранительными органами

Или взять такой показатель, как развитость кластеров (географическая концентрация фирм, поставщиков и производителей), о которых, к слову, очень любили говорить предыдущие наши чиновники лет десять-пятнадцать назад, — 119‑е место в мире. В довесок к этому следующие индикаторы: конкурентные преимущества местных компаний на международных рынках — 90‑е место в мире, охват цепочки создания стоимости местными компаниями — 114‑е. Все вышеперечисленное просто говорит о том, что ситуация в стране с конкуренцией требует много времени и усилий для устранения барьеров ведения бизнеса. Отсюда возникает резонный вопрос: и каким образом мы будем выполнять поручение президента страны о вхождении Казахстана в тридцатку наиболее развитых государств мира?

— В чем же причины сложившегося положения?

— На мой взгляд, основных причин несколько. Во-первых, как я уже отмечала ранее, это высокая доля государственного сектора в экономике, размер которой составляет больше 50 процентов от размера валового внутреннего продукта. Во-вторых, это высокая доля теневой экономики, по официальным статистическим данным — 30 процентов от размера ВВП. И, в-третьих, это сырьевая зависимость Казахстана.

Ускорить перемены

— Какие вопросы в своей деятельности будет поднимать ассоциация?

— Недавно я с удивлением для себя узнала, что в настоящее время в законодательстве развитых стран нет такого понятия, как «естественная монополия». У нас же естественные монополии все еще существуют, и перечень их по-прежнему огромный. Тогда как на Западе этот сектор называется регулируемыми рынками.

Одним из основных проблемных вопросов является регулирование отечественных монополистов, недостаточная прозрачность в работе как регулятора, так и самих субъектов. Общественность, эксперты неустанно твердят о том, что та или иная крупная национальная компания, к примеру, непонятно какую отчетность публикует, все закрыто. Или информация подается в таком виде, что невозможно понять, почему тот или иной тариф повышается в Казахстане. И самое главное — на какие цели компании направляют средства. Вот это я называю непрозрачностью в системе регулирования и в системе деятельности самих монополий. По-моему, это наиважнейший на данный момент вопрос, требующий принятия соответствующих решений.

Следующий пункт связан с методами тарифообразования. Сегодня в Казахстане тарифы утверждаются по советским методам, когда построчно разбирается каждый тариф. Между тем в странах ОЭСР применяются стимулирующие методы тарифообразования, когда никто не смотрит каждую строчку, сколько средств ты израсходовал на покупку бумаги, ручек. В развитых экономиках мира ориентируются на производительность: повысил ее — тебе тариф разрешают увеличить, производительность снизилась — значит, получаешь соответствующие штрафы. Надеемся, что именно к такой системе, при поддержке нашего Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, мы все-таки когда-нибудь перейдем. И наша ассоциация будет этому содействовать.

— Известно, что в западных странах большой общественный резонанс вызывают антимонопольные расследования в отношении, допустим, крупных транснациональных компаний. Стоит ли Казахстану перенять этот опыт?

— И в данном случае ключевым словом является прозрачность. В Казахстане мы почти не слышим, каким образом такие дела рассматриваются. Все антимонопольные ведомства стран ОЭСР, куда стремится войти Казахстан, обладают правоохранительными функциями. Им дана возможность проведения расследований. Потому что невозможно просто так доказать сговор между, допустим, двумя лицами, если не вести оперативно-разыскные мероприятия, и так далее.

Кроме того, в развитых странах вся информация по антимонопольным расследованиям публикуется. Начинается расследование — публикуется пресс-релиз, создается рабочая группа, привлекаются эксперты. Причем данные о каждом эксперте доступны в интернете. У нас же, как правило, никогда не знаешь, почему было отобрано то или иное лицо в ту или иную рабочую группу — это касается работы всех госорганов.

В Казахстане должно быть организовано очень тесное сотрудничество регулятора с правоохранительными органами, в том числе по обмену данными.

Также хотела бы обратить внимание на то, что большое значение в развитых странах придается экономическому анализу. Например, если между двумя субъектами существует какой-либо прямой сговор, должны быть проведены правоохранительные действия для того, чтобы это доказать. Но, как правило, это очень трудно сделать — люди далеко не глупы, могут договориться так, что это не будет отражено в их разговорах и переписке. Именно поэтому проводится специальный экономический анализ и косвенными методами доказывается тот или иной сговор.

Со своей стороны Ассоциация развития конкуренции и товарных рынков намерена помогать и содействовать развитию такой деятельности в Казахстане, в частности, внедрить у нас в полной мере экономический анализ. Эта работа должна качественно проводиться субъектами рынка для доказывания своей невиновности. Помимо этого наша организация намерена представлять интересы членов в государственных органах, иностранных и международных организациях, в том числе путем внедрения принципов Yellow Pages Rule.

— Какие инструменты будет использовать ассоциация в своей деятельности?

— На данный момент я лично вхожу практически во все действующие рабочие группы мажилиса. Мы выступаем в парламенте, пытаемся привлечь общественность и экспертов к данной работе. Нужно признать, что действительно многое делается, и уровень прозрачности в деятельности госорганов повышается. Раньше эксперты и общественность так активно не привлекались к работе парламента, министерств и ведомств. Поэтому в своей деятельности ассоциация сегодня тесно сотрудничает со всеми государственными структурами.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности