Экспресс на праздник

Снижение реальных доходов населения стало основной причиной охлаждения рынка потребкредитов

Экспресс на праздник

Потребительское кредитование в 2011–2013 годах росло опережающими темпами по сравнению с совокупным кредитным портфелем банков. Динамика займов населению, особенно сегмента необеспеченных экспресс-кредитов, где высоки риски невозврата, приняла угрожающий характер: с начала 2011 года до 1 января 2014-го объем потребов вырос в 2,5 раза — с 890 млрд тенге до 2,2 трлн. Регулятор даже был вынужден принять жесткие меры, чтобы остудить рынок. Среди них — увеличение требования к достаточности капитала при темпах роста доли потребительских займов в совокупном портфеле выше 30% в год, а также ограничение долговой нагрузки на заемщика на уровне не более 50% от совокупных доходов, кроме того, был увеличен коэффициент риск-взвешивания с 75 до 100%. С 1 января 2016 года требования к капиталу БВУ ужесточены: по некоторым видам потребительских займов, в том числе беззалоговым, коэффициент увеличен до 150.

По данным опросов Национального банка, желание банков выдавать потребительские кредиты достигло пика (более 80% положительных ответов) в I квартале 2011 года, но с этого времени аппетит к риску стал снижаться и сегодня остается ровным, без всплесков. Выше говорилось о том, что за три года активного роста портфель потребкредитов увеличился более чем в два раза. Но с 2014 года динамика замедлилась и за год составила всего 14%, а в первом полугодии 2016‑го объем потребов показал отрицательный рост, снизившись с января по июль на 5,2%.

Представители банков обратили наше внимание на сезонность кредитования населения. В праздничные дни и в период отпусков рынок обычно оживляется, осенью и в начале года наблюдается спад. Сезонность потребительского кредитования хорошо прослеживается на графике 2, как и обратная зависимость совокупной ставки вознаграждения по кредитам от объема займов. Как нам рассказали в одном из банков, после всплеска в новогодние праздники активность покупателей нарастает в марте, на который приходятся обильный на подарки женский праздник и длинные выходные в Наурыз.

Интересно, что сезонные колебания характерны даже для погашения долгов заемщиками. Возможно, играет роль 12‑месячный срок займа: пики выплат просроченной задолженности в 2015 году пришлись на март и декабрь. Первое кредитное бюро, рассчитывающее индекс кредитного здоровья (ИКЗ), отметило в июне рост индекса на 1 пункт: доля «хороших заемщиков» составила 64,6%. Сезонность как один из факторов потребительского кредитования сохраняется, тем не менее рынок в целом стагнирует.

Сразу несколько причин замедления потребительских займов назвала Адалят Ким, начальник отдела кредитования физических лиц Банка ЦентрКредит: «Снижение выдач в первой половине года в основном связано с временным приостановлением кредитования отдельными банками, с девальвацией национальной валюты, увеличением безработицы, стратегиями компаний на минимизацию издержек, включая снижение зарплат, бонусов, что привело к падению реальных доходов клиентов. Также одной из причин снижения спроса стало увеличение стоимости привлекаемых ресурсов».

Время сокращать расходы

Номинальная среднемесячная зарплата в Казахстане по оценочным данным комитета по статистике Министерства национальной экономики (КС МНЭ) в июле составила 143,7 тыс. тенге — это выше, чем в IV квартале прошлого года (139,5 тыс. тенге). При этом среднедушевые номинальные доходы в I квартале 2016 года по сравнению с последним кварталом 2015‑го упали на 3,9%, реальные же сократились на 7,9%.

Девальвация и связанная с ней инфляция (13,6% в 2015 году) стали факторами снижения уровня жизни населения. У казахстанцев растут обязательные траты — на продукты питания, платные услуги и необходимый минимум непродовольственных товаров. Сумма, расходуемая на погашение долгов и кредитов, остается примерно на одном уровне (таблица 1), что говорит о неизменности долговой нагрузки домохозяйств.

Снижение благосостояния обычно сопровождается желанием копить, а не тратить. Интересно, что при сокращении потребительского кредитования вклады населения с января по июль 2016 года выросли на 7,5% — с 6,9 трлн тенге до 7,4 трлн. К началу года переоценка по новому курсу доллара после девальвации уже реализовалась, поэтому можно сказать, что это реальный прирост, а не результат манипуляций с цифрами.

В таких условиях спрос на кредиты снижается. «Объемы потребкредитования падают. И главная причина, на наш взгляд,— это отсутствие роста реальных доходов населения. Сегодня люди задумываются о том, чем они будут выплачивать кредит завтра»,— полагают в RBK. Тем более, как говорит директор департамента развития розничного бизнеса Банка ВТБ Динара Жакенова, растут ставки вознаграждения по потребкредитам, так как на их величину влияет стоимость фондирования. Напомним, что большинство БВУ предлагают ставки на уровне рекомендованных КФГД 14% годовых по тенговым депозитам. Стоимость денег на межбанке стабилизировалась после принятия НБРК базовой ставки. Реагируя на понижение ее уровня до 13%+/–1%, индикаторы денежного рынка держатся вблизи отметки 13%.

В целом потребительские, тем более беззалоговые кредиты, всегда дороже по сравнению, например, с ипотечными и автокредитами, как более рисковые.

Деньги получат не все

Падает спрос, меняется предложение. В 2015 году у большинства банков, представляющих свою финансовую отчетность на Казахстанской фондовой бирже (KASE), снизились объемы потребительского кредитования по сравнению с предыдущим годом. Лишь нескольким игрокам удалось показать положительную динамику, а Delta Bank даже удвоил сумму займов, что, очевидно, объясняется низкой начальной базой (таблица 2). Примечательно, что по темпам прироста потребкредитов лидируют универсальные банки, а не те фининституты, которые избрали розничное кредитование в качестве основной бизнес-модели. Это говорит об усилении конкуренции на рынке. Вместе с тем ни один банк пока не готов смягчать условия кредитования, в особенности неценовые — именно это подчеркивали представители БВУ, отвечая на вопросы «Эксперта Казахстан».

«Банк придерживается консервативного подхода к оценке потенциальных заемщиков. Для получения беззалогового кредита требуется полное подтверждение доходов выпиской из ГЦВП. Помимо этого, используется скоринговая модель оценки потенциальных заемщиков»,— прокомментировали в Bank RBK.

В обзоре «Состояние и параметры кредитного рынка» за II квартал 2016 года, подготовленном Нацбанком на основании опросов БВУ, говорится, что «аппетит к риску» в банковском секторе остается на прежнем уровне: крупные и средние банки предпочитают работать с наиболее стабильными заемщиками, в том числе в рамках зарплатных проектов. Несмотря на то что некоторые БВУ планируют снизить стоимость кредитов, неценовые условия будут оставаться умеренно жесткими.

Как ожидают респонденты НБРК, начиная с III квартала 2016 года крупные и некоторые средние банки заметно активизируют свою деятельность на рынке беззалоговых займов в связи с быстрой оборачиваемостью. На этом фоне обеспеченные кредиты, в том числе ипотечные и авто, будут развиваться менее активно.

О том, что конкуренция в сегменте потребкредитования будет расти, нам говорили и в банке Хоум Кредит. Уже упоминалось, что среди лидеров прироста портфеля потребкредитов — не розничные, а универсальные банки и, по сути, новые имена на рынке потребкредитования. Потребительское беззалоговое кредитование в условиях замедления банковского финансирования крупных компаний и МСБ — возможность диверсифицировать портфель и разместить с выгодой привлеченные средства населения и компаний. Ставки вознаграждения по займам в точках продаж и в целом по потребительским кредитам, достигая 20% и выше, в основном покрывают стоимость фондирования даже при сегодняшних ставках от 14% годовых по депозитам физлиц в тенге. Отметим, что годовая эффективная ставка вознаграждения еще выше, так как включает сумму комиссий. 26 августа на сайте Нацбанка было опубликовано постановление правления НБ с перечнем всех комиссий и платежей, учитываемых при расчете ГЭСВ. Он включает 11 позиций.

Оптимальными для банков являются и сроки потребительских займов: размещая короткие деньги в короткие же дорогие кредиты, они снижают риск ликвидности.

Что касается кредитного риска, то доля просрочек по потребкредитам оставалась примерно на одном уровне в течение 2015–2016 годов (от 223 млрд до 245 млрд тенге), как уже говорилось выше, с сезонными пиками и падениями. Удельный вес проблемных потребзаймов в совокупной задолженности в июне 2016 года составил 23% и чуть больше в июне 2015‑го — 23,4%.

«С целью дальнейшего сокращения кредитного риска банки совершенствуют методику оценки рисков и модернизируют программное обеспечение по скоринговой системе и мониторингу платежеспособности клиентов»,— говорится в обзоре кредитного рынка НБРК.

Как нам рассказали в одном из банков, клиент может прийти за кредитом с одним удостоверением личности, но благодаря скоринговой системе, выходу на сайты электронного правительства и кредитных бюро его проверяют весьма основательно: доходы, пенсионные отчисления, регистрацию по месту жительства, кредитную историю. В идеале это позволяет отсечь мошенников и неплатежеспособных клиентов. По данным ПКБ, число обращений банков и микрокредитных организаций за кредитными историями увеличилось: за весь 2015 год было выдано 120 тыс. персональных кредитных отчетов, а с января по июнь нынешнего — 100 тыс. Рост обращений в ПКБ при замедлении потребительского кредитования говорит о том, что многие потенциальные заемщики получают отказ от банка. По информации того же ПКБ, две трети клиентов банков обращаются в банки повторно, треть — новые заемщики.

Завлекательные кредитки

Наиболее продвигаемым в настоящее время продуктом становятся кредитные карты. «Эксперт Казахстан» не так давно опубликовал обзор рынка платежных карточек (http://expertonline.kz/a14445/). Сегодня пластик несет множество дополнительных функций, кроме собственно платежной. Особенно много дополнительных опций у кредиток, то есть карточек с кредитным лимитом. Это тот же потребительский кредит, но воспользоваться им можно в любое время не только для приобретения товара, но и для снятия наличных, в том числе и за рубежом.

Банки предлагают ко-брендовые кредитные карты, то есть выпущенные с партнером, обычно компанией, предоставляющей услуги. Например, Altyn Bank и Сбербанк предлагают ко-брендовую кредитную карту MasterCard Nomad Club совместно с национальным авиаперевозчиком «Эйр Астана» с функцией накопления бонусных баллов от авиакомпании.

К другим преимуществам можно отнести накопление бонусов, скидки на товары и услуги партнеров, возврат процента от израсходованной суммы — cashback, увеличение льготного периода, то есть срока, в течение которого не взимаются проценты за пользование кредитом. Недавно Банк ВТБ запустил кредитную карту с увеличенным льготным периодом до 60 календарных дней.

Многие игроки разработали новые кредитные продукты специально к сезону отпусков. Bank RBK собрал в одном пластике все перечисленные выше преимущества, запустив летнюю акцию — пакет «Путешественник» с кредитным лимитом по карте. Это и льготный период до 30 дней, и отсутствие комиссий за снятие наличных в сети банкоматов других банков за рубежом, и сashback.

Конкуренция в этом сегменте растет, об этом говорит такой факт: call-центры банков предлагают кредитные карты, по какому бы вопросу ни обратился клиент.

Риски роста задолженности по кредитным картам выше, чем по обычному кредиту: каким бы длинным ни был льготный период, все равно наступит срок выплаты долга. При задержке платежа с первого же дня начисляются пени и штрафы, увеличивающие сумму долга и нарастающие как снежный ком. Казалось бы, такой жесткий подход банков должен дисциплинировать заемщика, но первая же просрочка, особенно ввиду отсутствия денег, очень часто оборачивается кредитной кабалой. Тем не менее популярность кредиток растет за счет комфортных условий пользования заемными деньгами.

Прогнозы банков относительно дальнейшего развития потребкредитования разделились. «На наш взгляд, на рынке потребительского кредитования особого роста наблюдаться не будет. Банки продолжат выдачу потребительских кредитов, однако темпы роста будут незначительными»,— считает Динара Жакенова из Банка ВТБ.

Адалят Ким из Банка ЦентрКредит связывает оживление рынка потребкредитования с улучшением состояния экономики и ростом доходов населения: «Пока банки придерживаются консервативной стратегии в потребительском кредитовании. Однако дальнейший рост потребления, который покажет реальный уровень платежеспособности населения Казахстана, может заставить БВУ вернуться к более активной роли на рынке. В случае возобновления устойчивой динамики роста потребительского кредитования и учитывая, что самым популярным видом потребительского кредита на рынке являются быстрые беззалоговые займы, конкуренция в сегменте экспресс-кредитов актуализируется».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики