Трудности trade-in

Развитию trade-in мешает отсутствие условий как для автодилеров, так и для автолюбителей

Трудности trade-in

Покупка автомобилей по схеме trade-in, когда автолюбитель продает свою машину дилеру в зачет приобретаемого у него железного коня, так и не стала для казахстанцев привлекательной. Еще два года назад крупные автодилеры убеждали всех вокруг, что росту продаж по схеме trade-in мешает двойной НДС. И правительство пошло им навстречу: если раньше trade-in рассматривался Налоговым кодексом как две отдельные сделки купли-продажи, при которых НДС взимается дважды, то с начала 2014‑го налог начисляется только на разницу между стоимостью покупки и ценой реализации.

Выход из тени 20% серого рынка к концу 2014‑го, увеличение налогов, создание новых рабочих мест, связанных с цивилизованным вторичным рынком,— лишь малый профит, который сулили крупнейшие автодилеры РК, лоббировавшие отмену двойного НДС.

Однако сегодня, по мнению главы правления союза «Казавтопром» Олега Алферова, продажи по схеме trade-in у большинства автоцентров не превышают и десятой доли процента. Симптоматично, что многие автодилеры, которые в 2014 году делали оптимистичные заявления по поводу отмены двойного НДС, под разными предлогами отказались предоставить «Эксперту Казахстан» статистику продаж по схеме trade-in.

Разные полушарии

На Западе, откуда пришла система trade-in, доля продаж по этой схеме достигает двузначных цифр: например, в Великобритании и Германии — 50%, в США — 65%. Как отмечают в Ассоциации автобизнеса Казахстана (АКАБ), в отлаженной системе американского и европейского оборота личного транспорта практика trade-in действует бесперебойно. Причины просты: большая часть частных автомобилей в странах западного мира была приобретена в тех же или сходных салонах и выпущена известным производителем.

В РК, напротив, продукция международных компаний и их дочерних структур смешивается с автомашинами, сошедшими с линий отечественного и азиатского автопрома. Возраст машины в момент обмена в Европе и США составляет 3–5 лет, а у нас на вторичном рынке встречаются ветераны с двадцатилетним стажем езды, в том числе по недружелюбным казахстанским дорогам.

«Отличие trade-in в Европе заключается в том, что там есть единый метод оценки автомобилей, а конкретно каталоги, по которым можно посчитать остаточную цену авто,— NADA, EUROTAX»,— подчеркивают в АКАБ. В России такого метода пока нет, поэтому дилеры создают собственные либо обращаются в автомобильный институт НАМИ. У казахстанского автобизнеса нет иного выхода, кроме как оценка, основанная на данных сайта kolesa.kz.

По данным союза «Казавтопром», за 9 месяцев 2016 года на вторичном рынке было продано почти 150 тыс. легковых авто в возрасте до 7 лет. Казалось бы, это и есть целевой сегмент для trade-in. Однако подавляющая часть этих сделок была совершена на автобарахолке.

«О повышенном интересе со стороны бизнеса и потребителя к этому сервису пока говорить не приходится,— отмечает Олег Алферов. — Культура продажи подержанных автомобилей в дилерских центрах еще не сформировалась. Покупатель не готов отдавать комиссию дилеру. Дилер не готов обременять себя хлопотами, связанными с оценкой и предпродажной подготовкой, а также замораживать оборотные средства за более скромный комиссионный сбор. Как результат — доля продаж по схеме trade-in в большинстве автоцентров не превышает десятых долей процента. Для сравнения, на российском рынке дилеры-чемпионы добиваются показателя в 25 процентов».

Диагностика проблем

В начале 2016‑го АКАБ опросил казахстанских дилеров и выяснил, что только у 29% респондентов действует программа trade-in, причем 71% опрошенных не практикуют продажи подержанных автомобилей. Тем не менее, более 60% респондентов считают данное направление продаж перспективным.

Антон Афонин, исполнительный директор Astana Motors,— среди тех, кто ставит на trade-in: «Перспективы несомненно есть, учитывая средний возраст парка автомобилей в РК, парк очень старый и его необходимо обновлять. Казахстанский автобизнес с опозданием на несколько лет повторяет путь России. На данный момент в РФ во многом только продажа авто с пробегом “спасает” салоны от банкротства и позволяет продавать то количество новых авто, которые они продают. Мы ничем не отличаемся от остального мира, а в мире растет доля сделок с автомобилями с пробегом через автосалоны».

К слову, программа trade-in в автоцентрах компании Astana Motors была запущена в начале 2016‑го. В следующем году компания планирует реализовать по trade-in порядка 35% автомобилей от всех продаж дилерской сети.

Что мешает автодилерам развивать услугу trade-in, выяснили в АКАБ. Бизнес отметил следующие сложности: низкая покупательская способность, конкуренция серого импорта, сложные условия кредитования, неопределенность при проводимой государством экономической и валютной политике, уменьшение со временем стоимости подержанного автомобиля на рынке, наличие штрафов и обременений у бывшего владельца.

По словам Антона Афонина, основная сложность заключается в отсутствии специальной программы кредитования, доступных банковских кредитов с выгодными условиями как для клиента, так и для дилера. «Еще одна сложность — завышенные ожидания клиентов при сдаче своего старого автомобиля по программе trade-in,— продолжает собеседник. — Стоит сказать о том, что работа программы trade-in налажена в основном в крупных городах, таких как Алматы и Астана. В регионах же до сих пор существуют сложности с работниками специализированных автомобильных ЦОНов и полиции, которые не до конца знают и понимают регламент процедуры оформления авто с пробегом при продаже автосалоном. И, соответственно, трактуют регламент неправильно».

Согласно исследованию АКАБ, 6% опрошенных указывают на сложности в определении рыночной стоимости подержанной автомашины по причине отсутствия централизованной базы данных автомобилей с пробегом, при этом 24% положительно ответили на вопрос: «Хотели бы вы централизовать данный процесс, чтобы был единый стандарт оценки автомобиля, принимаемого по программе trade-in». «Часть опрошенных также указала на затруднения при стандартизации оценки в связи с большим количеством различных характеристик автотранспорта. У большинства респондентов не возникает проблем и трудностей с госорганами при постановке подержанного автомобиля на баланс предприятия. Высказано мнение, что государственные органы работают четко в соответствии с законами РК»,— подчеркнули в АКАБ.

По словам Олега Алферова, важно понимать, что единственным источником роста сегмента trade-in является стабильное поступление на вторичный рынок новых автомобилей. Они, в свою очередь, переходят во вторые руки в среднем спустя 5 лет владения. Этот «донорский» поток сузился с 15 тыс. единиц ежемесячно в 2014 году до сегодняшних 3 тыс. новых авто, напоминает собеседник. «Trade-in — услуга, интересная покупателям и продавцам автомобилей главным образом в возрасте, не превышающем 5 лет. Поэтому долгосрочные перспективы развития сегмента требуют восстановления сбыта новой техники»,— акцентирует г-н Алферов.

Чтобы схема trade-in стала популярной среди казахстанских автолюбителей, по мнению АКАБ, нужно перенимать опыт развитых стран, вести статистику продаж по автомобилям с пробегом среди официальных дилеров РК для последующего создания базы данных, разработать регламент о единых методах работы по системе trade-in, которую примут все дилеры.

Однако на тематических форумах автолюбители, которые обращались в казахстанские автосалоны, чтобы воспользоваться схемой trade-in, жалуются на то, что за их железного коня им предложили цену ниже рыночной на 25–30%. Поэтому, говорят они, лучше действовать по старинке — продать машину на автобарахолке, а затем ехать в салон за новым авто.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности