Медицина высокого полета

Сеть клиник «Сункар» ставит на высокие технологии, внедрить которые удается при поддержке Банка ЦентрКредит

Медицина высокого полета

Из кабинета медсанчасти завода «Кызыл Ту», взятого в аренду Куанышем Керимкуловым в 1996 году, сегодня «Сункар» вырос до сети в 16 клиник. В начале 2000‑х бизнесмен решил приобрести в собственность здание для клиники. Почти все банки отказывали владельцу медкомпании в кредите: «Сункару» недоставало твердых залогов и денежных потоков. Первым в компанию поверил Банк ЦентрКредит — надежный финансовый партнер медицинской компании вот уже 13 лет, который поддерживает все начинания Куаныша Керимкулова.

Клиника размером с кабинет

Основатель «Сункара» Куаныш Керимкулов приехал в Алматы в 1994 году поступать в аспирантуру. Он совмещал учебу и две работы: днем трудился в частной клинике, вечером — рабочим на стройке. Как отмечает собеседник, в то время устроиться в государственную больницу не представлялось возможным — тогда врачей было больше, чем сейчас. Однако нужно было кормить семью. Поэтому г-н Керимкулов ушел в частную клинику, которые в то время находились в тени, поскольку не было закона, легализовавшего бы этот сегмент. Да и в обществе к частникам относились с подозрением. «Как можно лечить людей за деньги — мнение в то время часто встречаемое»,— вспоминает он.

Частная медицина вышла из серой зоны в апреле 1995 года, когда был принят закон «О лицензировании». Малые медицинские компании начали получать лицензии одна за другой. «Мой шеф поручил заняться оформлением лицензии на его клинику. Лицензию я получил, а еще познакомился со всей процедурой»,— рассказывает г-н Керимкулов. Бизнес-модель клиники стимулировала зарабатывать: оклада не было, врач получал процент от заработанного. Чтобы поправить свое финансовое положение, наш герой взял сразу несколько кабинетов. «Я одновременно был и терапевтом, и хирургом, и лечил, и оперировал. Сначала мне платили 15 процентов от выручки, затем, увидев, что набираю значительную кассу, снизили до 12,5,— рассказывает г-н Керимкулов. — Я не стал отчаиваться, просто начал работать с утроенной силой и стал сдавать еще больше. Начальство, увидев это, снизило мне ставку до 7,5 процента со словами “врачу преступно много зарабатывать”. Поэтому я и мой друг Алексей Югай, ныне владелец крупной сети «Достармед», в один день ушли и стали работать каждый сам на себя».

В августе 1996 года Куаныш Керимкулов берет в аренду кабинет в медсанчасти алматинского завода «Кызыл Ту». Именно там родилось название будущей сети клиник: директор завода переименовывал предприятие и настоял на том, чтобы и клиника при нем получила оригинальное название с собственным брендированием. Врач, у которого и без того было достаточно забот, был не в восторге от незнакомой для него задачи. Дело решил случай: «Встретил знакомого, который работал на заводе. И он мне говорит: «Не переживай, назови свой кабинет “Сункар”, я тебе и вывеску дам». Оказалось, что директор завода решил переименовать «Кызыл Ту» в «Сункар» и заказал четыре вывески. Ему понравилась одна, остальные он велел выкинуть. Пришел на следующий день к нему и говорю: решил клинику назвать «Сункар». Директору понравилось».

Медцентр «Сункар» в формате «один врач — один кабинет» проработал еще три года. В 1999 году Куаныш Керимкулов принял на работу еще одного врача, лишившегося работы в государственной клинике. Госмедицина в этот период переживала тяжелый период урезания бюджетов и сокращения штатов. «Врачи соперничали между собой за рабочее место — в такой ситуации, как правило, более интеллигентные проигрывали. Именно такие врачи приходили ко мне и просили работу,— подчеркивает г-н Керимкулов. — И пациентов стало больше, поскольку у нас и качество было лучше, и цены ниже. Разница в цене между нами и государственными клиниками расходилась по отдельным услугам в пять раз».

К 2000 году медцентр «Сункар» покидает насиженное место и за три года меняет его еще три раза. «В 2003 году клиника уже была раскрученной, в ней работало около 40 врачей. Но куда бы мы ни приходили, через несколько месяцев арендодатель отказывался продлевать договор. Мне кажется, что хозяева зданий, видя поток пациентов в нашу клиники, хотели открыть свой медцентр. Ведь в нашей стране самый лучший бизнес — это что-то у кого-то забрать. Все это в какой-то момент надоело, и мы решили купить здание»,— вспоминает г-н Керимкулов.

Банки, куда обращался наш собеседник, отказывали в кредите. Они требовали показать денежные потоки и предоставить твердые залоги. «Ни того, ни другого не хватало. Только Банк ЦентрКредит поверил нам и одобрил кредит. Сотрудничество на этом не остановилось: банк профинансировал покупку аппарата МРТ, затем еще одного здания, и вновь — нового оборудования. Шаг за шагом мы выстроили свою компанию. Банк ЦентрКредит — наш надежный партнер и в период становления, и в период роста»,— уверен г-н Керимкулов.

«В начале 2000‑х экономика РК демонстрировала позитивные тенденции. Было ясно, что рост платежеспособности казахстанцев увеличит спрос на медицинские услуги. Поэтому банк не оставил заявление медцентра без внимания»,— говорит руководитель бизнес-направления БЦК Мурат Нургазин.

Менеджмент и кредит

Сегодня, спустя 20 лет, «Сункар» — это 16 клиник в трех казахстанских городах: Алматы, Шымкенте и Таразе. Эти клиники основаны не только Куанышем Керимкуловым, но и его друзьями и партнерами; всех их объединяет бренд «Сункар».

Популярность сети подтверждает тот факт, что в Алматы в последние годы открылось несколько клиник, в названии которых присутствует слово «сункар». «Однако их не стоит путать с нами,— замечает г-н Керимкулов. — Даже ту, которая пишется с казахской буквой “ң”. В сети клиник «Сункар» работает более тысячи сотрудников. Мы больше, чем 12‑я и 7‑я больницы Алматы, вместе взятые, и по численности врачей, и по обороту»,— подчеркивает собеседник.

Традиционный сегмент сети «Сункар» — амбулаторно-поликлиническая помощь. Между тем в последние годы медицинская компания развивает высокоспециализированные стационарозамещающие виды услуг — гемодиализ, трансплантология. Кстати, лучевую терапию проводят только в КазНИИ онкологии и радиологии и в «Сункаре».

Чтобы быть на переднем краю отрасли, компании необходимо постоянно совершенствовать свой сервис. «Многие ошибочно считают, что медицина — это только профессиональные врачи, что больные приходят в клинику именно к таким специалистам. Нет, пациенты идут в клинику за сервисом и качественным уходом. Если врач не может обеспечить себя самой последней технологией, расходными материалами, предоставить надлежащий сервис, то пациенты от него уйдут, каким бы он ни был профессионалом»,— замечает собеседник.

«Рынок медицины — это всегда гонка вооружений»,— говорит г-н Керимкулов. Поскольку высокие технологии — вещь затратная, особенно на стадии внедрения (а устаревают за три года), медкомпании постоянно требуются заемные средства. Кроме того, в планах «Сункара» — расширение региональной сети и оснащение больниц новейшим оборудованием. «В настоящее время нам трудно переоценить значение Банка ЦентрКредит в развитии нашего бизнеса. Мы получаем кредиты на развитие бизнеса на 5–7 лет под приемлемые проценты. При этом половину субсидирует “Даму”, что делает кредиты дешевле»,— говорит глава компании.

«Мы отчетливо понимаем, что конкурентоспособность клиник прямо зависит от наличия у них новейшего оборудования. Учитывая, что “Сункар” является долгосрочным партнером нашего банка, мы всецело поддерживаем инициативы клиентов по оснащению амбулаторной сети высокими технологиями,— подчеркивает г-н Нургазин. — Банк активно участвует практически во всех госпрограммах поддержки предпринимательства. Сегодня в рамках госпрограмм нами было профинансировано свыше 3 тысяч клиентов на общую сумму 78 миллиардов тенге. Банк можно по праву назвать одним из лидеров-участников программ господдержки».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности