Еще не забытое старое

Возможно, уже в ближайшем будущем в пенсионный сектор вернутся частные управляющие компании

Еще не забытое старое

Национальный банк РК предложил на обсуждение профессиональному сообществу два важных проекта. Один из них касается переформатирования фондового рынка под соответствующим названием «Перезагрузка рынка ценных бумаг». Второй содержит предложения по очередному реформированию накопительной пенсионной системы (НПС).

Кроме временной (оба документа появились осенью этого года), иной видимой связи между ними нет. Но если учесть главный посыл предлагаемой пенсионной реформы: передача управления пенсионными активами (ПА) множеству частных компаний, то связь усмотреть можно. Успешная деятельность управляющих компаний, КУПА и НПФ, невозможна без должного развития рынка ценных бумаг (РЦБ). Нельзя ставить телегу впереди лошади.

Однажды мы это уже сделали и провалили рыночное развитие пенсионной системы. Конечно, были и другие причины для сворачивания деятельности частных НПФ, но все же для нормального функционирования крупнейших институциональных инвесторов, какими были НПФ и сегодня остается ЕНПФ, нужен ликвидный фондовый рынок. Кроме того, возврат на РЦБ пенсионных денег подтолкнет и его развитие.

Три года назад пришлось срочно создавать государственный единый накопительный пенсионный фонд с одним управляющим в лице Национального банка РК (НБРК), одним банком-кастодианом, одной инвестиционной стратегией и отсутствием конкуренции и выбора для вкладчиков. В результате частный пенсионный бизнес перестал существовать как таковой, тысячи сотрудников накопительных фондов и управляющих компаний лишились работы. Судя по показателям инвестиционной доходности (15,7% при инфляции 13,6% в 2015 году), ЕНПФ работает более эффективно по сравнению с частными НПФ, но эффективность фонда трудно оценить, поскольку сравнивать не с чем.

Еще при объединении ПА в ЕНПФ в 2013 году специалисты предупреждали: упразднение частных накопительных пенсионных фондов (НПФ) и компаний по управлению пенсионными активами (КУПА) означает разворот одной из первых рыночных реформ 1990‑х на 180 градусов, но просчеты и нарушения частных игроков, решили в правительстве, можно искоренить только полной зачисткой рынка. Через два года после объединения ПА, в ноябре 2015‑го, президент Нурсултан Назарбаев распорядился вывести пенсионные активы из-под контроля Национального банка и передать их в управление частным компаниям, в том числе и зарубежным. Глава НБ Данияр Акишев обещал, что предложения по реформированию НПС будут готовы до конца 2016 года. Сами участники рынка связывают форсирование процесса подготовки документов по рынку ценных бумаг и НПС со сменой руководства правительства.

Минус на минус — не факт, что плюс

Причиной для крутых мер в пенсионном секторе в 2012–2013 годах стали такие недостатки НПС, как частая миграция вкладчиков, высокие административные расходы НПФ, проблемы учета пенсионных накоплений, отсутствие справедливой стоимости финансовых инструментов и единой системы оценки ПА, недобросовестное управление НПФ пенсионными активами.

Действующая НПС, преимуществами которой можно назвать надежность, а также снижение административных расходов и комиссионных платежей за счет пенсионных активов, также далека от идеальной. Ее минусы перечислены в проекте реформирования НПС. Это замена обязательств частных пенсионных фондов на обязательства государства; отсутствие выбора инвестиционных стратегий у вкладчиков; конфликт интересов, возникающий у государственных органов при управлении частными пенсионными накоплениями; инвестиционная стратегия ориентирована на решение текущих задач бюджета, а не на долгосрочные интересы вкладчиков; риск восприятия населением единого фонда как пути к национализации пенсионных накоплений; значительное повышение системных рисков и, соответственно, государственных затрат по антикризисным программам; обострение проблемы недостатка фининструментов из-за сокращения количества стратегических инвесторов и эмитентов.

Как считают авторы документа, передача пенсионных активов в управление частным компаниям — НПФ и КУПА — позволит вернуть в пенсионную систему конкуренцию, предоставить вкладчикам выбор НПФ, а также поднять доходность, поскольку управляющим придется бороться за клиентов, а лучший показатель успешной деятельности — высокие доходы, распределяемые по пенсионным счетам. Вот тут впору воскликнуть: «Знаем — плавали!», потому что именно в таком виде существовала накопительная пенсионная система до 2013 года. Но, помимо уже известных принципов действия НПС, предлагаются и совершенно новые.

Вкладчик не только сможет выбирать НПФ/КУПА и стратегию управления, но и самостоятельно управлять своими накоплениями через частную управляющую компанию (ЧУК) при достаточности средств на индивидуальном пенсионном счете (ИПС) и достижении определенного возраста. То есть в ЧУК вкладчик сможет передать избыточные накопления. К сожалению, в документе не объясняется термин «достаточность средств», но, как считают в Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), сумма достаточности накоплений не должна превышать стоимость пенсионного аннуитета. Излишком денег человек может рискнуть, поэтому здесь нет ограничений на инвестиции. Вкладывать средства можно будет в широкий перечень финансовых инструментов, включая недвижимость. Предусматривается возможность ежегодного получения вкладчиком дохода от инвестирования, который будет перечисляться на банковский счет.

ЧУК предоставляется свобода инвестиций, но под контролем государства, кастодиана и самого вкладчика. АФК предлагает разрешить вкладчикам не только передавать излишек накоплений в управление ЧУК, но и разрешить участвовать в программах накопительного страхования, что, по мнению финансистов, подтолкнет развитие компаний по страхованию жизни.

В «Эксперте Казахстан» весной этого года было опубликовано интервью с Кантаром Орынбаевым, в то время занимавшим пост председателя правления Qazaq Banki Путешествие в будущее мелкими шажками. Он предлагал передавать небольшие суммы пенсионных активов (до 10 млн тенге на начальном этапе) индивидуальным управляющим.

«В результате мы получим конкуренцию на рынке управления пенсионными активами. Мы увидим много портфелей, которые можно сравнивать между собой: один управляющий дал 7 процентов доходности, второй — 20, третий только 2 и так далее. По итогам года можно делать замеры и на основании финансовых результатов управляющих принимать решение о размере передаваемой им суммы активов. Наиболее результативные специалисты могут рассчитывать на увеличение объема денег из ЕНПФ, таким образом они будут нарабатывать историю управления ПА. Это первый плюс такой системы: из множества игроков мы будем выращивать успешных управляющих»,— говорил тогда г-н Орынбаев. Будет ли разрешено индивидуальным управляющим работать с пенсионными деньгами, пока неясно. Понятие «частные управляющие компании» может включать и существующие инвесткомпании, и ПИФы, и частных брокеров.

В такой системе роль ЕНПФ «утяжеляется». Он будет не только фондом «по умолчанию», где останутся вкладчики, не определившиеся с выбором НПФ/КУПА, но единым учетным центром (кастодианом пенсионных обязательств), единой базой данных по всем ИПС и единым администратором всех финансовых и информационных потоков по НПС, кроме того, будет наделен эксклюзивным правом привлечения ОПВР с 2018 года в размере 5%.

Для того чтобы сократить миграцию вкладчиков из фонда в фонд, авторы предлагают разрешить переход не чаще одного раза в год, а лучше — один раз в два года 1 января. Но эта норма, будь она принята, вновь ограничит свободу выбора вкладчика, если он вдруг ошибется с НПФ/КУПА. Это положение должно поддерживаться серьезным, фактическим, а не риторическим надзором за участниками рынка. Кстати, предлагается запретить деятельность агентов, которые внесли свою лепту в крах прежней системы с частными НПФ, переманивая вкладчиков из фонда в фонд за деньги.

Перезагрузка РЦБ

Одним из ожидаемых авторами результатов реформирования НПС станет развитие фондового рынка Казахстана, увеличение количества институциональных инвесторов, повышение инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг, снижение концентрации системных рисков. Вместе с тем, в проекте переформатирования РЦБ необходимость изменений связана в том числе и с «отсутствием якорного инвестора в лице ЕНПФ».

Сама реформа рынка направлена главным образом на создание альтернативного банковскому финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Новые подходы предусматривают либерализацию регулирования РЦБ, свободный доступ к рынку всех категорий эмитентов и инвесторов, свободное ценообразование с возможностью получения спекулятивного дохода, выравнивание налоговых льгот как по операциям с акциями, так и по банковским вкладам. Кроме того, предлагается создание институтов высокорискового инвестирования — инвестиционных банков.

Основополагающим можно считать предложение в качестве инструмента поддержки эмитентов квазигосударственное субсидирование купонного вознаграждения по облигациям малого и среднего бизнеса на условиях государственных программ поддержки бизнеса; возмещение затрат эмитента на прохождение листинга, снижение КПН до 17% для тех предприятий МСБ, которые выходят на IPO. В помощь компаниям, которые хотят провести первичное размещение, авторы предлагают создать Alt Pre-IPO Фонд по примеру стран с развитыми рынками. Этот фонд будет готовить предприятия к выходу на биржу. Для таких эмитентов будет создана альтернативная торговая площадка на Казахстанской фондовой бирже с очень мягкими требованиями. При удачном листинге не исключен переход на основную площадку.

Ранее уже предпринимались попытки расширить круг эмитентов за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Тогда также ставились задачи создания рынка небанковского финансирования и увеличения ликвидности РЦБ. В августе 2008 года была утверждена реклассификация ценных бумаг. В секторе «Акции», кроме «голубых фишек» появились вторая и третья категории: соответственно, акции средних компаний (Mid_Cap) и бумаги растущих компаний (Start_Up).

В секторе «Облигации» все ЦБ были разделены на долговые бумаги с рейтинговой оценкой и без рейтинговой оценки. Последние, в свою очередь, делились на первую и вторую подкатегории. К сожалению, эта инициатива не успела принести свои плоды: крах Lehman Brothers положил начало глобальному кризису. Тогда пенсионные фонды, пострадавшие от падения мировых рынков, а также дефолтов отечественных эмитентов, стали уходить в качество: наполнили свои портфели ГЦБ, облигациями банков, сократив портфель акций до минимума. Можно сравнить инвестиционные портфели частных НПФ в последний год их существования и ЕНПФ (см. графики), они мало чем отличаются.

Авторы проекта реформирования НПС отмечают в качестве недостатка действующей системы то, что инвестиционная стратегия ориентирована на решение текущих задач бюджета, а не на долгосрочные интересы вкладчиков. Но и в прежней НПС с множеством частных игроков пенсионные накопления в отсутствие надежных финансовых инструментов служили источником дешевых денег для госбюджета. Только государственные МЕУЖКАМ, специально выпускаемые для пенсионных фондов, были индексированы по уровню инфляции.

Сегодня инвестиции ЕНПФ намного дороже. Эмитенты, в частности банки и квазигосударственные компании, могут выбрать фиксированную или плавающую ставку вознаграждения для привлечения пенсионных денег. Плавающая складывается из уровня инфляции и премии за кредитный риск. Так, средневзвешенная доходность по инвестициям ПА в банковские облигации составляет 15,5% годовых, в облигации квазигосударственного сектора — 15,2%.

ЕНПФ также финансирует МСБ, но не напрямую, а через обусловленное инвестирование банков и приобретение долгов квазигосударственных компаний. Будут ли пенсионные деньги вкладываться в ЦБ средних и малых предприятий, если пройдет представленный вариант перезагрузки фондового рынка? Вполне возможно, что частные НПФ и КУПА опять попадут под жесткий прессинг регулятора, что правильно с точки зрения сохранности пенсионных накоплений, но вызывает сомнения с точки зрения их приумножения. В таких условиях большую свободу получат частные управляющие компании, которые будут инвестировать излишки средств будущих пенсионеров.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности