Любовь в кино и к кино

Главное на любом кинофестивале, и «Евразия» тут не исключение, - это своя особая атмосфера кино, задаваемая более интимным знакомством не только с иностранным, но и отечественным кинематографом

Уже долгие годы на международном кинофестивале “Евразия” атмосфера близкого знакомства и искусством кино достигается не только конкурсной и внеконкурсной программой, но еще пресс-конференциями, мастер-классами, бизнес-площадками, а также неформальными встречами и общением с профессионалами кино. 

С самого начала фестиваля, традиционного прохождения звезд по красной дорожке, зрители, собравшиеся перед Дворцом Республики, возможно, задаются вопросом: «А кто они – отечественные звезды?». В самом деле, гораздо лучше мы знакомы с зарубежными звездами, а главное – точно знаем, за какие роли и в каких фильмах мы их любим. И эпитеты «великий» и «звезда», часто прилагаемые к отечественным актерам и режиссерам – не меняют сути дела. Тем не менее, знать своих — дело святое. Тем более, среди них есть настоящие профессионалы. Такой актрисой, безусловно, является Меруерт Утекешева, сыгравшая в легендарном, ставшем классикой казахского кинематографа, советском кино «Кыз-Жибек», который посмотрели миллионы советских зрителей. Приятно, что в этом году по дорожке прошлись талантливые и перспективные, актеры театра «Артишок» Чингиз Капин, Екатерина Дзвоник, Дмитрий Копылов и Айсулу Азимбаева. На ней также можно было увидеть режиссеров картин-участниц фестиваля, их продюсеров, а также актеров и представителей раз личных сфер казахстанского искусства. 

Звезды сошлись 

Внимание журналистов привлек к себе российский режиссер Валерий Тодоровский, возглавивший нынешнее жюри “Евразии”. Жаль, что известный кинематографист категорически отказывался отвечать на любые вопросы журналистов. 

В жюри также вошли иранский режиссер, сценарист и продюсер Реза Миркарими, обладатель престижных премий Каннского и Токийского фестивалей и других международных кинофорумов; пекинский режиссер, сценарист, продюсер Нинг Инг, чьи фильмы были представлены и получали призовые места на многих кинофестивалях; режиссер и народный артист Кыргызстана Актан Арым Кубат, казахстанский актер и режиссер Досхан Жолжаксынов, а также дебютант и лауреат Каннского кинофестиваля Гримур Хаконарсон - актер, режиссер и продюсер из Исландии. 

Церемонию открытия, которая продолжилась уже в зале, посетили представители различных сфер казахстанской культуры. В частности, поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, которого другая легендарная знаменитость, казахстанский актер Асанали Ашимов наградил специальным призом «Тулпар», введенным в этом году в рамках кинофестиваля “Евразия” и фестиваля “Созвездие Шакена”, за вклад в казахстанский кинематограф. 

Последний день Пусана

Церемонию открытия кинофестиваля вел телеведущий и продюсер Серик Акишев. Он объявил, что в этом году организаторы задумали максимально упростить все официальные встречи, чтобы зрители, как можно быстрее и «безболезненнее», могли приступить к самой сути события – просмотру фильма. В итоге церемония была завершена уже на сорок пятой минуте, что стало настоящим фурором для традиционного восточного понимания сути торжества, длившегося раньше три-четыре часа. Благодаря чему, присутствующие довольно быстро смогли приступить к просмотру фильма-открытия корейского режиссера ен Сан Хо «Поезд в Пусан». Таким образом, инновация «Евразии» этого года декларируемая в девизе-признании любви к кино, сразу нашла практическое воплощение в урезании церемониальных расшаркиваний. А также в этом году, в отличие, например, от прошлого, все фильмы фестиваля можно было посмотреть в технически оснащенных и удобных залах «Кинопарка IMAX» бесплатно. 

Почему фильмом открытия кинофестиваля стал «Поезд в Пусан»? Председатель отборочной комиссии Евразийского кинофестиваля Олег Борецкий объяснил выбор жюри тем, что это новая картина, которая выходит в прокат только в ноябре. «”Поезд в Пусан” - жанровый фильм из Юго-Восточной Азии. Если кого-то это шокировало, почему картиной открытия стал фильм жанра ужасов, то, можно посмотреть, какие фильмы открывают фестивали категории “A”. Это и голливудские блокбастеры, и жанровое кино, являющееся артхаусом», - пояснил кинокритик.

Со своей стороны скажем, что картина действительно своеобразная, уже тем, что в ней дано истолкование и использование на восточный, корейский лад типичных жанровых приемов массового кинематографа, придуманного в Голливуде. Например, таких жанров как ужасы, триллер и боевик. Юн Сан Хо удалось дистанцироваться от развлекательного кино поставкой проблематики коллективной этики, характерной для восточного мировосприятия. Задуматься о моральной ответственности зрителю режиссер предлагает, развлекая его жанрами «ужасов» и боевика. Необычный симбиоз не раз вызывал нервный смех в зале, подтверждающий на практике жанровую размытость корейского хоррора и превращающий его в корейский трэш с элементами комедии. Вспомнилась знаменитая картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи”, повествующая о гибели античного города под адским пеплом вулкана. 

Звезды разошлись

Можно сказать, что для журналистов и профессиональной публики кинофестиваль стартовал на следующий день, когда начался просмотр конкурсных картин. Еще уже по традиции в его рамках проходил фестиваль детского кино и, урезанный в связи с сокращением бюджета, кинофестиваль «Созвездие Шакена». Первым показали ленту российского режиссера Ольги Веремеевой «Прикосновение ветра». 

Самым ярким впечатлением от фильма стал очень громкий звук, настолько сильный, что хотелось закрыть уши. Позже, создатели картины объяснили это творческой задумкой. По их же словам, фильм совмещает себе игровое и документальное кино. По всей видимости, шаблоны и стереотипы присущи фестивальному, артхаузному кинематографу, не в меньшей степени, чем коммерческому. Авторы сообщили, что снимали кино об экзотичной Бурятии для европейских зрителей: «Некий постмодернизм, проекция ощущений от иной культуры, иной религии». 

После небольшого перерыва и пламенной речи казахстанского режиссера Жанны Исабаевой о проблемах казахстанской глубинки начался показ картины «Бопем». Но так выходит, что хочется остановиться не на проблемах поднимаемых картиной и ее художественных достоинствах, а на технических аспектах, мешающих восприятию и пониманию. В этом году организаторы показа решили основательно подготовиться, не испортив впечатление о фильме плохо срабатывающими субтитрами, либо их отсутствием. Но опять не случилось. Картина презентовалась с русскими, казахскими и английскими субтитрами, которые то толпились как упрямые муллы, то мчались галопом как перепуганные скакуны.

При просмотре другой картины основного конкурса «Песчаная буря», зрителю пришлось довольствоваться лишь оригинальным языком зарубежного фильма и английскими субтитрами. Но, тем не менее, его прокат не провалился. Все благодаря случаю и небезразличному зрителю в зале, который синхронно переводил английские субтитры, так профессионально, что к концу фильма публика совсем позабыла, что это голос из зала, а не из самого фильма. Что бы вышло, если бы этого зрителя не оказалось в зале? 

Видимо, ставшие уже фестивальной традицией очередные технические недоработки, мешающие полюбить кино. Об организационных и технических проблемах перевода и титрирования, возникающих на кинофестивале с досадной закономерностью, наш журнал писал и раньше (см. «ЭК»: «Снова на те же грабли» №37(139) 2007 г.). Кстати, помимо картины Жанны Исабаевой из отечественного кинематографа в конкурсной программе участвовали «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова и «Раз в неделю» режиссера Игоря Пискунова. Все три фильма абсолютно разные, но объединяет их одно: режиссеры взяли за основу социально-политические проблемы, открывающие нам глаза на жизненные и социальные условия, в которых существуют герои представленных нам картин. Можно сказать, зал неравнодушно встретил каждую из представленных картин. Находились и те, кто не смог принять наш местный артхаус. «В чем суть фильма?», - обратился парень из зала к Адильхану Ержанову после завершения показа его картины и тут же добавил, - «Я ничего не понял!». На что Ержанов, выдохнув и пожав плечами, ответил: «Так сошлись звезды».

В ожидании шедевра

Каждый вечер, покидая зал кинотеатра, зрители отправлялись домой, не разочарованными, но точно ожидающими, что на следующий день им, наконец, покажут такую конкурсную картину, которая захватит дух и на полтора часа заставит нас переживать за главных героев, как за самих себя. Стоило ли ждать такого открытия от конкурсной программы «Евразии», которую вряд ли можно классифицировать как кинофестиваль категории “А”.

Чем еще отличились конкурсные фильмы? Чему еще нас хотели научить режиссеры, а лучше даже будет сказать, о чем напомнить? Изо дня в день фестивальное кино знакомило с обычаями и традициями какой-либо страны, или народа. Как, например, в израильском фильме «Песчаная буря», показавшему зрителю жизнь и традиции в бедуинской деревне на юге Израиля. Автор картины показывает нам совершенно другой народ со своими традициями и обычаями. И опять же мы видим проблему, а может это даже не проблема, для показанного нам народа. Может, это мы, тот народ, который свободен от жестких рамок традиций, у которого есть выбор и свобода в выборе своего пути в жизни, реагируем на фильм как на проблему. Главная героиня на протяжении всего фильма пытается сбежать от предрешенной судьбы, но сдается у самого финиша.

Картины «Заброшенные земли» (Мириам Херд) и «На районе» (Луисито Лагдамео Игнасио) показали нам семейный очаг, отношения внутри будь то большой или маленькой семьи. В первом случае это два брата, во втором — большая семья, в которой присутствуют поколения от прабабушки до правнука. Мы видели братские отношения и переживания, видели трепетное и непредвзятое отношение взрослых сыновей к матерям. Фильму «На районе» удалось раскрыть суть материнской любви, показать, что мать всегда останется матерью, как бы ей не приходилось зарабатывать, и в каком бы возрасте она не была, даже став ворчливой старухой. Видимо, поэтому именно «На районе» получил специальный приз от жюри. Гран-при «Евразии» завоевал «Чужой дом», режиссера Русуданы Глурджидзе. Картина повествует о двух семьях, переживших абхазскую войну. Им разрешают поселиться в брошенных домах противников - тут война происходит уже не на поле брани, а в душах героев. 

Что касается казахстанского кинематографа, то лучшим режиссером XII международного кинофестиваля «Евразия» признан Адильхан Ержанов за его кинокартину «Чума в ауле Каратас». Картина привлекает внимание не только остротой постановки социально-политических проблем, но и художественными средствами их подачи - жанром магического реализма. 

Приятным сюрпризом стало награждение Юрия Померанцева за роль в фильме Игоря Пискунова «Раз в неделю». Фильм снят раньше спектакля, поставленного по пьесе американского драматурга Джеффа Барона «Визиты к мистеру Грину», который шел в Русском драмтеатре имени Лермонтова, став юбилейным бенефисом выдающегося казахстанского актера. В свой 91 год Юрий Борисович играет блестяще. Фильм снят в 2014-м. Сейчас актеру 93. За лучшую мужскую роль картина получила приз от Ассоциации кинокритиков Казахстана в прошлом году. Она увлекает интригой сюжета, психологией человеческих отношений и сложностью социальных ролей. Когда, казалось бы, испытавший все ужасы шовинизма еврей, вдруг оказывается в плену не меньших шовинистических предрассудков по отношению к окружающим. И только теплота и забота помогают сделать шаг на встречу Другому. 

Подводя итоги фестиваля, мы обратились к отечественным экспертам, пытаясь понять на какой стадии находится казахстанское кино сегодня. «В Казахстане снимается не так много картин. Порядка 20-25 картин каждый год. Лишь половина доходит до уровневого проката. При этом несколько фильмов попадают на зарубежные фестивали. Доля казахстанских фильмов в прокате очень невелика», - рассуждает кинокритик Олег Борецкий. 

По его мнению, состояние казахстанского кинематографа во многом зависит от отечественной журналистики, которая недостаточно пишет о кино, или делает это в формате бульварного чтива. «Журналистскую культуру нужно повышать, так же, как и зрительскую. Это комплексная проблема», - полагает он. Заметим только, что телега впереди лошади делу не поможет, как и то, что воспитывать журналистов и зрителей придется явно не через отечественный кинематограф, который сам нуждается в том же. 

Как считает актер и сценарист Константин Козлов, наше кино снимается, и это уже хорошо, ведь и финансовые проблемы дают о себе знать. «Финансирование кино и телесериалов, в особенности, сильно снизилось. Самое главное, что снимается еще и партизанское кино. Кино остросоциальное, кино, снимающееся без бюджета, что лишний раз говорит о том, что не только с корыстными мотивами люди появляются в нашем кино. И это не может не радовать. Уровень, конечно, во многом оставляет желать лучшего. Приятно удивила Евразия в этом году. Перемены есть, и перемены к лучшему, по сравнению с прошлым годом, когда билеты на фестиваль хотели делать платными. В результате чего, практически никто не увидел фестивальные картины. За редким исключением, каких-то очень ярких и громких работ. Хорошей идеей, было вынести фестивальное к народу, потому что не попкорном единым жив зритель» – резюмирует г-н Козлов. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики