Ставка на транзит

Реализация стратегии КТЖ позволит сделать Казахстан ключевым звеном нового Великого шелкового пути

Ставка на транзит

Потенциал и планы

Возрождение Шелкового пути является стратегической задачей, поставленной в 2011 году президентом Нурсултаном Назарбаевым и призванной реализовать «окно возможностей» для Казахстана, появившееся в результате сложных процессов глобализации, изменения географии мирового производства и повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре потребления.

Казахстан реализует инициативы по развитию и продвижению мультимодальных транспортных коридоров, которые позволят осуществлять транзит грузов в следующих направлениях из Китая: в РФ и далее в Европу; от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию, Турцию и далее в Европу; в Иран, страны Ближнего Востока, Индию и Пакистан; в направлении Север-Юг через территории России, Казахстана, Туркменистана и стран Персидского залива.

Первым шагом стратегии главы государства по становлению Казахстана логистическим хабом стало создание на базе АО «НК “КТЖ” транспортно-логистического оператора международного уровня. Компания преобразована в многоуровневый вертикально-интегрированный транспортно-логистический холдинг, объединяющий логистические и перевозочные компании, терминальную и магистральную инфраструктуру всех видов транспорта.

Развивая необходимые компетенции и активы, предлагая на рынке новые мультимодальные сервисы, КТЖ успешно реализует указанную стратегию, что наглядно отражается в динамике объемов транзитных мультимодальных перевозок. В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия-Европа в 100 раз превысит уровень 2011 года, а к 2020 году КТЖ намерен довести объем перевозок контейнеров до 800 тыс. ДФЭ. В результате доля доходов от транзитных перевозок достигла 35%. В среднесрочной перспективе ставится задача довести этот показатель до 50%.

Достижение поставленных целей обеспечивается развитием и продвижением сервиса скоростных контейнерных поездов, кастомизацией транспортных продуктов и обеспечением высоких технологических стандартов транспортных продуктов. Активная маркетинговая деятельность по продвижению транспортно-логистических продуктов позволила привлечь новых крупных клиентов на глобальном рынке. На сегодня КТЖ осуществляет вывоз грузов из 11 основных грузообразующих провинций Китая.

Модернизация инфраструктуры

Инвестиции в транспортно-логистический комплекс, направленные на масштабную модернизацию инфраструктуры Казахстана, меняют архитектуру транспортных маршрутов Евразии и переориентируют глобальные логистические цепочки на маршруты, проходящие через территорию Казахстана.

За последние 6 лет построено 1700 км новых железнодорожных линий, оптимизирующих международные транспортные коридоры в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. За первые 22 месяца эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь пропущено 15,7 млн тонн грузов, или почти 8 тыс. грузовых поездов при плане в 12 млн тонн на пятый год эксплуатации. Для увеличения пропускной способности ключевого транзитного хода строятся вторые пути и электрифицируется участок Алматы-Шу протяженностью 111 км.

В рамках государственной программы «Нұрлы жол» также развернута масштабная работа по реализации автодорожных проектов «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Центр-Запад» и «Астана-Петропавловск». В этом году будет открыто движение на казахстанском участке трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа — Западный Китай (2787 км). В целом до 2020 года планируется реконструировать более 7 тыс. км автодорог.

Внутри и за пределами Казахстана формируется опорная сеть логистических центров в ключевых пунктах консолидации и дистрибуции грузопотоков на евразийском континенте. В прошлом году совместно с нашими партнерами построен и успешно функционирует крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса «А» в Астане. В IV квартале текущего года намечен ввод в эксплуатацию аналогичного центра в Шымкенте.

Внешняя терминальная сеть разворачивается в точках консолидации и дистрибуции грузопотоков в Китае, странах Центральной Азии, Закавказья, Турции, Персидского залива и Европы. На сегодняшний день компания присутствует в терминальной инфраструктуре на восточном побережье Китая в порту Ляньюнган. Ведется подготовительная работа по созданию терминальных мощностей в логистической зоне ШОС порта Ляньюньган общей площадью 450 га, что позволит увеличить объем консолидации грузов до 2,2 млн. ДФЭ к 2020 году.

Через Хоргос и Актау

Все грузопотоки, следующие из Китая в страны Европы и Центральной Азии, консолидируются в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» на восточной границе с Китаем. По своему значению в системе трансконтинентальных мультимодальных перевозок СЭЗ выполняет стратегическую роль, аналогичную Суэцкому каналу.

Завершено строительство «сухого порта» и инфраструктуры на территории зоны. Планируемый объем обработки грузов к 2020 году составляет 4,4 млн тонн в год. Потенциальные инвесторы Китая проявляют большой интерес к реализации логистических проектов и организации промпроизводства на территории СЭЗ. По предварительным оценкам сумма инвестиций составит 1 млрд долларов.

Отобрано 15 компаний провинции Цзянсу, планирующих инвестиции в 690 млн долларов и специализирующихся на производстве деталей, узлов и агрегатов для грузовых вагонов, медицинского оборудования и препаратов, продуктов питания, текстильной продукции, строительной техники, логистики и складских услугах.

Непосредственно на границе с Китаем функционирует Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»), включающий казахстанскую и китайскую зоны свободного перемещения через границу граждан Казахстана, Китая и третьих стран с возможностью пребывания без оформления виз сроком до 30 суток и беспошлинной торговли.

В соответствии с концепцией МЦПС станет центром международной торговли, делового сотрудничества, культурного и научного обмена, туризма с соответствующей инфраструктурой. В казахстанской части МЦПС реализуется 56 инвестпроектов на сумму 586 млрд тенге. На сегодняшний день ведется строительство 30 объектов. Общая сумма инвестиций на реализацию обоих проектов оценивается в 1,3 трлн тенге.

Развитие СЭЗ и МЦПС оказало синергетический эффект на развитие прилежащих территорий. До конца 2016 года правительством РК будет утвержден проект генплана нового города Нуркент на 100 тыс. человек.

Западными воротами транспортно-логистической системы Казахстана и одновременно стратегическим узлом Евразийского мультимодального транспортного коридора являются порты Актау и Курык на Каспии. Поэтому КТЖ развивает их инфраструктуру и наращивает казахстанский флот для работы в акватории Каспийского моря. Завершается расширение порта Актау в северном направлении с созданием перевалочных мощностей для транспортировки сухих грузов. В порту Курык строится паромный комплекс, связанный новой железнодорожной линией Боржакты-Ерсай с магистральной железнодорожной сетью.

За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык, казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 25 млн тонн в год к 2018 году. В этом году к двум эксплуатируемым сухогрузам КТЖ на Каспии добавляются 2 новых. Заключен контракт на строительство 2 паромов для обслуживания мультимодальных трансконтинентальных перевозок на Каспии. К 2020 году флот КТЖ будет доведен до 20 судов.

Важна координация

Взаимодействие государств-стейкхолдеров, владельцев магистральной и терминальной инфраструктуры транспортных коридоров в части координации управления, операций и формирования единых сквозных тарифных ставок обеспечивает глобальный оптимум с точки зрения конкурентоспособности транспортных коридоров.

Поэтому ключевыми направлениями стратегии развития КТЖ являются: формирование партнерств и альянсов для выстраивания новых трансевразийских логистических цепочек, проходящих через территорию Казахстана, а также институциональное развитие международных коридоров для интеграции сервиса от центров зарождения до центров потребления грузов в Евразии.

Примером эффективной реализации этих подходов является проект Объединенной транспортно-логистической компании, осуществляемый совместно РФ, Беларусью и Казахстаном.

Для полной реализации транзитного потенциала Казахстана КТЖ развивает Транскаспийский маршрут из Китая в страны Кавказа, Турцию и Европу, маршрут из Китая в страны Персидского залива через Казахстан и Туркменистан, и коридор Север-Юг, проходящий по территории России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.

Для обеспечения привлекательности Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и обеспечения интегрированного сервиса от пункта отправления до пункта назначения путем согласования единых уровней сквозных тарифных ставок, технических и технологических параметров и условий перевозок, по нашей инициативе создан Координационный комитет ТМТМ, объединяющий владельцев магистральной и терминальной инфраструктуры, перевозчиков различных видов транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и стран Восточной Европы.

Реализуются меры по снятию нефизических барьеров, обусловленных различным национальным регулированием, административными процедурами при пересечении границ и несогласованностью политики участников трансконтинентальных перевозок.

На пути в топ-40

Реализация стратегии развития мультимодального транспортно-логистического холдинга позволила улучшить качество транспортно-логистических услуг и позицию Казахстана в международном логистическом рейтинге (Logistics Performance Index — LPI) на 11 позиций в сравнении с итогами 2014 года с 88-го на 77-е место из 160. Это является лучшим показателем среди стран СНГ.

В целях формирования благоприятного логистического климата страны КТЖ проводится большая работа по внедрению системы e-freight, совершенствованию нормативно-правовой базы, оптимизации таможенных процедур и ускорению пересечения границ за счет сокращения объема бумажного документооборота и предоставления услуг по отслеживанию грузов.

В Таможенный кодекс РК внесены изменения в части сокращения документов, предоставляемых при таможенном декларировании. Внедряется система предварительного информирования с соседними странами, ускоряющая и оптимизирующая процесс таможенного контроля. Данная система уже внедрена на границе с КНР. Для обеспечения комплексного транспортно-логистического сервиса с 1 июля КТЖ начал выполнять функции «таможенного декларанта».

Результатом этой работы стало улучшение позиций Казахстана в рейтинге по эффективности процесса таможенной очистки на 35 позиций. По показателю транспортной инфраструктуры значение рейтинга улучшено на 41 позицию.

Усиление клиентоориентированности компании и совершенствование процессов организации перевозок отразилось на росте позиций по показателям: простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам и возможность отслеживать и контролировать груз.

Реализация перечисленных мероприятий по улучшению позиций Казахстана в Индексе эффективности логистики позволит вывести национальный логистический бизнес на новый уровень, улучшить инвестиционный климат и ускорит становление Казахстана логистическим и деловым хабом региона. Задача к 2020 году — войти в топ-40 стран с наилучшим логистическим климатом.

Экспортные возможности транспортного машиностроения

Для повышения конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса страны КТЖ реализовал масштабную программу модернизации подвижного состава и объектов инфраструктуры, обеспечившую снижение износа по основным видам активов с 80 до 40% и запас прочности на долгосрочный период.

Решение этой задачи КТЖ осуществлено в партнерстве с мировыми лидерами в области железнодорожного машиностроения путем создания собственных производственных мощностей по выпуску подвижного состава, рельсобалочной продукции и комплектующих.

Сформированный КТЖ новый кластер железнодорожного машиностроения обеспечил выпуск высокотехнологичной железнодорожной продукции на сумму более 442 млрд тенге. Этот кластер, выпускающий продукцию с высокой добавленной стоимостью, имеет большой экспортный потенциал и обеспечивает вклад в решение стратегических задач по диверсификации структуры казахстанского экспорта. Продукция наших заводов уже поставлена на рынки центральноазиатских стран — Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, а также в Азербайджан и Украину на общую сумму 17 млрд тенге.

В настоящее время проводится маркетинговая и предконтрактная работа по новым поставкам нашей продукции в Иран, ОАЭ, Алжир, Польшу, Финляндию, Грузию, Латвию, Литву, Молдову, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Украину и другие. До 2020 года общая сумма контрактов оценивается в размере более 4,2 млрд долларов.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности