Скопил — полетел

На рынке платежных карточек растет конкуренция. Банки, чтобы удержать клиента, предлагают новые продукты

Скопил — полетел

В прошлом году зафиксировано падение числа платежных карточек и их держателей. Это на фоне продолжающегося роста объема и количества транзакций посредством пластиковых карт усиливает конкуренцию между коммерческими банками. Чтобы удержать клиента, финансовые институты предлагают платежные карточки с новыми возможностями. Если год назад они эмитировали бесконтактные платежные карточки, то главный тренд 2016 года — выпуск пластиковых карт с дополнительным продуктом. Например, Банк ЦентрКредит (БЦК) в начале сентября анонсировал пластиковую карту для любителей путешествий — Card for fly. Это совместный проект с авиакомпанией «Эйр Астана», предусматривающий ряд возможностей и привилегий для держателей карточек БЦК. Будет справедливо сказать, что конкуренция между коммерческими банками подталкивает их к интересным маркетинговым ходам.

Важна каждая карточка

Согласно данным Национального банка РК количество платежей с использованием карточек казахстанских эмитентов за пять лет увеличилось на 74%, с 30,7 млн транзакций в 2011‑м до 84,5 млн транзакций в 2015-м. За последние четыре года платежи банковскими карточками в среднем росли на 15%. Если в 2011 году 80,3% операций банковскими карточками совершались для снятия наличных, то в прошлом году — 68,9%. Соответственно, увеличилось число операций, когда платежные карточки использовались напрямую для оплаты товаров и услуг: с 19,7% в 2011 году до 31,1% в 2015‑м. Налицо тенденция, когда казахстанцы все больше используют пластиковые карты как средство платежа, а не как инструмент для снятия кэша.

Вместе с количественным показателем растет качественный — сумма платежей посредством платежных карточек с 2011-го по 2015 год выросла на 90%, с 4,3 трлн тенге до 8,3 трлн тенге. Если в 2011 году товары и услуги оплачивались посредством пластиковых карт на 0,6 трлн тенге, то в прошлом году — на чуть более 1 трлн тенге (рост за пять лет составил 76,3%).

Однако на радужном фоне есть серые тона. В 2015 году средний размер оплаты товаров и услуг посредством пластиковой карты впервые за минувшую пятилетку сократился. Если в 2014 году этот показатель составил 32,1 тыс. тенге, то в прошлом году — 30,5 тыс. тенге. Другая негативная тенденция — сокращение количества платежных карточек в обращении. Хотя с 2011-го по 2014 год оно неуклонно росло (общий рост на 80,5%), в прошлом году показатель сократился на 0,6%. Отрицательная динамика продолжилась и в текущем году: в сентябре 2016‑го число карточек в обращении составило 15,2 млн единиц, что на 11,1% ниже показателя на конец 2015 года.

Рост числа держателей платежных карточек в минувшем году также прекратился. В прошлом году оно упало на 800 тыс. (14,3 млн человек), или на 5,7%. Тенденция продолжилась и в 2016 году: на начало сентября карточками располагали уже 13,9 млн. В результате среднее число платежных карт на одного казахстанца снизилось с 1,19 в минувшем году до 1,09 в текущем.

Клуб путешественников

В ситуации, когда количество и объем карточных операций растут, а число держателей сокращается, коммерческие банки заинтересованы предлагать клиентам все новые и новые продукты. Пластиковые карты активно дополняются новым функционалом: помимо снятия и приема наличных в банкоматах, они позволяют производить безналичную оплату за товары и услуги в кафе и кинотеатрах, АЗС и супермаркетах, осуществлять переводы между счетами, оплачивать коммунальные услуги, обучение.

Последней новостью сегмента платежных карт стал запуск БЦК Card for fly — карты, которая дает держателю, чья жизнь связана с частыми перелетами, ощутимые преимущества. Банк уловил момент, когда с ростом цен на перелеты, связанным с девальвацией тенге, потребность в запуске данного карточного продукта увеличилась. Поэтому в БЦК уверены, что у Card for fly есть все шансы стать одной из наиболее популярных пластиковых карточек. «Среди наших клиентов-держателей карточек БЦК много тех, кто активно передвигается не только по Казахстану, но и по всему миру. Данный продукт позволит нам делать определенные поощрительные комплименты в виде бонусных баллов, которые можно обменять на бесплатные полеты или повышение класса обслуживания с экономического класса до бизнеса на всех рейсах авиакомпании “Эйр Астана”»,— рассказывает директор департамента банковских карт и дистанционного банкинга Татьяна Попова.

С помощью новой кобрендовой карты Visa теперь можно будет не только оплатить покупку, но и стать участником программы лояльности Nomad Club. Для этого нужно получить платежную карту Card for fly и рассчитываться за свои покупки с ее помощью. За каждые 200 тенге держатель карты получает один бонусный балл. Набранные баллы в свою очередь конвертируются в бесплатные полеты.

Программа премирования часто летающих пассажиров Nomad Club, основанная в декабре 2007 года, является первой и единственной в Казахстане программой лояльности авиакомпании. Количество участников, вступивших в программу на сегодняшний день, составляет 208 тыс. Участники программы Nomad Club получают баллы за перелеты на рейсах «Эйр Астаны» и за пользование услугами партнеров программы.

Выход на рынок платежных карточек новых продуктов, совместно разработанных с партнерами не из мира финансов,— тенденция конца 2016 года. Чтобы не уступать БЦК, другие банки наверняка представят свои продукты. Таким образом, на этом рынке ожидается усиление конкуренции.