И другим, и себе

Турция, имея экспортоориентированное органическое производство, направляет большие усилия на развитие местного рынка

И другим, и себе

Становление органического сельского хозяйства началось в Турции еще в середине 1980‑х. Турецкие производители имеют богатый опыт экспорта экопродуктов в разные страны мира, но сейчас Турция прилагает усилия для развития внутреннего рынка органической продукции.

Уйгун Аксой — старший преподаватель и научный сотрудник факультета сельского хозяйства университета города Эге была одним из основателей турецкой ассоциации органических сельскохозяйственных движений, возглавляла эту организацию в 1999–2003 годах, а сейчас является ее почетным президентом. В интервью «Эксперту Казахстан» Уйгун Аксой рассказала об опыте своей страны в организации органического сельхозпроизводства.

За спрос деньги берут

— Что стало первым толчком для производства турецких органических продуктов?

— Турция известна как традиционный производитель и экспортер изюма, инжира, орехов, кураги. Спрос на органические инжир и курагу, орехи инициировала Германия, где уже в восьмидесятых существовал органический рынок. В 1985 году наша страна начала экспорт органической продукции. С тех пор органическое производство в Турции увеличивалось с каждым годом. Если до 1990 года оно было ограничено сухофруктами и хлопком, то сегодня насчитывается более 200 видов турецкой сельскохозяйственной органической продукции. И это только сырье. Но когда мы говорим, допустим, о томатах, которые считаются одним продуктом, нужно учитывать, что у нас есть и свежие томаты, и переработанные — томатная паста, кетчуп, и продуктов этой переработки гораздо больше, чем одно наименование томатов. Большую часть органического производства Турции сейчас составляют сухофрукты, орехи, специи и травы, свежие и обработанные фрукты и овощи, бобовые, зерновые, технические культуры, семена масличных культур.

— Когда появилась законодательная база, регулирующая производство органической продукции?

— Органическое сельское хозяйство в нашей стране регулируется департаментом надлежащей сельскохозяйственной практики и органического сельского хозяйства, который относится к главному управлению растениеводства Министерства продовольствия, сельского хозяйства и животноводства. Законодательное регулирование в этой отрасли появилось в 1994 году — тогда Европейский союз потребовал от стран-экспортеров органической продукции разработать собственный национальный закон об органике. Турецкое министерство с помощью FAO подготовило все требуемые нормы и приняло их в отведенный срок. Правда, в том законе не хватало части, посвященной надзору за соблюдением закона, то есть в случаях мошенничества, когда выявлялся продукт, имеющий сертификат, но фактически неорганический. Его не было в базе данных — нарушителей даже штрафовать не могли. Поэтому в том же 1994 году в закон были внесены поправки по этому поводу. С 2004 года у нас принят новый закон об органической сельскохозяйственной продукции, это связано в первую очередь с тем, что страна подала заявку на членство в ЕС и сейчас гармонизирует законодательство.

— Кроме законотворческой функции, какую еще роль Министерство продовольствия, сельского хозяйства и животноводства играет в развитии органического сельского хозяйства Турции?

— В министерстве собраны почти все функции — оно наделяет полномочиями сертификационные органы, контролирует рынок, выявляет мошенничество, распределяет субсидии на органическое сельское хозяйство, обучает как инспекторов, так и фермеров, работает с исследователями, помогая организовать проекты в области органического сельского хозяйства, собирает данные как о производстве и обработке органической продукции в стране, так и об ее экспорте и импорте. В Турции 81 провинция, и в каждой есть органический отдел, специалисты которого не только имеют соответствующее базовое образование, но и ежегодно обновляют свои знания. Например, если произошли изменения в законодательстве или если в этой сфере возникли какие-то проблемы, фермеров обязательно проконсультируют. В Турции существует национальная стратегия и план действий для органического сельского хозяйства, в его рамках министерство, например, реализует демонстрационные проекты. И я считаю, это очень помогло заинтересовать фермеров в органическом производстве. На демонстрационных проектах государство выделяет деньги на оплату сертификации и обучает фермеров, причем внимание акцентируется на малых фермах и приоритетных для этого района культурах. Сейчас в почти половине провинций есть демонстрационные проекты.

Помогите материально

— Министерство активно продвигает в фермерской среде идею перехода на органическое сельское хозяйство. А какую помощь предлагает в материальном плане?

— В Турции есть субсидии на органическое производство — они отличаются от продукта к продукту, давайте я расскажу, сколько это в лирах. Если не ошибаюсь, турецкая лира сейчас стоит около 110 тенге. Самую ощутимую поддержку получают производители плодоовощной продукции — 700 лир на гектар, и я думаю, это справедливо. Полевые культуры — 100 лир на гектар. Субсидии были выше, но когда в министерстве поняли, что субсидируют большие участки земли, а урожая с них не видят, поскольку фермеры просто получали деньги и ничего не делали, было решено поддержку для полевых культур сократить. Органическое животноводство у нас в основном ориентировано на внутренний рынок, в Турции есть дефицит мяса, кроме куриного. На корову размер субсидии — 150 лир, на теленка — 50, на овцу или козу — 10 лир. Поддерживается и пчеловодство: субсидия — 5 лир за улей, и даже рыбоводство — там размер субсидий немного колеблется от вида рыбы и составляет 0,35 лиры за килограмм форели и 0,45 — за килограмм морского леща и морского окуня. Есть и другие виды субсидий: на время переходного периода, на определенные виды биотехнологий, можно как материальную поддержку рассматривать и бесплатное обучение. Есть льготные кредиты — вместо обычной ставки 11 процентов органические фермеры платят 2 процента.

— Введение субсидий стимулировало развитие органического сельского хозяйства в Турции?

— Да, и заметно. В 2008 году органическим производством в стране занималось около 15 тысяч фермеров, их число было примерно постоянным с начала 2000‑х годов, это была в чистом виде частная инициатива. В 2009 году появились субсидии, и число органических фермеров сразу выросло до 35 тысяч. Сейчас у нас около 70 тысяч фермеров занимаются органическим сельским хозяйством.

— Насколько была необходима органическому сельскому хозяйству такая господдержка? Может быть, «рука рынка» сделала бы то же самое?

— Конечно, для экспортеров эта поддержка была не нужна — там работает та самая «рука рынка». Но для развития местного рынка господдержка необходима, поскольку мы имеем большое число мелких фермеров, которые не могли позволить себе переход на органическое сельское хозяйство, для них это было дорого. Раз правительство Турции заинтересовано как в производстве продукции высокого качества, так и сохранении окружающей среды, нужно таким фермерам помогать. Стоит отметить, что экспортные возможности фермеров в результате тоже выросли, хотя это и не было главной целью. Все-таки в первую очередь субсидии помогают развить местный рынок.

Производить и для своих

— Сколько турецкие фермеры производят и сколько экспортируют?

— Турция начинала с работы традиционными культурами, и сейчас уже 40 процентов производителей сухофруктов перешло на органическое сельское хозяйство, это примерно четверть всего странового экспорта сухофруктов. По нашим оценкам, Турция производит органическую продукцию на 450 миллионов долларов, 75 процентов этой продукции идет на экспорт, 25 — на местный рынок. А значит, объем местного органического рынка уже превысил 100 миллионов долларов!

— Вы все время говорите о важности развития местного органического рынка? Зачем, имея такие прекрасные возможности для экспорта?

— Развитие внутреннего рынка необходимо, потому что вы можете буквально за год потерять экспортный рынок сбыта. Я объясню. У нас в Турции большая территория была сертифицирована под дикорастущие растения — около 300 тысяч гектар. Но как только покупатели этих дикоростов — в основном медицинские компании — нашли более дешевое сырье, они сразу ушли. И теперь сертифицированная территория под дикорост у нас в десять раз меньше. Еще пример: Турция была единственной страной в мире, которая производила органической хлопок. Голландские компании были основными его покупателями. Но затем субсидировать производство органического хлопка начала Уганда, и в том же году эти компании ушли из Турции и начали работать в Уганде, где сейчас 20 тысяч фермеров таким хлопком занимается. Мы не так много органического хлопка производим теперь. Думаю, после этих примеров не остается сомнений в важности домашнего рынка. Я не скажу, что у нас все идеально с развитием внутреннего рынка и органическим сельским хозяйством в целом, но достигнуто многое, благодаря сотрудничеству всех участников этого рынка — фермеров, государства и FAO.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?