Сервисная фабрика

Цель «Самрук-Казына Контракт» — стать сервисной фабрикой услуг, обеспечивающей максимальную эффективность процесса закупок

Сегодня «Самрук-Казына Контракт» (СКК) — дочерняя организация фонда «Самрук-Казына», основными задачами которой являются контроль и мониторинг закупочной деятельности компаний группы «Самрук-Казына», а также проведение маркетинга цен. С марта текущего года СКК вступила в периметр трансформации, который проходит в три этапа. Сейчас компания завершила самый сложный и важный первый этап, на котором была проведена диагностика состояния и разрабатывался дизайн будущих изменений. Далее предстоят этапы детального планирования и внедрения изменений. Образ будущей компании — сервисная фабрика услуг для всех структур фонда, отмечает генеральный директор «Самрук-Казына Контракт» Серикбек Елшибеков.

Нити эффективности

— В чем состояли предпосылки трансформации сферы закупок в ФНБ «Самрук-Казына»? Какие моменты в системе представлялись проблемными руководству фонда, какие вызывали нарекания со стороны компаний-поставщиков?

— В настоящее время в группе компаний фонда идет полномасштабная трансформация бизнеса, в том числе и по направлению закупок. Наша цель — усовершенствовать процесс закупочной деятельности, повысить его эффективность и внедрить действенные механизмы для развития поставщиков.

По отзывам предпринимателей, с широким кругом которых наша компания по роду своей деятельности часто контактирует, они положительно отзываются о нашей системе электронных закупок. Участники тендеров видят документы конкурентов и обращаются к нам, если считают, что их права нарушены.

В то же время мы получали нарекания со стороны поставщиков на то, что в закупках принимают участие компании, которые не имеют реальных производств и необходимых ресурсов для исполнения обязательств по договорам. Для решения этой проблемы мы с 25 июля этого года внедрили централизованную систему предварительного квалификационного отбора. Предварительный квалификационный отбор проводится СКК при участии внешних аудиторов, представителей заказчиков, а также экспертов Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» и других отраслевых общественных объединений. При этом в системе предквалификационного отбора предусмотрены квалификационные критерии, которые соответствуют международным стандартам в области управления качеством, техникой безопасности, экологией и другими.

Также в рамках трансформации мы провидим работу по созданию единой автоматизированной цепочки закупок, которая охватит весь процесс от возникновения потребности в товаре, работе или услуге до проведения закупки и оплаты, это позволит исключить как дефицит каких-либо товаров, так и избыток. Здесь важная роль отводится применению Единого номенклатурного справочника товаров работ и услуг в управлении запасами. Это позволит избежать ситуации, когда многие продукты, закупленные впрок, могут, еще находясь на складе, физически и морально устареть. К примеру, автолюбители со стажем помнят, как они запасались сальниками на десятилетие вперед, хотя резина этих сальников портилась уже через год-другой хранения в гараже. Наши производственные компании, к сожалению, иногда действуют похожим образом.

— Какие еще решения были предложены в рамках программы трансформации?

— Мы избрали семь направлений, по которым будет реализована трансформация: оценка и развитие поставщиков через внедрение предварительного квалификационного отбора, управление категориями закупок, планирование, проведение закупок, управление контрактами и поставками, мониторинг и анализ, а также управление запасами.

— Какие структурные изменения произошли в компании после старта программы трансформации?

— Из части самых сильных специалистов нашей компании была создана команда трансформации. Работа у них идет полным ходом. В число поставленных перед ними задач входит не только разработка механизмов, о которых я говорил, но и последовательное внедрение изменений, чтобы процесс шел плавно и без сбоев. Будут и дальнейшие структурные изменения, но уже после того, как мы передадим функции контроля и мониторинга фонду.

—Какие этапы включает в себя трансформация СКК?

— К первому этапу реализации программы трансформации наша компания приступила с марта этого года. Второй этап — детальное планирование, к которому мы переходим сейчас. А третий этап — это реализация проектов, он напрямую связан с внесением изменений в закон «О Фонде национального благосостояния РК», и к его реализации мы подойдем только после вступления этих изменений в силу.

— Вы и ваши коллеги в выступлениях подчеркивали, что при разработке решений учитывался международный опыт. О каком опыте идет речь?

— Мы детально изучали опыт и наработки в сфере закупок ведущих зарубежных фондов, в том числе и государственных, а также крупных холдинговых компаний. Рассматривали структуру управления закупками в сингапурской компании Temasek, малайзийской Khazanah Nasional, арабской Mubadala, российского Газпрома, «Тенгизшевройла», использовали рекомендации Евразийского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, изучали аналитические отчеты ведущих консалтинговых компаний.

Важным индикатором вовлеченности поставщиков в развитие закупок является то, что многие изменения в правилах — инициатива предпринимателей

При этом стоит отметить, что мы стремились не только перенять лучшие зарубежные практики, но и создавать, внедрять и развивать собственные. Например, Единый номенклатурный справочник товаров, работ и услуг — целиком наша разработка, предварительный квалификационный отбор — наш процентов на 50. Мы сами создали портал «Маркетинг в закупках товаров, работ и услуг организаций АО “Самрук-Казына”», который автоматически оповещает потенциальных поставщиков, подавших ценовые предложения, о дате следующих торгов по закупке его видов товаров и услуг. В будущем мы планируем запустить свой электронный магазин для закупок малых объемов товаров, операции в котором будут сопровождаться минимальным набором запрашиваемых документов.

Изменения заказывает бизнес

— Какой фидбэк вы уже получили от предпринимателей?

—Поскольку наша компания вошла в периметр трансформации совсем недавно, говорить о фидбэке со стороны предпринимателей еще рано. Но могу отметить, что в информационной системе предварительного квалификационного отбора на сегодня зарегистрировано порядка 1 830 пользователей.

С момента образования наша компания ориентирована на тесное взаимодействие с предпринимателями. Руководство фонда всегда подчеркивает, что сотрудничество с бизнес-сообществом — ключ к повышению прозрачности, качества и эффективности закупок. На мой взгляд, важным индикатором вовлеченности поставщиков в развитие закупок является то, что многие изменения в правилах — инициатива предпринимателей. Многие бизнесмены нам очень помогали советами. Например, у нас было правило, по которому заявитель без сертификата СТ-KZ мог в заявке указать, что он получит его в будущем, и выиграть тендер, а сертификат предъявить уже с поставкой товара. Это было очень удобно для запущенных с нуля предприятий. Но тех, кто и после поставки не предоставляет сертификат, мы по предложению предпринимателей теперь заносим в список ненадежных поставщиков. Сейчас за 10 дней публикуется проект тендерной документации, чтобы до проведения тендера предприниматель мог внести свои содержательные замечания: если в условиях явно просматривается ориентация на конкретного поставщика, то его конкурент может указать на это, и тендерная комиссия изменит эти условия. Хотел бы подчеркнуть, что для нас очень важна работа, которую мы проводим совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен»: в рамках совместных еженедельных совещаний решаются текущие вопросы сотрудничества компаний фонда и предпринимателей, значительно возросло количество заключенных долгосрочных договоров, повышен уровень казахстанского содержания в закупках компаний фонда.

Кроме того, если возникают какие-то оперативные вопросы, то предприниматели могут обратиться в наш колл-центр, где собраны профессиональные консультанты. Я акцентирую внимание на слове «профессиональные» — мы их регулярно тестируем на знание правил, особенностей работы информационной системой электронных закупок. Всех желающих предпринимателей мы обучаем пользоваться информационной системой электронных закупок.

— В нашей стране это, пожалуй, самый полезный навык для малого и среднего бизнеса.

— Важно, чтобы система была выстроена так, чтобы все работали по правилам и в условиях полной прозрачности процедур. А объективная критика помогает нам совершенствовать саму систему.

— Подытожим, что из трансформационного плана уже сделано и что предстоит сделать?

— Хотелось бы отметить, что мы стремимся внедрить новые механизмы плавно, поскольку система у нас работающая и ее безотказному функционированию ничто не должно угрожать. Вместе с тем у всех сотрудников во всех отделах есть свои планы на каждую неделю — мы укладываемся в обозначенные сроки.

К примеру, проект предварительного квалификационного отбора мы запустили: начали собирать базу, и это продлится не один месяц, поскольку нам нужно будет протестировать значительный объем поставщиков. И только после этого мы будем готовы проводить тендеры по системе предквалификационного отбора, которая будет интегрирована с новой системой электронных закупок (ИСЭЗ-2).

Централизация закупок — еще одна задача, решать которую самостоятельно могут и дочерние компании фонда. Одно дело, когда каждое подразделение закупает по 10 единиц товара, другое, когда несколько компаний закупают уже тысячи — это дает существенную экономию.

— Образ компании после трансформации — это сервисная фабрика услуг. Как будет выглядеть этот механизм после окончания трансформации?

— В принципе, мы и сейчас работаем в формате сервисной фабрики. Через нашу информационную систему электронных закупок поставщики и заказчики участвуют в торгах. В бесплатном режиме работает портал «Маркетинг в закупках товаров, работ и услуг организаций АО “Самрук-Казына”». Единый номенклатурный справочник товаров, работ и услуг используют в закупках не только дочерние компании фонда, но и государственные органы. И таких услуг у нас масса. Добавятся электронный магазин, система централизованных закупок, сертификация поставщиков. И хотя у нас пока остается контрольная функция, но сами себя мы контролерами никогда не считали. Помощь заказчикам и предпринимателям — вот наша главная задача, и останется таковой после трансформации. Система подсчитала, что в результате перевода закупок на электронную площадку бизнес только на бумаге и принтерах сэкономил 18 миллиардов тенге. Для дочерних компаний фонда информационная система электронных закупок с 2013 года позволила сэкономить 173,3 миллиарда тенге. То есть фабрика работает полным ходом.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее