Ставка на транзит

Реализация стратегии КТЖ позволит сделать Казахстан ключевым звеном нового Великого шелкового пути

Ставка на транзит

Потенциал и планы

Возрождение Шелкового пути является стратегической задачей, поставленной в 2011 году президентом Нурсултаном Назарбаевым и призванной реализовать «окно возможностей» для Казахстана, появившееся в результате сложных процессов глобализации, изменения географии мирового производства и повышения доли товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре потребления.

Казахстан реализует инициативы по развитию и продвижению мультимодальных транспортных коридоров, которые позволят осуществлять транзит грузов в следующих направлениях из Китая: в РФ и далее в Европу; от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию, Турцию и далее в Европу; в Иран, страны Ближнего Востока, Индию и Пакистан; в направлении Север-Юг через территории России, Казахстана, Туркменистана и стран Персидского залива.

Первым шагом стратегии главы государства по становлению Казахстана логистическим хабом стало создание на базе АО «НК “КТЖ” транспортно-логистического оператора международного уровня. Компания преобразована в многоуровневый вертикально-интегрированный транспортно-логистический холдинг, объединяющий логистические и перевозочные компании, терминальную и магистральную инфраструктуру всех видов транспорта.

Развивая необходимые компетенции и активы, предлагая на рынке новые мультимодальные сервисы, КТЖ успешно реализует указанную стратегию, что наглядно отражается в динамике объемов транзитных мультимодальных перевозок. В 2016 году объем перевозок контейнеров в направлении Азия-Европа в 100 раз превысит уровень 2011 года, а к 2020 году КТЖ намерен довести объем перевозок контейнеров до 800 тыс. ДФЭ. В результате доля доходов от транзитных перевозок достигла 35%. В среднесрочной перспективе ставится задача довести этот показатель до 50%.

Достижение поставленных целей обеспечивается развитием и продвижением сервиса скоростных контейнерных поездов, кастомизацией транспортных продуктов и обеспечением высоких технологических стандартов транспортных продуктов. Активная маркетинговая деятельность по продвижению транспортно-логистических продуктов позволила привлечь новых крупных клиентов на глобальном рынке. На сегодня КТЖ осуществляет вывоз грузов из 11 основных грузообразующих провинций Китая.

Модернизация инфраструктуры

Инвестиции в транспортно-логистический комплекс, направленные на масштабную модернизацию инфраструктуры Казахстана, меняют архитектуру транспортных маршрутов Евразии и переориентируют глобальные логистические цепочки на маршруты, проходящие через территорию Казахстана.

За последние 6 лет построено 1700 км новых железнодорожных линий, оптимизирующих международные транспортные коридоры в направлениях Восток-Запад и Север-Юг. За первые 22 месяца эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган-Бейнеу и Аркалык-Шубарколь пропущено 15,7 млн тонн грузов, или почти 8 тыс. грузовых поездов при плане в 12 млн тонн на пятый год эксплуатации. Для увеличения пропускной способности ключевого транзитного хода строятся вторые пути и электрифицируется участок Алматы-Шу протяженностью 111 км.

В рамках государственной программы «Нұрлы жол» также развернута масштабная работа по реализации автодорожных проектов «Центр-Юг», «Центр-Восток», «Центр-Запад» и «Астана-Петропавловск». В этом году будет открыто движение на казахстанском участке трансконтинентальной автомагистрали Западная Европа — Западный Китай (2787 км). В целом до 2020 года планируется реконструировать более 7 тыс. км автодорог.

Внутри и за пределами Казахстана формируется опорная сеть логистических центров в ключевых пунктах консолидации и дистрибуции грузопотоков на евразийском континенте. В прошлом году совместно с нашими партнерами построен и успешно функционирует крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса «А» в Астане. В IV квартале текущего года намечен ввод в эксплуатацию аналогичного центра в Шымкенте.

Внешняя терминальная сеть разворачивается в точках консолидации и дистрибуции грузопотоков в Китае, странах Центральной Азии, Закавказья, Турции, Персидского залива и Европы. На сегодняшний день компания присутствует в терминальной инфраструктуре на восточном побережье Китая в порту Ляньюнган. Ведется подготовительная работа по созданию терминальных мощностей в логистической зоне ШОС порта Ляньюньган общей площадью 450 га, что позволит увеличить объем консолидации грузов до 2,2 млн. ДФЭ к 2020 году.

Через Хоргос и Актау

Все грузопотоки, следующие из Китая в страны Европы и Центральной Азии, консолидируются в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» на восточной границе с Китаем. По своему значению в системе трансконтинентальных мультимодальных перевозок СЭЗ выполняет стратегическую роль, аналогичную Суэцкому каналу.

Завершено строительство «сухого порта» и инфраструктуры на территории зоны. Планируемый объем обработки грузов к 2020 году составляет 4,4 млн тонн в год. Потенциальные инвесторы Китая проявляют большой интерес к реализации логистических проектов и организации промпроизводства на территории СЭЗ. По предварительным оценкам сумма инвестиций составит 1 млрд долларов.

Отобрано 15 компаний провинции Цзянсу, планирующих инвестиции в 690 млн долларов и специализирующихся на производстве деталей, узлов и агрегатов для грузовых вагонов, медицинского оборудования и препаратов, продуктов питания, текстильной продукции, строительной техники, логистики и складских услугах.

Непосредственно на границе с Китаем функционирует Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»), включающий казахстанскую и китайскую зоны свободного перемещения через границу граждан Казахстана, Китая и третьих стран с возможностью пребывания без оформления виз сроком до 30 суток и беспошлинной торговли.

В соответствии с концепцией МЦПС станет центром международной торговли, делового сотрудничества, культурного и научного обмена, туризма с соответствующей инфраструктурой. В казахстанской части МЦПС реализуется 56 инвестпроектов на сумму 586 млрд тенге. На сегодняшний день ведется строительство 30 объектов. Общая сумма инвестиций на реализацию обоих проектов оценивается в 1,3 трлн тенге.

Развитие СЭЗ и МЦПС оказало синергетический эффект на развитие прилежащих территорий. До конца 2016 года правительством РК будет утвержден проект генплана нового города Нуркент на 100 тыс. человек.

Западными воротами транспортно-логистической системы Казахстана и одновременно стратегическим узлом Евразийского мультимодального транспортного коридора являются порты Актау и Курык на Каспии. Поэтому КТЖ развивает их инфраструктуру и наращивает казахстанский флот для работы в акватории Каспийского моря. Завершается расширение порта Актау в северном направлении с созданием перевалочных мощностей для транспортировки сухих грузов. В порту Курык строится паромный комплекс, связанный новой железнодорожной линией Боржакты-Ерсай с магистральной железнодорожной сетью.

За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык, казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 25 млн тонн в год к 2018 году. В этом году к двум эксплуатируемым сухогрузам КТЖ на Каспии добавляются 2 новых. Заключен контракт на строительство 2 паромов для обслуживания мультимодальных трансконтинентальных перевозок на Каспии. К 2020 году флот КТЖ будет доведен до 20 судов.

Важна координация

Взаимодействие государств-стейкхолдеров, владельцев магистральной и терминальной инфраструктуры транспортных коридоров в части координации управления, операций и формирования единых сквозных тарифных ставок обеспечивает глобальный оптимум с точки зрения конкурентоспособности транспортных коридоров.

Поэтому ключевыми направлениями стратегии развития КТЖ являются: формирование партнерств и альянсов для выстраивания новых трансевразийских логистических цепочек, проходящих через территорию Казахстана, а также институциональное развитие международных коридоров для интеграции сервиса от центров зарождения до центров потребления грузов в Евразии.

Примером эффективной реализации этих подходов является проект Объединенной транспортно-логистической компании, осуществляемый совместно РФ, Беларусью и Казахстаном.

Для полной реализации транзитного потенциала Казахстана КТЖ развивает Транскаспийский маршрут из Китая в страны Кавказа, Турцию и Европу, маршрут из Китая в страны Персидского залива через Казахстан и Туркменистан, и коридор Север-Юг, проходящий по территории России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.

Для обеспечения привлекательности Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и обеспечения интегрированного сервиса от пункта отправления до пункта назначения путем согласования единых уровней сквозных тарифных ставок, технических и технологических параметров и условий перевозок, по нашей инициативе создан Координационный комитет ТМТМ, объединяющий владельцев магистральной и терминальной инфраструктуры, перевозчиков различных видов транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции и стран Восточной Европы.

Реализуются меры по снятию нефизических барьеров, обусловленных различным национальным регулированием, административными процедурами при пересечении границ и несогласованностью политики участников трансконтинентальных перевозок.

На пути в топ-40

Реализация стратегии развития мультимодального транспортно-логистического холдинга позволила улучшить качество транспортно-логистических услуг и позицию Казахстана в международном логистическом рейтинге (Logistics Performance Index — LPI) на 11 позиций в сравнении с итогами 2014 года с 88-го на 77-е место из 160. Это является лучшим показателем среди стран СНГ.

В целях формирования благоприятного логистического климата страны КТЖ проводится большая работа по внедрению системы e-freight, совершенствованию нормативно-правовой базы, оптимизации таможенных процедур и ускорению пересечения границ за счет сокращения объема бумажного документооборота и предоставления услуг по отслеживанию грузов.

В Таможенный кодекс РК внесены изменения в части сокращения документов, предоставляемых при таможенном декларировании. Внедряется система предварительного информирования с соседними странами, ускоряющая и оптимизирующая процесс таможенного контроля. Данная система уже внедрена на границе с КНР. Для обеспечения комплексного транспортно-логистического сервиса с 1 июля КТЖ начал выполнять функции «таможенного декларанта».

Результатом этой работы стало улучшение позиций Казахстана в рейтинге по эффективности процесса таможенной очистки на 35 позиций. По показателю транспортной инфраструктуры значение рейтинга улучшено на 41 позицию.

Усиление клиентоориентированности компании и совершенствование процессов организации перевозок отразилось на росте позиций по показателям: простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам и возможность отслеживать и контролировать груз.

Реализация перечисленных мероприятий по улучшению позиций Казахстана в Индексе эффективности логистики позволит вывести национальный логистический бизнес на новый уровень, улучшить инвестиционный климат и ускорит становление Казахстана логистическим и деловым хабом региона. Задача к 2020 году — войти в топ-40 стран с наилучшим логистическим климатом.

Экспортные возможности транспортного машиностроения

Для повышения конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса страны КТЖ реализовал масштабную программу модернизации подвижного состава и объектов инфраструктуры, обеспечившую снижение износа по основным видам активов с 80 до 40% и запас прочности на долгосрочный период.

Решение этой задачи КТЖ осуществлено в партнерстве с мировыми лидерами в области железнодорожного машиностроения путем создания собственных производственных мощностей по выпуску подвижного состава, рельсобалочной продукции и комплектующих.

Сформированный КТЖ новый кластер железнодорожного машиностроения обеспечил выпуск высокотехнологичной железнодорожной продукции на сумму более 442 млрд тенге. Этот кластер, выпускающий продукцию с высокой добавленной стоимостью, имеет большой экспортный потенциал и обеспечивает вклад в решение стратегических задач по диверсификации структуры казахстанского экспорта. Продукция наших заводов уже поставлена на рынки центральноазиатских стран — Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, а также в Азербайджан и Украину на общую сумму 17 млрд тенге.

В настоящее время проводится маркетинговая и предконтрактная работа по новым поставкам нашей продукции в Иран, ОАЭ, Алжир, Польшу, Финляндию, Грузию, Латвию, Литву, Молдову, Беларусь, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Украину и другие. До 2020 года общая сумма контрактов оценивается в размере более 4,2 млрд долларов.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее