Найти время на эволюцию

Редакционная статья

Найти время на эволюцию

Образование — такая сфера, которая нигде и никого не устраивает. Особенно в Казахстане, что ни десятилетие ставящему перед собой амбициозные цели по вхождению в топ-списки развитых стран мира.

Претензии к образованию есть у всех. Администраторов системы беспокоят слабые на мировом фоне результаты и растущие при этом расходы, которые непременно следует оптимизировать. Не устраивают их и недостаточно эффективные методы оценки. Преподаватели на всех уровнях жалуются на растущую нагрузку и падающий уровень подготовки учащихся: в вузах недовольны уровнем студентов, в средних школах — учеников, и, наверное, только врачи-акушеры пока не испытывают на себе давления за «неудовлетворительные знания, умения и навыки» подопечных. Сами учащиеся находятся под не меньшей нагрузкой, и хотели бы как можно большей специализации на как можно более раннем этапе, чтобы не терять драгоценные часы на ненужные, по их мнению, предметы. Работодатели тем более не в восторге: который год подряд кадровый дефицит — одна из главных проблем всех казахстанских компаний: от малых до крупных и от производственных до сервисных.

Сводя претензии всех участников процесса, складывается впечатление, что система образования вовсе не система, а группа обособленно друг от друга функционирующих механизмов с низкой эффективностью для экономики. Однако эти механизмы успешно переваривают бюджетные средства. Для любого казахстанца, который прошел через систему образования хотя бы учеником или студентом, такой вывод звучит дико. С более зарегулированной системой мы сталкиваемся только в силовых структурах. Казалось бы, именно в таких условиях можно проводить какие угодно реформы за максимально короткий срок: импульсы сверху система проводит прекрасно. Еще бы импульсы были регулярными и последовательными, а не разнонаправленными.

Именно последовательности-то в реформах не было, да и быть не могло в тех организационных условиях, что были созданы сверху. За 25 лет несколько раз трансформируемое министерство возглавляли 13 человек. В среднем каждый управлял не более двух лет. Это достаточно короткий временной горизонт. Особенно в Казахстане, где только перевод команды со старого места работы на новое мог занимать до полугода. Еще столько же нужно, чтобы новый министр разобрался, скажем, в функциях департамента молодежной политики и комитета по охране прав детей, без которых полноценное Министерство образования, конечно, сложно представить.

Еще одна деталь: 7 из 13 глав Минобра независимого Казахстана не имели серьезного опыта работы в системе образования. Это были направленные на «новое направление работы» бывшие комсомольцы, а нынешние партийцы, дипломаты, функционеры квазигосударственных компаний. У некоторых из них были научные степени (а у кого их сейчас нет), но они никогда не руководили научными коллективами или учреждениями образования. Удивительно и то, что из 25 лет, которые существует Минобр в РК, эти в целом далекие от системы образования люди руководили ею 16 лет. А профессионалам не давали больше тех самых среднестатистических двух лет на каждого.

Объяснить это можно только одним: высшим политическим руководителям страны (и такая ситуация не только в Казахстане) образовательное направление кажется второстепенным по отношению, например, к промышленному. Автор главной промышленной программы десятилетия — программы инновационной индустриализации — Асет Исекешев занимал пост министра, отвечающего за промышленность, на протяжении семи лет не случайно. Этого времени оказалось достаточно, чтобы в целом успешно спланировать и завершить первую пятилетку индустриализации, а затем запустить вторую (которая, правда, сейчас отчаянно тормозит вместе со всей экономикой страны). И наследовал ему в министерстве не политик, переведенный из внешнеполитического ведомства, а заместитель Женис Касымбек.

Нынешний министр образования Ерлан Сагадиев пришел в правительство как новатор, принеся ряд серьезных проектов, кардинально реформирующих отрасль. Оставив профессионалам дискуссию об их качестве, подчеркнем: важно, чтобы весь пакет прошедших публичную критику реформ был реализован под руководством авторов этих реформ. Очередная чехарда в министерстве с высокой степенью вероятности оставит изменения незавершенными. Еще одна реформа будет похоронена.

На старте первой пятилетки ГПФИИР президент Нурсултан Назарбаев попросил у премьера Карима Масимова и министра индустрии и новых технологий Исекешева «дать голову на отсечение», что проекты программы будут запущены. Похожее обещание следовало бы публично взять и у г-на Сагадиева. А потом дать время поработать.

Читайте тему номера: Бизнес или просвещение?

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности