Не смешно и не в рифму

История Rifma Group — один из примеров непростой судьбы бизнеса в казахстанских регионах

В Казахстане не много примеров успешного строительства диверсифицированных бизнесов, не принадлежащих государству. Тем более, на региональном уровне, поэтому пример актюбинской Rifma Group особенно примечателен: местному бизнесмену Владимиру Михайлову удалось развить и медийный бизнес, и ресторанный, и ритейл. Однако серия неудач в ритейл-направлении и накопившиеся в связи с этим долги ставят под угрозу существование всей группы.

С газетой наперевес

Как предприниматель г-н Михайлов начинал в 1990‑е с розничной продажи бытовой техники и электроники — наиболее высокодоходного в те времена сегмента торговли. Например, именно тогда появился один из его первых известных магазинов — «Панорама».

Интерес к прессе у предпринимателя проснулся к середине девяностых. Появившаяся в 1996 году газета «Диапазон» сегодня является одним из нескольких независимых региональных СМИ в стране. Первые десять лет в истории газеты — череда конфликтов с властями, которые то приостанавливали ее выпуск якобы за разжигание межнациональной розни, то возбуждали уголовные дела на газету за клевету и на г-на Михайлова за незаконное предпринимательство.

Борьба против г-на Михайлова и его бизнеса была ожесточенной: суд давал ему срок за экономические преступления, а он в ответ объявлял голодовку в лучших традициях политической борьбы. Дошло до курьеза: в 2004‑м суд города постановил передвинуть на 70 см стену склада издательского дома «Арсенал», где печатаются тиражи «Диапазона»: собственники соседнего завода «Актюбрентген» обвинили г-на Михайлова в том, что он, якобы, залез на их территорию (где они построили жилой комплекс). Суд встал на сторону истцов, и бизнесмен угодил за решетку за злостное неисполнение решения суда. Но в итоге Владимир Михайлов вышел победителем: стену не подвинул, газету и типографию сохранил, да и другие бизнесы не потерял. И хотя редакционная политика газеты по-прежнему довольно остра по меркам провинциальных СМИ Казахстана, с тех пор острых конфликтов бизнесмена с властями как будто больше не было.

Вторая половина 2000‑х в истории группы навсегда останется периодом активнейшего роста и развития бизнеса. На пике могущества Rifma Group работала в пяти направлениях: медиабизнесе (газеты «Диапазон» и «Среда»), полиграфическом производстве (издательский дом «Арсенал»), розничной торговле (сети «Панорама», «Комета», «Эконом», гипермаркет «Олжа»), девелопменте («Алия center») и ресторанном бизнесе (заведения WunderBar и «Баурсак Бала»).

Гипертрофей

Именно с гипермаркетом связаны самые важные моменты в истории группы. В августе 2007 года Rifma Group начала строительство первого в Актобе гипермаркета — «Олжа» («трофей», «добыча» по-казахски), площадью в 6,5 тыс. кв. метров. Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд тенге, 726 млн группа занимает в казахстанской «дочке» Сбербанка России.

Важность проекта подчеркивало то, что в июле 2009‑го в церемонии открытия гипермаркета участвовал предправления Сбербанка Олег Смирнов. «Реалии нашей жизни таковы, что, инвестируя средства в ту или иную отрасль развития экономики, финансовые институты так же должны оценивать реальную пользу, которую принесут эти вложения в масштабах города, области или региона»,— подчеркнул он. И не без основания: один этот проект создал 250 постоянных рабочих мест, что совсем немало по меркам 270‑тысячного города.

Владимир Михайлов, в свою очередь, отметил, что ««Олжа» выводит сервис в городе на «новый более клиентоориентированный уровень». С этим тезисом г-на Михайлова не спорят и его конкуренты из других FMCG-сетей Актобе. Предприниматель привлек на должность вице-президента группы Роберта Мюллера, имевшего опыт работы в западноевропейском FMCG-ритейле, а также на Украине. Входящее в группу ТОО «Босс» в 2014 году попало в список 20 самых быстрорастущих компаний по версии Forbes Kazakhstan.

В 2010–2011 годах Rifma реализовала еще один проект — ТРЦ «Алия center» (14 000 кв. м), который был построен на месте бывшего открытого рынка. В нем также разместился гипермаркет «Олжа». То, что компания испытывала проблемы уже во время строительства, менеджмент не скрывал. «Пока мы в тупике, но требуемая сумма не столь уж велика, и, думаю, выход отыщется. Мы чувствуем устойчивость наших позиций и, как только последние проблемы с кредитованием будут разрешены, сможем говорить о развитии»,— рассказывал г-н Мюллер Forbes Kazakhstan в июле 2014 года. Сейчас, судя по записи в его профиле в Facebook, Роберт Мюллер вице-президентом Rifma Group уже не является, а занимает пост президента консалтинговой компании Star Syndicate Ukraine и посещает Актобе лишь время от времени.

Знание местного рынка, поддержка сильного финансового партнера, опытный топ-менеджер в команде — казалось бы, успех был предрешен. Однако сейчас этот бизнес лихорадит. Об этом довольно активно говорят в Актобе, замечают проблемы и сторонние наблюдатели.

«“Олжа” была одним из самых перспективных бизнес-проектов,— делится главный редактор актюбинского Рика-ТВ Марина Васильева. — Во всяком случае, так презентовали. Это был первый большой гипермаркет в городе. Было все хорошо где-то до 2015 года».

Однако к настоящему моменту один из гипермаркетов стоит пустой уже несколько месяцев, а на инвестпортале Актюбинской области висит объявление о продаже «полностью оборудованного здания FMCG гипермаркета общей площадью 6492 кв. м (2009 г.п.)». Альтернативные варианты — «долгосрочная аренда либо финансирование оборотных средств сети гипермаркетов “Олжа” — 3 млн долларов».

«Посещение второго (гипермаркета — “Эксперт Казахстан”) «Олжа» повергло меня в уныние окончательно. Огромные пустые стеллажи, закрытые бутики и отсутствие людей в субботу после 16.00 на фоне предыдущей прогулки через бурьяны к храму и дороги создавали ощущение зомби-апокалипсиса, города, покинутого жителями и отданного на растерзание призракам»,— передает свои впечатления известный казахстанский блогер Сергей Алексеенок, побывавший в Актобе неделю назад.

Еще раньше, чем FMCG, свернулись активы Rifma Group, представленные в рознице электроники и бытовой техники. В мае 2014‑го «Эксперт Казахстан» писал, что магазины актюбинских сетей «Панорама» и «Комета» поделили Sulpak и Technodom, сеть «Эконом», не справившись с конкуренцией официальных розничных сетей, просто ушла с рынка.

Ошибки и конкуренция

Получить комментарии о причине сложностей «Олжи» из первых рук к моменту сдачи номера «Эксперту Казахстан» не удалось. Но дело явно не только в осложнившейся ситуации в сфере розничной торговли и не отраслевыми проблемами. Ритейл в Актюбинской области, как показывает официальная статистика (см. график), чувствует себя в целом неплохо; по крайней мере, дела здесь идут лучше, чем во многих регионах страны.

В Актобе рынок FMCG также представлен сетями «Анвар» и «Дина», которые, судя по всему, чувствуют себя уверенно: они представлены во всех форматах (гипер-, супермаркет, магазин у дома), расширяют свой бизнес. Наблюдатели не исключают, что «Олжу» подвел не столько кризис, сколько ошибки украинской команды менеджеров гипермаркета.

«“Олжа” первой открылась в Актобе в формате гипермаркета с большим ассортиментом, но с ценами супермаркета. Когда формат гипермаркетов стали развивать и другие сети, но уже с большей площадью и лучшим сервисом, дела у “Олжи” пошли хуже»,— говорит заместитель директора ТОО «Кабиев и К» (сеть магазинов «Дина») Сергей Костромин. Схожие проблемы, по словам нашего собеседника, были у актюбинского Metro, в результате компания ушла с рынка через полгода после открытия первого гипермаркета и теперь представлена только в сфере B2B. И в первом, и во втором случае он указывает на ошибки формата и управления.

Из-за проблем головной компании начинают страдать и ее «дочки». В июле этого года был арестован счет ТОО «Рифма» (собственник газет «Диапазон» и «Среда»), на который поступил очередной транш от «Фонда Сорос-Казахстан», в 2015 году поддержавшего проект компании в 2,7 млн тенге в рамках конкурса «Цифровые приложения для казахстанских СМИ».

Судя по публикациям коллег из «Диапазона», в 2008 году ТОО «Рифма» выступила «гарантом по кредиту другой компании». «А тот кредит абсолютно и даже сверх того обеспечен залоговым имуществом. То есть никакой необходимости парализовывать работу редакции у банка нет. Кроме, конечно, морального давления на кредитора»,— эмоционально отреагировала на событие редакция газеты, фактически возложив вину на Сбербанк. С высокой степенью вероятности можно предположить, что речь идет именно о том кредите, который Сбербанк выдал бизнес-структурам г-на Михайлова на строительство первой «Олжи».

Впрочем, в «Диапазоне» фактически признали правомерность действий банка, сообщив в июльской заметке: «Редакция не оспаривала сам факт правомочности ареста счетов, а говорила совершенно о других вещах, общий смысл которых “не навреди”. Да, банк имел право арестовать наш счет. Но не обязательно должен был это делать, он мог принять и другое, менее травмирующее решение. Это как в суде, есть вилка: за кражу бульонного кубика в супермаркете наказание может быть и 5 лет лишения свободы, и штраф, и условный срок».

В Сбербанке текущее состояние разбирательства не комментируют, делая отсылку на то, что информация о гражданских разбирательствах доступна на сайтах судебных органов.

Несмотря на перечисленные трудности, «Диапазон» — по-прежнему газета с самым большим в городе тиражом. Г-жа Васильева говорит, что о проблемах группы именно в медийном бизнесе ей ничего не известно.

Железный занавес

Еще один неприятный момент в этой истории связан с закрытостью всех ее непосредственных участников, так или иначе уклоняющихся от комментариев СМИ по существу. С одной стороны, это понятно, ведь бизнес в принципе не любит шума и скандалов, а конфликты, вынесенные в публичную среду, урегулировать куда сложнее, чем подковерные. Однако этот же факт свидетельствует, насколько непубличной средой в действительности является крупный и средний бизнес в стране и в особенности — в ее регионах.

Примечательно, что в местном отделении Нацпалаты предпринимателей с ситуацией вокруг бизнеса г-на Михайлова не знакомы. По крайней мере, именно так заявил нам директор Актюбинской палаты предпринимателей Нурлыбек Муканов. Как правило, такие многосторонние конфликты всегда находятся на карандаше у НПП, которая стремится отстаивать интересы бизнеса на всех уровнях.

Сам г-н Михайлов согласился побеседовать с корреспондентом «Эксперта Казахстан», только очно, но готов сделать это не раньше, чем через несколько недель. Без ремарок главного героя эту познавательную историю регионального бизнеса, конечно же, нельзя считать оконченной. Будем надеяться, конец у нее, несмотря ни на что, окажется счастливым.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом