Трудности trade-in

Развитию trade-in мешает отсутствие условий как для автодилеров, так и для автолюбителей

Трудности trade-in

Покупка автомобилей по схеме trade-in, когда автолюбитель продает свою машину дилеру в зачет приобретаемого у него железного коня, так и не стала для казахстанцев привлекательной. Еще два года назад крупные автодилеры убеждали всех вокруг, что росту продаж по схеме trade-in мешает двойной НДС. И правительство пошло им навстречу: если раньше trade-in рассматривался Налоговым кодексом как две отдельные сделки купли-продажи, при которых НДС взимается дважды, то с начала 2014‑го налог начисляется только на разницу между стоимостью покупки и ценой реализации.

Выход из тени 20% серого рынка к концу 2014‑го, увеличение налогов, создание новых рабочих мест, связанных с цивилизованным вторичным рынком,— лишь малый профит, который сулили крупнейшие автодилеры РК, лоббировавшие отмену двойного НДС.

Однако сегодня, по мнению главы правления союза «Казавтопром» Олега Алферова, продажи по схеме trade-in у большинства автоцентров не превышают и десятой доли процента. Симптоматично, что многие автодилеры, которые в 2014 году делали оптимистичные заявления по поводу отмены двойного НДС, под разными предлогами отказались предоставить «Эксперту Казахстан» статистику продаж по схеме trade-in.

Разные полушарии

На Западе, откуда пришла система trade-in, доля продаж по этой схеме достигает двузначных цифр: например, в Великобритании и Германии — 50%, в США — 65%. Как отмечают в Ассоциации автобизнеса Казахстана (АКАБ), в отлаженной системе американского и европейского оборота личного транспорта практика trade-in действует бесперебойно. Причины просты: большая часть частных автомобилей в странах западного мира была приобретена в тех же или сходных салонах и выпущена известным производителем.

В РК, напротив, продукция международных компаний и их дочерних структур смешивается с автомашинами, сошедшими с линий отечественного и азиатского автопрома. Возраст машины в момент обмена в Европе и США составляет 3–5 лет, а у нас на вторичном рынке встречаются ветераны с двадцатилетним стажем езды, в том числе по недружелюбным казахстанским дорогам.

«Отличие trade-in в Европе заключается в том, что там есть единый метод оценки автомобилей, а конкретно каталоги, по которым можно посчитать остаточную цену авто,— NADA, EUROTAX»,— подчеркивают в АКАБ. В России такого метода пока нет, поэтому дилеры создают собственные либо обращаются в автомобильный институт НАМИ. У казахстанского автобизнеса нет иного выхода, кроме как оценка, основанная на данных сайта kolesa.kz.

По данным союза «Казавтопром», за 9 месяцев 2016 года на вторичном рынке было продано почти 150 тыс. легковых авто в возрасте до 7 лет. Казалось бы, это и есть целевой сегмент для trade-in. Однако подавляющая часть этих сделок была совершена на автобарахолке.

«О повышенном интересе со стороны бизнеса и потребителя к этому сервису пока говорить не приходится,— отмечает Олег Алферов. — Культура продажи подержанных автомобилей в дилерских центрах еще не сформировалась. Покупатель не готов отдавать комиссию дилеру. Дилер не готов обременять себя хлопотами, связанными с оценкой и предпродажной подготовкой, а также замораживать оборотные средства за более скромный комиссионный сбор. Как результат — доля продаж по схеме trade-in в большинстве автоцентров не превышает десятых долей процента. Для сравнения, на российском рынке дилеры-чемпионы добиваются показателя в 25 процентов».

Диагностика проблем

В начале 2016‑го АКАБ опросил казахстанских дилеров и выяснил, что только у 29% респондентов действует программа trade-in, причем 71% опрошенных не практикуют продажи подержанных автомобилей. Тем не менее, более 60% респондентов считают данное направление продаж перспективным.

Антон Афонин, исполнительный директор Astana Motors,— среди тех, кто ставит на trade-in: «Перспективы несомненно есть, учитывая средний возраст парка автомобилей в РК, парк очень старый и его необходимо обновлять. Казахстанский автобизнес с опозданием на несколько лет повторяет путь России. На данный момент в РФ во многом только продажа авто с пробегом “спасает” салоны от банкротства и позволяет продавать то количество новых авто, которые они продают. Мы ничем не отличаемся от остального мира, а в мире растет доля сделок с автомобилями с пробегом через автосалоны».

К слову, программа trade-in в автоцентрах компании Astana Motors была запущена в начале 2016‑го. В следующем году компания планирует реализовать по trade-in порядка 35% автомобилей от всех продаж дилерской сети.

Что мешает автодилерам развивать услугу trade-in, выяснили в АКАБ. Бизнес отметил следующие сложности: низкая покупательская способность, конкуренция серого импорта, сложные условия кредитования, неопределенность при проводимой государством экономической и валютной политике, уменьшение со временем стоимости подержанного автомобиля на рынке, наличие штрафов и обременений у бывшего владельца.

По словам Антона Афонина, основная сложность заключается в отсутствии специальной программы кредитования, доступных банковских кредитов с выгодными условиями как для клиента, так и для дилера. «Еще одна сложность — завышенные ожидания клиентов при сдаче своего старого автомобиля по программе trade-in,— продолжает собеседник. — Стоит сказать о том, что работа программы trade-in налажена в основном в крупных городах, таких как Алматы и Астана. В регионах же до сих пор существуют сложности с работниками специализированных автомобильных ЦОНов и полиции, которые не до конца знают и понимают регламент процедуры оформления авто с пробегом при продаже автосалоном. И, соответственно, трактуют регламент неправильно».

Согласно исследованию АКАБ, 6% опрошенных указывают на сложности в определении рыночной стоимости подержанной автомашины по причине отсутствия централизованной базы данных автомобилей с пробегом, при этом 24% положительно ответили на вопрос: «Хотели бы вы централизовать данный процесс, чтобы был единый стандарт оценки автомобиля, принимаемого по программе trade-in». «Часть опрошенных также указала на затруднения при стандартизации оценки в связи с большим количеством различных характеристик автотранспорта. У большинства респондентов не возникает проблем и трудностей с госорганами при постановке подержанного автомобиля на баланс предприятия. Высказано мнение, что государственные органы работают четко в соответствии с законами РК»,— подчеркнули в АКАБ.

По словам Олега Алферова, важно понимать, что единственным источником роста сегмента trade-in является стабильное поступление на вторичный рынок новых автомобилей. Они, в свою очередь, переходят во вторые руки в среднем спустя 5 лет владения. Этот «донорский» поток сузился с 15 тыс. единиц ежемесячно в 2014 году до сегодняшних 3 тыс. новых авто, напоминает собеседник. «Trade-in — услуга, интересная покупателям и продавцам автомобилей главным образом в возрасте, не превышающем 5 лет. Поэтому долгосрочные перспективы развития сегмента требуют восстановления сбыта новой техники»,— акцентирует г-н Алферов.

Чтобы схема trade-in стала популярной среди казахстанских автолюбителей, по мнению АКАБ, нужно перенимать опыт развитых стран, вести статистику продаж по автомобилям с пробегом среди официальных дилеров РК для последующего создания базы данных, разработать регламент о единых методах работы по системе trade-in, которую примут все дилеры.

Однако на тематических форумах автолюбители, которые обращались в казахстанские автосалоны, чтобы воспользоваться схемой trade-in, жалуются на то, что за их железного коня им предложили цену ниже рыночной на 25–30%. Поэтому, говорят они, лучше действовать по старинке — продать машину на автобарахолке, а затем ехать в салон за новым авто.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее